Черносотенные партии и организации были довольно многочисленными и насчитывали в своих рядах в конце 1907 г. около 410 тыс. человек. Их филиалы имелись в 66 губерниях и областях;.
Об активности черносотенцев можно судить хотя бы по такому факту: в течение первого месяца после провозглашения Манифеста 17 октября 1905 г. от их рук пало более 4 тыс. человек и до 10 тыс. — искалечено.'. В национальных районах ими были организованы еврейские погромы (Украина, Белоруссия) и армяно-татарская резня (Закавказье). Мутной волной погромы прокатились более чем по сотне городов 36 губерний России. Размах черносотенного движения наглядно показал, насколько мощными были консервативные силы, выступающие в защиту самодержавия.
Издание Манифеста 17 октября ускорило процесс размежевания в либеральном движении. Наиболее влиятельными были две партии: кадетов (конституционно-демократическая партия) и октябристов (“Союз 17 октября”). Российский либерализм включал в себя мощную политическую элиту с богатым интеллектуальным потенциалом.
На левом фланге либерального движения стояла самая главная партия российской буржуазии — кадеты, которая возникла на базе “Союза освобождения” в октябре 1905 года. Первым председателем ЦК партии стал крупный землевладелец князь П. Д. Долгоруков. Видную роль в руководстве партии играли П. Милюков, В. Набоков, В. Короленко, П. Струве и многие другие представители интеллектуальной элиты России. В стране действовали примерно 300 кадетских
' Ионов И. Н. Российская цивилизация, IX—нач. XX в.: Учеб. кн. для 10—XI кл. — М.: Просвещение, 1995, с. 287.
71
организаций. Преобладающая часть из них (273) была создана в городах и только 27 — в сельской местности. Общая численность партии составляла порядка 60 тыс. членов.'.
Основу партии составляли либеральная интеллигенция, в первую очередь представители высших, элитных ее слоев:
профессора и приват—доценты, адвокаты, врачи, видные литераторы и инженеры. Кадеты объявляли себя внеклассовой партией. Они выступали за капитализм, за западно-европейский тип общественного развития России. Идеалом кадетов, по определению В. Ленина, являлось “увековечение буржуазной эксплуатации в упорядоченных, цивилизованных, парламентских формах”.2.
В политической области кадеты ставили задачи создания парламентарной монархии, введения всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, неприкосновенности личности и жилища. Предлагались также отмена цензуры и паспортной системы.
В области рабочего законодательства содержались требования 8-часового рабочего дня, отмены штрафов, охраны труда женщин и детей, /свободы рабочих союзов и собраний, государственного страхования по старости и нетрудоспособности.
Предусматривался также ряд мер по соблюдению трудового законодательства и создания так называемых “примирительных камер” из представителей труда и капитала для разрешения конфликтов, возникающих между рабочими и предпринимателями. В случае необходимости за рабочими оставалось и право на стачку. ;
В программе кадетов уделялось серьезное внимание и аграрному законодательству. Для решения аграрного вопроса выдвигались следующие требования: отмена выкупных платежей и упорядочение арендных отношений; широкая организация государственной помощи для 'переселения кре-
' В журнале <Вс”яросы истории” за 1990 г., № 2, с. 34 называются
360 кадетских организаций. Есть разночтения и в численности этой партии.
2 Ленин В. И. Поли. собр. с,оч„ т. 14, с. 25.
72
сТьян и их хозяйственного обустройства на новом месте;
увеличение земельных наделов крестьян, 'за счет конфискации государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель, а также путем отчуждения, в потребных размерах, частно-владельческих земель с выплатой их владельцам справедливого вознаграждения.
В области национальных отношений а программе провозглашалось равенство всех наций перед законом, право их культурного самоопределения. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота, а на местном уровне предусматривалось использование национального языка. Признавалось и право получения начального образования на родном языке. Особо учитывался статус Польши и Финляндии, которым предоставлялась автономия “при условии сохранения государственного единства и участия в центральном представительстве на одинаковых с прочими частями империи основаниях”.'.
Сфера просвещения, по мнению кадетов, должна быть организована “на началах свободы, демократизации и децентрализации”.2. Предусматривалось также введение всеобщего и бесплатного начального образования, уменьшение платы за эбучение в высших учебных заведениях, автономия университетов и свободная организация студенчества.
Программа кадетов, бесспорно, носила прогрессивный характер. Поставленных целей они хотели добиться мирными, парламентскими средствами. Однако социальная база российского Либерализма была узкой. Слой мелких и средних собственников в России был очень тонок и слаб. Этот объективный фактор и определил историческую судьбу либерализма в России.
' Первый штурм.,, с. 4^>. 2 Там же, С. 472.
73
На правом фланге либералов находились октябристы. В образовании этой партии решающую роль сыграл царский Манифест 17 октября 1905 года. Отсюда и название партии — “Союз 17 октября”. Во главе этой щартии вначале находился крупный землевладелец, камер-юнкер императорского двора Д. Н. Шипов, а с октября 1906—директор правления Московского учетного 'банка, глава страхового общества “Россия” А. И. Гучков. В состав этой партии входили главным образам представители крупной торгово-промышленнвй буржуазии и финансисты, а также помещики, перестроившие свое хозяйство на капиталистический лад. Филиалов партии октябристов насчитывалось к 1906 г. — 260, причем, 227 находились в столичных, губернских и уездных городах. Ориентировочно численность этой партии колебалась в пределах 50—60 тыс. членов.
В своем, воззвании “Союз 17 октября” призвал к единению всех политических сил для, реализации тех идей, которые были изложены в царском Манифесте. Новая политическая жизнь, считали октябристы, дает народу возможность законным 'путем влиять на судьбу 'своего отечества и отстаивать свои интересы.
В политической области ставилась задача создания конституционной монархии, где монарх является “верховным вождем свободного народа” и воплощением государственного единства. Таким образом, монархия рассматривалась октябристами как надклассовая и надпартийная категория.
Октябристы выступали за сохранение исторически сложившегося унитарного характера государства, как “условия для сохранения внешней мощи России”. Все народы империи, по их мнению, независимо от национальности и вероисповедания должны участвовать в создании правительственной власти и иметь право на удовлетворение и защиту своих культурных нужд в пределах допустимых идеей государственности. Только за Финляндией признавалось право на автономию “при условии государственной связи с империей”.
74
Октябристы выступали против созыва Учредительного собрания, так как оно нарушит “органическую связь со всей предшествующей жизнью России” и приведет к тяжелому революционному потрясению страны. Поэтому Дума первого созыва должна взять на себя задачу разработки первоочередных государственной важности реформ. К таким реформам они относили решение крестьянского и рабочего вопросов, местного самоуправления, народного образования, судопроизводства и др.
В аграрном вопросе предлагалось предоставить крестьянам гражданские права, содействовать их переселению на свободные земли, а в “случаях государственной важности отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной властью”.'.
По рабочему вопросу, кроме 8-часового рабочего дня выдвигались требования постепенного осуществления страхования рабочих, ограничения рабочего времени для женщин и детей в особо вредных для их здоровья производствах. За рабочими признавалось право на свободу организации профессиональных союзов и стачек. При этом подчеркивалась необходимость законодательного регулирования экономической борьбы, особенно для предприятий государственной важности.
В сфере местного самоуправления — создание бессословного земства и расширение их прав, участие в самоуправлении “широкого круга лиц”, что и должно быть “лучшей школой политической свободы для народа”.
: Важное место и программе октябристов занимали вопросы образования. Они считали, что нужды народного просвещения должны быть выдвинуты в Думе на первый план и чтобы на 'их удовлетворение “были ассигнованы самые широкие средства”.
' Первый штурм.., с. 479—487.
75
При поверхностном подходе к программе октябристов трудно увидеть отличие ее от программы кадетов. Но это только на первый взгляд. Прежде всего, это партии отличались своим социальным составом. Известно, что классовую основу октябристов составляли крупная таргово-промышленная 'и финансовая буржуазия, а также “цензовая” интеллигенция. Уже 'в силу этого социальная и политическая ориентация этой партии была более .консервативной, чем у кадетов.
Кадеты к оценке царского Манифеста подходили сдержано. Они указывали на расплывчатость, неопределенность отдельных его положений и требовали проведения выборов в Учредительное собрание “на основе всеобщего и равного избирательного права с прямым и тайным голосованием”.'. Октябристы же расценили Манифест восторженно, считая, что он представляет народу возможность влиять на принятие законов и на управление страной.