В 1851 году М.И. Глинка возвращается в Санкт-Петербург. У него появляются новые знакомые, в основном молодежь. Михаил Иванович давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар с такими певцами как Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьёва, А. П. Лодий, Д. М. Леонова и другими. Под непосредственным влиянием Глинки складывалась русская вокальная школа. Бывал у М. И. Глинки и А. Н. Серов, в 1852 году записавший его «Заметки об инструментовке» (опубликованы в 1856 году). Часто приезжал А. С. Даргомыжский.
В 1852 году Глинка снова отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину. По пути в Россию Глинка две недели провёл в Берлине.
В мае 1854 года Глинка приехал в Россию. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Петербург. В том же 1854 году Михаил Иванович начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году).
В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.
Михаил Иванович Глинка скончался 16 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. На могиле установлен памятник, созданный архитектором А. М. Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору.
Заключение.
Творчество Глинки – свидетельство могучего подъема национальной культуры. В истории русской музыки М.И. Глинка подобно А.С. Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили общенациональное и мировое значение русской музыкальной культуры. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древнерусского хорового искусства, по-новому в нем притворилось достижения русской композиторной школы 18 – нач. 19 вв.
Родоначальник русской музыкальной классики, Глинка определил новое понимание народности в музыке. Обобщив характерные черты русского народного музыкального творчество, он открыл в своих операх и симфонических произведениях мировой народной героики, былинного эпоса, народной сказки. Глинка уделял внимание не только городскому фольклору, но и старинной крестьянской песне, использовав в сочетании старинные лады, особенности голосоведения и ритма народной музыки. В то же время его творчество тесными узами связано с передовой западноевропейской музыкальной культурой. Глинка впитал традиции венской классической школы, особенно традиции В.А. Моцарт и Л. Бетховена, был в курсе достижений романтиков различных европейских национальных школ.
Определяющим для эстетики Глинки явились передовые художественные тенденции русского реалистичного искусства пушкинского времени. Законченное выражение в творчестве композитора получил пушкинский принцип «поэзии действительности», сочетания правды и красоты.