В своем стремлении к «оздоровлению» демократии и идеальному государству, Маклаков отмечает, что не так важно достижение идеала, сколько верное к нему направление. Основной его расчет строится на том, что люди и даже целые народы наконец осознают преимущества соглашения, диалога перед непрерывной борьбой и это будет «шаг к оздоровлению демократии и народоправства на основе согласия всех и принятия компромиссных решений»[65].
В целом, концепция эволюционного развития государства и общества В.А. Маклакова ставили задачей постепенной изменение России, но ни в коем случае ее уничтожения. Он отмечал, что улучшения могут последовать «в рамках привычной для народа монархии». Этот путь, по его мнению, «ни чем не грозил, не требовал жертв, не нарушал порядка в стране»[66]. Его идеи правового государства, верховенства закона, обеспечение демократических и гражданских прав, а главное – мысль о поисках компромисса и соглашения в решении всех проблем, волнующих людей остаются современными и не теряют своего значения в наше время. Его оригинальное видение проблемы явилось одним из вариантов перспективного развития России и сближения ее с западным обществом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В общественной жизни начала ХХ века фигура русского либерала до сих пор остаётся наиболее привлекательной, о чём говорят многочисленные работы исследователей, посвященные данной проблематике. На сегодняшний день нам известны многие факты и события, имевшие место в ту эпоху, но господство жёстких стереотипов в советской историографии привело к обезличиванию истории России, поэтому идейно-теоретическое и мемуарное наследие русских эмигрантов представляется нам особенно интересным и важным источником при изучении событий тех лет.
В.А. Маклаков был человеком неординарным, не поддающимся никакой классификации. На формирование его взглядов повлияли следующие факторы: обстановка, царившая в семье после ранней смерти матери, знакомые отца – свободно мыслящие люди, отстаивающие идеи существования в России конституционной монархии, окончательного решения социального и национального вопросов. Воспитанный в таком духе, молодой человек остался не восприимчив ко многим порядкам, существовавшим в гимназии и Университете. Так же, воздействие на Маклакова оказали заграничная поездка в Париж, чтение недоступной на родине литературы, близкое знакомство с Л.Н.Толстым. Опыт, приобретённый в период адвокатской практики, он перенёс на свою политическую карьеру, став одной из самых заметных фигур начала ХХ века.
При более глубоком изучении его личности, оказывается, что Маклакова всегда отличали необыкновенная одарённость, позволявшая быстро ориентироваться в ситуации и принимать решения, сильный и трезвый ум, большой природный такт и терпимость к своим идейным противникам. В то же время, он был очень противоречивой личностью: в нём каким-то образом уживались западник со славянофилом и даже русским националистом, защитник прав государства и борец за права личности.
Говоря о его политических взглядах и убеждениях, хотелось бы отметить, что Маклаков был знаком с многочисленными общественными организациями, партиями, их программами и предвыборными агитационными проектами, но всё же сделал выбор в пользу либерального движения, вступил в партию конституционных демократов. Как и большинство партийцев, он был принят в масонскую организацию, российские лидеры которой добивались установления в Российской империи демократического строя и ликвидации Самодержавия. Уже на Родине Маклаков начинает придерживаться идей строительства правового государства, уважения Закона и прав каждого человека, которые впоследствии выльются в целостную концепцию о соотношении государства и общества. В целом, его концепция эволюционного развития государства и общества ставили задачей постепенной изменение России, но ни в коем случае ее уничтожения, и такое оригинальное видение проблемы явилось одним из вариантов перспективного развития России и сближения ее с западным обществом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. ИСТОЧНИКИ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Адамович Г.В. Василий Алексеевич Маклаков. Политик, юрист, человек // Одиночество и свобода. М., 1997;
«Большевизм есть несчастье, но несчастье заслуженное». Переписка В.А.Маклакова и А.А.Кизеветтера // Источник. 1992, №2;
В поисках новой России (письма Б.А. Бахметева и В.А. Маклакова) //Отечественная история. 1997. №1;
Маклаков В.А. Вторая государственная дума // Новое время. 1994. №20;
Маклаков В.А. Из воспоминаний. Нью-Йорк, 1954;
Милюков П.Н. Воспоминания: В 2т. М., 1991;
Написанные без оглядки: Василий Маклаков и его письма – портреты // Родина. 1996. №10;
«Окунуться в Россию»: Переписка В.А. Маклакова с Б.Н. Бахметевым // Отечественная история. 1996. №2;
Тыркова-Вильямс А.В. На путях к свободе. М., 1998.
II. ЛИТЕРАТУРА
Аврех А.Я. Царизм и IV Дума. М., 1981;
Берберова Н.Н. Люди и ложи. Русские масоны XX столетия. М., 1997;
Будницкий О.В. Нетипичный Маклаков // Отечественная история. 1999. №2-3;
Будницкий О. О сословном и национальном вопросе в императорской России // AbImperio. 2001. № 2;
Волобуев О.В., Миллер В.И., Шелохаев В.В. Непролетарские партии в России: итоги изучения и нерешённые проблемы // Непролетарские партии в трёх революциях. М., 1989;
Гоголевский А.В. Очерки истории русского либерализма XIX - начала XX века. СПб., 1996;
Дедков Н.И. Маклаков В.А.// Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века: Энциклопедия. М., 1996;
Думова Н.Г. Кончилось ваше время... М., 1990;
Иоффе Г.З. Нетерпеливые не могли внять призывали к терпению. В.А. Маклаков: «Мы надеемся на дальнейшую эволюцию…» // Наука и жизнь. 1993, №9;
Иоффе Г.З., Кулешов С.В. В.А. Маклаков: вместо подчинения одних другим надо искать равновесие // Кентавр. 1993. №6;
Маклаков и Милюков: два взгляда на русский либерализм // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999;
Медушевский А.Н. Конституционные проекты; и цивилизационные судьбы России // Отечественная история. 2000. № 5;
Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства. Документы и материалы. Т. 1. Русский вестник, 2000;
Политические партии России: история и современность. М., 2000; Политические партии России. Конец ХIX – первая треть ХХ века. М., 1996;
Российские либералы: Сб. статей / Под ред. Итенберга Б.С. и Шелохаева В.В. М., 2001;
Секеринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. М., 1995;
Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг. М., 1995;
Шелохаев В.В. Кадеты, или искусство компромисса // Полис. 1993. № 1.
[1]Аврех А.Я. Царизм и IV Дума. М., 1981; Думова Н.Г. Кончилось ваше время... М., 1990; Политические партии России: история и современность. Указ. соч.; Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века. Указ. соч., Шелохаев В.В. Кадеты, или искусство компромисса // Полис. 1993. № 1.
[2]Адамович Г.В. Василий Алексеевич Маклаков. Политик, юрист, человек // Одиночество и свобода. М., 1997.
[3]Берберова Н.Н. Люди и ложи. Русские масоны XX столетия. М., 1997; Милюков П.Н. Воспоминания: В 2т. М., 1991.
[4] Иоффе Г.З. Нетерпеливые не могли внять призывали к терпению. В.А. Маклаков: «Мы надеемся на дальнейшую эволюцию…» // Наука и жизнь. 1993. №9; Иоффе Г.З., Кулешов С.В. В.А. Маклаков: вместо подчинения одних другим надо искать равновесие // Кентавр. 1993. №6; Дедков Н.И. Маклаков В.А. // Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века: Энциклопедия. М., 1996.
[5]Будницкий О.В. Нетипичный Маклаков // Отечественная история. 1999. №2-3; Он же. «Окунуться в Россию»: Переписка В.А. Маклакова с Б.Н. Бахметевым // Отечественная история. 1996. №2; Написанные без оглядки: Василий Маклаков и его письма – портреты // Родина. 1996. №10.
[6]Маклаков В.А. Из воспоминаний. Нью-Йорк, 1954. С.123.
[7]Адамович Г.В. Одиночество и свобода. Указ. соч. С.121.
[8]Маклаков В.А. Из воспоминаний. Указ. соч. С.15-17.
[9]Маклаков В.А. Из воспоминаний. Указ. соч. Там же. С. 30.
[10] Там же. С. 53.
[11]Святое место. Помню я, как сон,
Твои кафедры, залы, коридоры,
Твоих сынов заносчивые споры
О Боге, о вселенной ... (См.: Маклаков В.А. Из воспоминаний. Указ. соч. С.55).
[12]Маклаков В.А. Из воспоминаний. Указ. соч. С.57.
[13]Там же. С.64-66.
[14]Российские либералы: Сб. статей / Под ред. Итенберга Б.С. и Шелохаева В.В. М., 2001. С.497.
[15]Маклаков В.А. Из воспоминаний. Указ. соч. С. 128.
[16]Любая деятельность студентов рассматривалась как подрыв университетской «нравственности» и основ правопорядка.
[17]Маклаков В.А. Из воспоминаний. Указ. соч. С.138.
[18]Маклаков В.А. Из воспоминаний. Указ. соч С. 161.
[19] Там же. С.181.
[20]Маклаков В.А. Из воспоминаний. Указ. соч . С.79.
[21]Там же. С.89.
[22]Там же. С.78.
[23]Там же. С.213.
[24]Маклаков В.А. Из воспоминаний. Указ. соч С.220-221.
[25]Тыркова-Вильямс А.В. На путях к свободе. М., 1954. С.351.
[26]Будницкий О.В. Написанные без оглядки... Родина. 1996. № 10. С.54.
[27]Берберова Н.Н. Указ. соч. С.396.