Смекни!
smekni.com

Борис Ельцин - первый президент Российской Федерации (стр. 1 из 5)

Оглавление

Вступление

Биография

Увековечение памяти

Психологические особенности

Внутренняя политика

Внешняя политика

Заключение

Приложения


Вступление

Девяностые годы - расцвет криминала, олигархии, экономической разрухи, но с другой стороны, это время новых, смелых взглядов на жизнь, начала рыночной конкуренции и свободы личности. Именно в те годы Российская Федерация начала активное сотрудничество со странами дальнего зарубежья, но в то же время испортила отношения с государствами бывшего СССР. Девяностые годы – время конфликтов и противоречий в обществе, время интенсивных перемен.

Кто же возглавлял это новое, ещё не окрепшее государство? Кем был этот человек, за которым в своё время шли миллионы? Человек, у которого было так много недоброжелателей?

Итак, я постаралась изучить биографию и политику Бориса Николаевича Ельцина – человека непростого, который из деревенского мальчика стал главой самого большого государства на нашей огромной планете. Также я поставила себе целью понять его внутренний мир, разобраться, почему именно он стал первым президентом России. Я выбрала эту тему для написания реферата, так как много слышала и читала про этого человека. Также на выбор предмета исследования повлиял личный мотив - в годы его правления прошло моё детство.

Считаю, что сегодня проблема изучения личности первого Президента России актуальна и интересна, по той простой причине, что именно при его непосредственном участии появилось то государство, в котором мы живём - Российская Федерация, моя Родина, которой я горжусь.

Биография

Первый президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин родился

1 февраля 1931 года в селе Бутка Талицкого района Свердловской области. Туда его деда Игнатия Ельцина сослали после раскулачивания из села Басманово Ольховского района Уральской области.

Борис Ельцин говорил: «Собственность, которой владел дед, довольно внушительная: ветряная и водяная мельницы, молотилка, жатка, 5 лошадей, 4 коровы, до 12 гектаров посевов плюс 15 гектаров арендовал дополнительно. Ясно, что с таким хозяйством одной семьёй не управится. Игнатий Ельцин держал постоянных батраков. За что в 1930 году и был раскулачен». *

В 1932 году его отец, работавший на строительстве авиационного завода бригадиром, был арестован по обвинению в антисоветской агитации. Борю с матерью, Клавдией Васильевной, в девичестве Старыгиной, выселили из барака. Почти четыре года вынуждены они были ютиться у «добрых» людей.

В 1936 году Николая Игнатьевича досрочно освободили за ударный труд, и он завербовался рабочим в Пермскую область на строительство Беризниковского калийного комбината. Семья жила в продуваемом насквозь бараке из досок. Лишь через 10 лет удалось выстроить собственный дом.

Детство у Бори было очень нелегким - мальчика, на котором с 6 лет было всё домашнее хозяйство, да ещё и младшие братик с сестрёнкой за любой проступок жестоко наказывал отец, однако переломить характер сына ему так и не удалось.

«Биография Ельцина полна чрезвычайностей и бунтов. Например, на торжественном собрании в честь окончания семилетки в присутствии родителей, преподавателей, школьников он неожиданно выступил с публичным разоблачением недостойного педагога и потребовал её отставки ».**

За этот поступок Бориса выгнали из школы без свидетельства, с «волчьим билетом», но он с этим не смирился и стал ходить всюду: в районо, гороно… Добился создания комиссии, которая проверила работу классного руководителя и отстранили от преподавания. А Борису всё–таки выдали свидетельство, хотя среди всех пятёрок там красовалось «неудовлетворительно» за поведение.

В восьмой класс он поступил в другую школу, имени Пушкина, о которой у него самые лучшие воспоминания.

Тогда он начал активно заниматься спортом. Его сразу пленил волейбол. Одновременно Борис занимался и лыжами, и гимнастикой, и лёгкой атлетикой, десятиборьем, боксом, борьбой. Но, в конце концов, он выбрал именно волейбол и стал заниматься им совсем серьёзно.

В 1949 году поступил учиться в Уральский политехнический институт на инженерно- строительный факультет.

Сам он вспоминал так студенческое время: «С первого курса института окунулся в общественную работу. По линии спортивной - председателем бюро, на мне - организация всех спортивных мероприятий. Все пять лет, пока я был в институте, играл, тренировался, ездил по стране, нагрузки были огромные…

Волейбол оставил в моей жизни действительно большой след, поскольку я не только играл, но потом и тренировал четыре команды: вторую сборную Уральского политехнического института, женщин, мужчин, - в общем, у меня уходило на волейбол ежедневно часов по шесть, и учиться приходилось только поздно вечером или ночами».

Дипломную работу он писал вместо пяти месяцев всего один, причём на очень необычную тему - «Телевизионная башня». Их тогда почти не было, по этому до всего надо было дойти самому, но он защитил диплом на «отлично». В студенческие годы у Ельцина сложилась своя компания: шесть девчонок и шесть ребят. Постепенно в их большой студенческой семье он всё больше и больше стал замечать одну - Наю Гирину. Родилась она в Оренбургской области и была зарегистрирована под именем Анастасия. Но все звали её Ная, Наина.

К наречённому имени она не привыкла, поэтому, когда на работе её стали звать по имени и отчеству, возникли трудности. По этой причине она сменила имя на Наину, так ей было привычней.

«Она была его (Ельцина) типом женщины: смоделированным по материнскому стереотипу, - мягкая, чуткая, терпеливая, заботливая, спокойная, абсолютно нескандальная, исполняющая по отношению к мужу функции матери и верного друга».*

После института их распределили на работу по разным городам: Борис остался в Свердловске, Наина уехала к родителям в Оренбург.

После года разлуки они поженились в присутствии полутораста «своих ребят и девчат» и осели семьёй в Свердловске. Всю жизнь Наина была верной опорой Ельцину.

По окончанию вуза ему, как всякому выпускнику, предложили должность мастера на строительстве промышленных объектов. Но он отказался, так как для себя решил освоить

12 рабочих профессий. Каждый месяц - по одной. Месяц он проработал с другими рабочими в бригаде каменщиков, вёл кирпичную кладку – сначала простую, потом сложнее.

Работал он не по одной смене, а по две – полторы, чтобы быстрей приобрести опыт.

Вскоре он получил профессию каменщика, бетонщика. Затем освоил профессии машиниста, плотника, столяра, стекольщика, штукатура, маляра… За год он получил 12 специальностей как и хотел. А потом пришёл к своему начальнику участка и сказал, что теперь готов работать мастером.

Его стиль работы иногда называли жестоким, так как он старался от всех добиться трудового максимализма и исключить из общения с подчиненными личные моменты. Он был фанатиком работы.

Конечно, такого незаурядного работника заметили в номенклатуре. В 1961 году его приняли в члены КПСС (Коммунистическую партию Советского Союза), в 1963 году – назначили главным инженером, а в 1965-ом – начальником домостроительного комбината в Свердловске. В 32 года под его руководством был многотысячный коллектив.

С 1968 года его назначили заведующим отделом строительства обкома КПСС. Так началось его восхождение по партийной лестнице. Он не рвался на эту работу, но дал согласие. К обязанностям он относился добросовестно и ответственно.

Переломным для карьеры Ельцина стал 1975 год. Ему предлагали разные должности, и в итоге избрали секретарём, а уже в следующем году выбрали первым секретарём Свердловского обкома партии.

«Борис Ельцин был одним из немногих первых секретарей обкомов, который пытался нарушить привычные формальные связи и отношения партийного руководителя с простыми людьми, пытался встречаться и откровенно говорить различными категориями трудящихся: рабочими, учёными, интеллигенцией. (…) Следствием его деятельности в области стала искренняя поддержка секретаря обкома со стороны многих жителей города и области.»**

Войдя в большую политику, Ельцин понимал, что обязательно будет востребован в высших эшелонах власти, однако долго не соглашался на предложения занять должности министра и заведующего отделом ЦК, считая их недостаточными для руководства третьего по экономическому потенциалу региона страны, члена ЦК КПСС, члена Президиума Верховного Совета СССР. Но в апреле 1985 года он был вынужден перейти на работу в аппарат Центрального комитета партии по требованию руководства.

Вскоре, 1 января 1985 года, на пленуме Бориса Ельцина избрали секретарем ЦК КПСС, а 24 декабря этого же года, по рекомендации Политбюро, - первым секретарём Московского городского комитета партии.

Делать ему это очень не хотелось, поскольку в Свердловске у него оставались друзья, любимая работа, да и 54 года немало для того, чтобы менять уклад жизни и направление в работе. «Нестандартность в разрешении проблем, открытость в общении с людьми, доведённая до популизма, настойчивость при достижении цели и жёсткий стиль руководства выгодно отличали нового «хозяина» столицы от прежнего - Виктора Васильевича Гришина. Москвичи быстро ощутили положительные сдвиги в повседневной жизни: организация красочных ярмарок, праздники города, борьба с взяточничеством и коррупцией. Именно в это время о Борисе Ельцине узнала вся страна.

Решительный и своенравный, своими действиями он за короткий срок нажил себе множество противников, среди которых оказались и такие влиятельные члены Политбюро, как, например, Лигачёв Егор Кузьмич и Соломенцев Михаил Сергеевич, пытавшиеся направить его в традиционно- директивное русло политической деятельности, с чем Борис Ельцин мириться не хотел». *

12 сентября 1987 года Ельцин направил письмо Генеральному секретарю КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачёву, отдыхавшему на юге, в котором жаловался, что утратилась его поддержка как первого секретаря Московского горкома партии, возмущался стилем работы Егора Кузьмича Лигачёва, говорил, что недоволен тем, как идёт перестройка и по этим причинам просил освободить его должности первого секретаря МГК КПСС и обязанностей кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС. Однако, реакции на письмо не последовало, и 21 октября Борис Николаевич выступил на Пленуме ЦК КПСС с критикой темпов и методов осуществления перестройки. Также он выразил недовольство стилем работы Лигачёва и обвинил членов Политбюро в славословии Горбачёва. Его выступление было раскритиковано всеми участниками Пленума. Центральный Комитет принял решение считать его выступление политически ошибочным.