Разным было и понимание политической сущности монархии. Кадеты на втором съезде (5—11 января 1906 г.) специально 'подчеркнули в своем постановлении, что “Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией.2. При этом они ориентировались на создание монархии английского типа, где представительный орган (парламент) наделен безусловной законодательной властью. А октябристы рассматривали Государственную Думу по сути дела как законосовещательный орган, решения которого должны утверждаться монархом. Программа октябристов, в целом, бы-ла',ближе к тому направлениюв рядах государственной бюрократии, которое представлял С. Витте и П. Столыпин.
Революционная борьба и давление на правительство со стороны либеральной оппозиции обусловили начало превращения самодержавия в конституционную монархию. 11 декабря 1905 года был обнародован избирательный закон. Выборы были предусмотрены не прямые, как обещалось, а многостепенные. Сначала избирали выборщиков, а уж они выбирали депутатов. Права определялись имущественным цен-
' Первый штурм.., с. 474—475. . 2 Первый штурм.., с, 478.
76
зом. Избиратели разбивались на четыре курии, обладавших неравным числом голосов: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую.
В выборах не участвовали батраки, женщины, солдаты, матросы, учащиеся, рабочие, занятые на мелких предприятиях. Возрастной ценз определялся в 25 лет. Сама Дума избиралась на пять лет. Депутаты были неподотчетны избирателям. Их отстранение могло осуществляться Сенатом, а Дума распускаться императором.
Законодательные права Думы были урезаны еще до ее созыва. В феврале 1906 года царь преобразовал совещательный Государственный совет в верхнюю палату Думы. Теперь любой законопроект утверждался сначала Думой, а затем Государственным советом, а потом поступал к царю.'.
Государственный совет как законосовещательный орган при царе существовал с 1810 года и члены его назначались царем. Теперь же в Государственный совет входили люди по назначению царя и выборные от населения в соотношении 50:50. Председатель и вице-председатель Госсовета избирались на девять лет, но каждые три года обновлялась одна треть состава. Царь оставлял за собой право издавать указы и без Думы. Поэтому институт самодержавия сохранился. 23 апреля 1906 г. были изданы “Основные государственные законы”, где в гл. I было записано: “Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть”.'.
Выборы в I Государственную Думу состоялись в феврале—марте 1906 года, а первое ее заседание открылось 27 апреля 1906 года в Тронном зале Зимнего Дворца. Начало работы Думы было обставлено торжественно. Петербург был украшен и иллюминирован, в церквах служили благодарственный молебен. Всего в Думу было выбрано 478 депутатов. Состав ее оказался либеральным. Одна треть всех мест принадлежала кадетам. Председателем I Думы был избран кадет С. А. Муромцев.
' См. подробнее: Исаев М. А. История государства и права России. Курс лекций. — М.: изд-во БЕК, 1994, с 215.
' Цигг. по кн.: Исаев И. А. История государства и права России... с. 215.
77
Законодательная деятельность Думы ограничилась утверждением всего лишь двух законопроектов из 29 внесенных в нее — об отмене смертной казни и о продовольственной помощи голодающим. За время существования I Думы был внесен 391 запрос к правительству и только на 62 из них был дан ответ. Она просуществовала всего лишь 72 дня. В условиях спада революции царь распустил ее, надеясь, что новый состав Думы будет более послушным.
Однако состав II Думы, избранный в феврале 1907 года, оказался еще более радикальным, что свидетельствовало об ослаблении либерального центра и об усилении крайне правых и левых сил. Черносотенцы и октябристы получили 10% мест (54 мандата), а партии “левого блока” (социал-демократы, трудовики, эсеры) — 43% (222 мандата из 518).
Во II Государственной Думе аграрный вопрос по-прежнему стоял в центре внимания. 6 мая 1907 года председатель Совета Министров П. Столыпин предложил депутатам утвердить аграрные указы правительства, принятые после роспуска I Думы. Эти указы предусматривали свободу выхода крестьян из общины и возможность закрепления надела в собственность, а в случае острого малоземелья — оказание
помощи их переселению в Сибирь и Среднюю Азию. Программу правительства поддержали монархисты и октябристы. Кадеты не решились открыто поддержать П. Столыпина, но .отказались и от его критики. Меньшевики выступали со своей программой “муниципализации” земли.
9 мая 1907 года аграрная комиссия Думы под давлением Трудовиков единогласно высказалось за необходимость принудительного отчуждения помещичьей земли. Кадеты, желая сохранить Думу, открыто встали на сторону правых. В результате 238 голосами монархистов, октябристов и кадетов против 191 голоса социал-демократов, трудовиков и эсеров было принято решение закончить прения по аграрному вопросу.
78
Ясно, что такой строптивый состав II Думы опять не мог удовлетворить правительство. 3 июня 1907 года под предлогом привлечения социал-демократов к ответственности за организацию “военного заговора” II Дума была распущена. Началась новая страница российской истории.
Революция продолжалась два с половиной года. Она нарушила привычный уклад жизни, внесла в него острейшее политическое противоборство. 'При всех жертвах и издержках она дала мощный толчок всему ходу общественного развития России. 'Проявлением модернизации политического строя явилось ограничение самодержавия и устранение полного политического бесправия народа. В короткий исторический срок возникла многопартийная система. К 1906 году в России было около 50 партий (большая часть из них действовала в национальных районах). В политической системе России появились элементы парламентаризма — Государственная Дума и Государственный совет, что повышало роль 'и значение политических партий в жизни страны. Стали складываться и другие массовые общественные структуры гражданского общества — профсоюзы, советы, которые стали объектом соперничества партий.
Первая российская революция не в полной мере реализовала представившийся России исторический шанс пойти по демократическому, конституционному пути, влиться в русло европейской цивилизации. Этому помешали как отсутствие социальной базы для развития демократических процессов,
ярко выраженный антогонизм между господствующим классом и большинством люмпенизированного населения, так и историческая ограниченность самодержавия. Пророческими оказались слова, написанные П. Струве 6 декабря 1905 года: “Русская монархия, которая не заключит с революцией почетного для обеих сторон мира, а победит ее реакцией, — эта русская монархия не выдержит не только второй революции, но и второй такой войны, какою была русско-японская война”.' Дальнейший ход российской истории подтвердил правоту этого .вывода.
79