Смекни!
smekni.com

Средневековое общество и истоки русской государственности (стр. 3 из 6)

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, «на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего... Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите». Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы. Но «Поучение» – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Оно выходит за узкие рамки семейного документа и приобретает большое общественное значение.

Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства, только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.

Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Он считает, что в быту князь должен быть образцом для окружающих, семейные отношения нужно строить на уважении. В «Поучении» Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.

Третье произведение Владимира Мономаха — письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу, написанное по поводу гибели своего родного сына Изяслава, убитого Олегом в бою. Письмо мудро и спокойно. Горько сожалея о смерти сына, князь, тем не менее, готов все понять и все простить. Война есть война. Сын его погиб, как погибают многие в бою. Беда не в том, что на поле брани погиб еще один князь. Беда в том, что княжеские распри и усобицы губят Русскую землю. Мономах считает, что пора прекратить эти братоубийственные войны. Князь предлагает Олегу мир: «Я тебе не враг, не мститель... И мир я тебе предлагаю потому, что не хочу я лиха, но добра хочу всей братии нашей и земли русской».

Д.С. Лихачев отмечал, что «письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в русскую землю и получить полагающиеся по наследству княжества, просит забыть обиды».

В целом «Поучение» окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне, а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек. Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление «в сердце свое». Его волнует проблема этической ответственности человека, сохранение таких чувств и качеств, как сострадание, справедливость, честь, трудолюбие.

Сам же Мономах эмоционально поглощен религиозными чувствами, воспевая божественную гармонию всего сущего, провозглашая человеколюбие, милосердие Бога, сотворившего своей милостью множество великих чудес и благ, подарившего людям землю и весь окружающий мир.

Восторженно говорит Мономах о «божьей мудрости» ради человека. Возвышенные слова следуют одно за другим: «Разум человеческий не может постигнуть чудеса твои. Велик ты, и чудны дела твои и благословенно и славно имя твое во веки по всей земле».

Идея покаяния, победы добра над злом не оставляет Мономаха. Она выражена в письме к Олегу Святославичу. Покаяться должен, по мысли князя, допустивший гибель его сына Олег, покаяться должен и сам Владимир, не предупредивший ее: «Следовало бы тебе, увидя кровь и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: “увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери — слезы”».

Сам же Мономах готов к страшному суду: «На страшном суде, — пишет он, — без обвинителей сам себя обличу...».

Лирическое начало в послании приближает его к народной поэзии, к песенной лирике, придает эмоциональность повествованию. Так, уподобление тела сына цветку, впервые распустившемуся, или сравнение снохи, захваченной в плен Олегом Святославичем, с горюющей горлицей на сухом дереве, предвосхищающее плач Ярославны в «Слове о полку Игореве», соотносятся с элементами народной поэзии. А молитва Мономаха, включенная в «Поучение», по своей художественной сути близка к песенной лирике, к народным плачам. «Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим заступник! Утверди в разуме сердце мое, владыка! Дай мне дар слова, отче, устам моим не запрещай взывать к тебе. Милостивый, помилуй падшего!..».

Высокие представления об этических ценностях автор «Поучения» старается внушить читателям. В произведении также находят отражение детали реального быта: с этнографической точностью передаются исторические события — борьба с половцами, походы князей. Географическое пространство обширно и отражает события русской истории в движении. Перечисляются битвы, города, земли, реки, имена русских князей и половецких ханов. Описывает Мономах и отдельные ситуации, моменты битв: «билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог», или, например, драматическую картину похода дружины численностью около ста человек, с детьми и женами, из Чернигова в Переяславль. Автор отмечает, как «облизывались на них, точно волки, половцы, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля».

Социальная практика и трудовая деятельность князя раскрывается в следующем его замечании: что надлежало делать отроку его, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. Сам делал, что было надо.

В целом «Поучение» раскрывает облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья, человека, в котором воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.

Какие три важнейшие события мировой истории характеризовали эпоху средних веков?

Конец Средневековья знаменуют три события:

1. Эпоха географических открытий - событие глобального характера, приведшее к контакту цивилизаций, ранее даже не подозревавших о существовании друг друга, превратившее Западноевропейскую цивилизацию в мировую.

2. Реформация, положившая конец средневековому универсализму и открывшая, среди прочего, дорогу современным национальным государствам.

3. Эпоха Возрождения, или Гуманизма (деятели которого и придумали термин Средние века), породившая идею Человека-Бога - существа, изначально, разумного и совершенного.

Все эти события приходятся на конец XV - начало XVI века. Это и есть рубеж Средневековья и Нового времени.

Какой период во всемирной истории известен как эпоха Великого переселения народов? Какие перемены в жизни славянских племен происходят в это время?

Великое переселение народов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась в конечном счёте масса германских переселенцев, к началу V века нашей эры уже была достаточно плотно заселена самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населением. Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами в каком то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы и финно-угорские племена.

В чем смысл византийского варианта православия? Какое влияние оказала византийская православная церковь на утверждение христианской культуры у славян? Какое значение имело принятие христианства для развития Древней Руси?

Византия являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. Православие пришло в нашу страну не случайно, и дело не только во влиянии Византии. Православный вариант христианства наиболее полно отвечал российским особенностям.

Сложные природно-климатические условия оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объеме совокупного продукта в стране неизбежно создавались жесткие рычаги государственного механизма, направленные на изъятие той доли прибавочного продукта, которая шла на потребление самого государства и общества в целом. Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти в России.