Смекни!
smekni.com

Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II (стр. 5 из 7)

При Екатерине II дворянин стал членом привилегированной губернской дворянской корпорации, державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 г. установила, что дворянин не может лишиться своего звания без суда. Дворянин передает своё звание детям и жене, свободен от податей и телесных наказаний, всё, что находится в его имении является неотъемлемой собственностью дворянина; он свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет офицерского чина. Такими стали главнейшие права всех дворян при Екатерине II. Помимо этого дворянские общества имели все права юридических лиц. К таким результатам дворянство пришло к концу XVIII века: исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление.

К этим результатам следует причислить и прогресс крепостного права. Положение крестьян непрерывно ухудшалось в XVIII веке. Екатерина мечтала об освобождении крестьян, строила проекты, но она взошла на престол и правила с помощью дворянства и не могла нарушить свой союз с господствующим сословием. При Екатерине крепостное право росло и в смысле его силы и широты его распространения. Но вместе с тем появлялись мысли о его уничтожении и у самой императрицы, и у людей, шедших в ногу со временем. Законодательство времени Екатерины в крестьянском вопросе по-прежнему направлялось к дальнейшему ограничению крестьянских прав и усилению власти над ними помещика. Во время крестьянских волнений в 1765 – 1766 гг. помещики получили право ссылать своих крестьян не только на поселение в Сибирь, но и на каторгу. Помещик в любой момент мог отдать крестьянина в солдаты. Крестьянин был лишён права подавать в суд жалобу на помещика.

Но такой противоречивый взгляд на крестьянство не повёл к полному уничтожению гражданской личности крестьян: они продолжали считаться податным классом общества, имели право подавать иски в суд и быть свидетелями на суде, могли вступать в гражданские обязательства и даже записываться в купцы с согласия помещика. Казна даже позволяла им откупаться за поручительством помещика. В глазах закона крестьянин одновременно был и частным рабом и гражданином.

Такая двойственность законодательства в отношении крестьян указывала на отсутствие твёрдого взгляда на них у правительства. У правительства было два направления в вопросе о крестьянах: императрица хотела их освобождения, окружающие её люди - дальнейшего развития помещичьих прав. Вот почему в положении крестьянского вопроса при Екатерине наблюдается ряд противоречий. Рассмотрим некоторые из них. Рядом указов Екатерина старалась ограничить распространение крепостного права и прямо запрещала свободным людям и вольноотпущенным вновь вступать в крепостную зависимость. Превращая сёла, населённых крепостными, в новые города, правительство выкупало крестьян и обращало в горожан. Вся масса, около миллиона крестьян, принадлежащих духовенству, была окончательно изъята из частного владения и превращена в особый разряд государственных крестьян под именем экономических (1763). Но одновременно с этим Екатерина щедро раздавала приближённым людям имения, и число новых крепостных в этих имениях достигало громадной цифры. Далее, во всё свое царствование Екатерина искренне строила проекты освобождения крестьян. Уже во второй половине её царствования был создан проект закона о том, чтобы объявить свободными всех крестьян рождённых после Жалованной грамоты 1785 года. Но наряду с этим Екатерина запретила свободный переход малорусских крестьян и тем формально установила в Малороссии крепостное право, хотя сама жизнь до неё уже подготовила его. Результатом таких противоречий было не прекращение или ограничение крепостного права, а ещё больший его расцвет.

Как раз в это же самое время общество обратилась к теоретическому обсуждению крепостного права. В обществе явился так называемый крестьянский вопрос и два взгляда на него: один в пользу освобождения крестьян, другой – против освобождения. Екатерина допустила обсуждение этого вопроса не только в правительственных кругах, где судьба крестьянства давно являлась очень важным вопросом, но и в сфере общественной жизни. В Петербургском Вольном Экономическом Обществе, устроенном в 1765 г. для поощрения знаний в области сельского хозяйства, был поднят вопрос о быте крестьян. Г. Орлов предложил публично обсудить вопрос о крепостной зависимости и о правах крестьян. Было рассмотрено большое количество предложений из России и заграничных предложений. Премия была присуждена ахенскому ученому Беарде-Делабею, который был за освобождение крестьян.

Таковы были главнейшие факты законодательной деятельности императрицы Екатерины. В противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле деятельности с широким преобразовательным планом. Она не успела выполнить своего плана целиком и не провела последовательно своих идей. Идеи Наказа не перешли в практику, законодательство не было перестроено на новых основаниях, отношения сословий остались, в основном, прежними и развивались в том же направлении, которое было дано и раньше. Развитие крепостного права и сословное самоуправления прямо противоречили отвлеченным теориям императрицы, но соответствовали влиятельному сословию - дворянству. Екатерина всегда уступала действительности во всех важных делах. Это ещё раз доказало бессилие личности изменить общий ход событий. Как исторический деятель, Екатерина осталась верна началам русской жизни, она продолжала свою деятельность в том же направлении, в котором работали её предшественники, хотя иногда не хотела и не действовала как они.

2.5 Крестьяне и крепостное право

Одной из крупных акций политики «просвещенного абсолютизма» был конкурс, объявленный Вольным экономическим обществом (ВЭО) в 1766г. Екатерина II вступила на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета. В 50-60-х годах XVIII века волнения охватили крестьян разных категорий - церковных, помещичьих, государственных. Особого накала достигла борьба приписных крестьян и работных людей заводов Урала. Подавив крестьянское движение, Екатерина II все же вынуждена была признать, что положение помещичьих крестьян критическое и что предотвратить грядущую беду, т.е. новые крестьянские восстания, можно лишь уменьшением жестокости.

Одновременно с этим не менее остро стоял вопрос о том, как заинтересовать крепостного крестьянина в добросовестной и качественной работе на его барщине, что позволило значительно повысить доходы помещиков. Именно последнее было в центе внимания ВЭО, основанного под покровительством Екатерины II группой аристократов и сановников, в число которой также входили помещики-практики и академики-иностранцы. Они, прежде всего, делали ставку на совершенствование агротехники, орудий труда и применение новых культур.

Вскоре, по инициативе Екатерины, обществом был объявлен конкурс на тему: «Что полезнее для общества, чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?».

На конкурс было подано 162 работы, причем 155 – из-за границы. Конкурсный комитет отобрал всего 17 работ, разделив их на три класса.

Французские философы Вольтер и Мармонтель в своих конкурсных работах подошли к решению вопроса с позиций естественных прав человека на свободу и собственность, связав воедино вопрос о праве крестьян на собственность с освобождением их от крепостного рабства (французские просветитель не делали разницы между рабством и крепостной зависимостью). «Дух собственности удваивает силы человека. Люди работают на себя и на свою семью с большей энергией и удовольствием, чем на господина. У раба, который является собственностью другого, мало склонности к женитьбе. К тому же он часто не хочет производить подобных себе рабов. Его мастерство подавляется, душа огрублена и его силы никогда не используются во всем их многообразии»,- так писал Вольтер в своей работе. Именно теоретические, просветительские исходные позиции этих работ, несмотря на непоследовательность, противоречивость и готовность к компромиссу с дворянством, не устраивали конкурсный комитет ВЭО, и он отнес эти работы к «третьему классу», как не заслуживающие премии и опубликования.

Антикрепостнической направленностью, сочувствием к крепостному крестьянину выделялись работы русских авторов, которые в своих конкурсных работах исходили из незыблемости крепостничества, неограниченности прав дворян на личность и имущество крестьян, дворянской собственности на землю. «Ничто человека в большее уныние привести не может, как лишение соединенных с человечеством прав... Наши крестьяне печальным своим примером могут доказать, сколь пагубно конечное угнетение для людей... Я не нахожу беднейших людей, как наших крестьян, которые не имея ни малой от законов защиты, подвержены всевозможным не только в рассуждении имения, но и самой жизни обидами и претерпевают беспрестанные наглости, истязания и насильства, отчего неотменно должны они опуститься и придти в сие преисполненное бедствий как для них самих, так и для всего общества состояние, в котором мы их теперь действительно видим»,- выдержка из работы А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России».