6.1. Семья
В 1793 году Александр женился на Луизе Марии Августе Баденской (принявшей в православии имя Елизавета Алексеевна) (1779—1826, дочери Карла Людвига Баденского. Обе их дочери умерли в раннем детстве:
1. Мария (1799—1800);
2. Елизавета (1806—1808).
Отцовство обеих девочек в императорской семье считалось сомнительным — первую считали родившейся от Чарторыйского; отцом второй был кавалергардский штаб-ротмистр Алексей Охотников.
В течение 15 лет Александр имел практически вторую семью с Марией Нарышкиной (в девичестве Четвертинской). Она родила ему двух дочерей и сына и настаивала, чтобы Александр расторг свой брак с Елизаветой Алексеевной и женился на ней[3]. Также исследователи отмечают, что Александра с юности связывали тесные и весьма личные отношения с его сестрой Екатериной Павловной[3].
Историки насчитывают 11 его внебрачных детей (см. Список внебрачных детей русских императоров#Александр I).
6.2. Оценки современников
Сложность и противоречивость его личности нельзя сбрасывать со счетов. При всём разнообразии отзывов современников об Александре, все они совпадают в одном — признании неискренности и скрытности как основных черт характера императора. Истоки этого надо искать в нездоровой обстановке императорского дома.
Екатерина II обожала внука, называла его «господин Александр», прочила, минуя Павла, в наследники трона. Августейшая бабушка фактически отобрала ребёнка у родителей, установив только дни свиданий, сама начала заниматься воспитанием внука. Она сочиняла сказки (одна из них, «Царевич Хлор», дошла до нас), считая, что литература для детей находится не на должном уровне; составила «Бабушкину азбуку», своеобразное наставление, свод правил для воспитания наследников престола, в основу которого положены идеи и взгляды английского рационалиста Джона Локка.
От своей бабушки будущий император унаследовал гибкость ума, умение обольщать собеседника, страсть к актёрской игре, граничащую с двуличием. В этом Александр едва ли не превзошёл Екатерину II. «Будь человек с каменным сердцем, и тот не устоит против обращения государя, это сущий прельститель», — писал М. М. Сперанский.
«Искренний, как человек, Александр был изворотлив, как грек, в области политики» — таков отзыв Шатобриана.
Великие князья — братья Александр и Константин Павловичи — воспитывались по-спартански: вставали рано, спали на жёстком, ели простую, здоровую пищу. Неприхотливость быта помогала впоследствии переносить тяготы военной жизни.
Главным воспитателем наследника стал швейцарский республиканец Федерик Сезар Лагарп. В соответствии со своими убеждениями, он проповедовал могущество разума, равенство людей, нелепость деспотизма, гнусность рабства. Влияние его на Александра I было огромно. В 1812 году император признавался: «Если бы не было Лагарпа, не было бы и Александра».
7. Последние годы правления Александра I
Александр утверждал, что при Павле «три тысячи крестьян были розданы как мешок брильянтов. Если бы цивилизация была более развитой, я бы прекратил крепостное право, даже если это бы мне стоило головы». Решая вопрос поголовной коррупции, он остался без верных ему людей, и наполнение правительственных позиций немцами и другими иностранцами только привело к большему сопротивлению его реформам со стороны «старых русских». Так правление Александра, начатое великой возможностью к улучшению, кончалось утяжелением цепей на шеях русских людей. Это происходило в меньшей степени из-за коррупции и консерватизма русской жизни и в большей — из-за личных качеств царя. Его любовь к свободе, несмотря на её сердечность, не была основана на реальности. Он льстил самому себе, представляясь миру как благодатель, но его теоретический либерализм был связан с аристократическим своенравием, не терпящим возражений. «Вы всегда хотите меня учить! — он возражал Державину, министру юстиции, — но я император и я желаю этого и ничего другого!» «Он был готов согласиться, — писал князь Чарторыйский, — что все могут быть свободны, если они свободно делали то, что он хотел». Более того, этот покровительственный темперамент сочетался с обыкновением слабых характеров хвататься за любую возможность отложить применение принципов, которые он публично поддерживал. При Александре I масонство стало почти государственной организацией, однако было запрещено особым императорским Указом в 1822. В то время самая большая масонская ложа Российской империи, «Понт Эвксинский», находилась в Одессе, которую император посетил в 1820. Сам Государь, до своего увлечения православием, покровительствовал масонам и по своим взглядам был бо́льшим республиканцем, чем радикальные либералы Западной Европы.
В последние годы правления Александра I особое влияние в стране приобрёл А. А. Аракчеев. Проявлением консерватизма в политике Александра стало учреждение военных поселений (с 1815 года), а также разгром профессорских кадров многих университетов.
16 августа 1823 года Александр издал секретный манифест, в котором принял отречение брата Константина от престолонаследия и назначил младшего брата, Николая Павловича законным наследником[7].
8. Смерть
Умер император 19 ноября 1825 года в Таганроге от горячки с воспалением мозга. А. Пушкин написал эпитафию: «Всю жизнь свою провел в дороге, простыл и умер в Таганроге».
Скоропостижная смерть императора породила в народе массу слухов (Н. К. Шильдер в своей биографии императора приводит 51 мнение, возникшее в течение нескольких недель после смерти Александра). Один из слухов сообщал, что «государь бежал под скрытием в Киев и там будет жить о Христе с душею и станет давать советы, нужные теперешнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством»[8]. Позднее в 30—40 годах XIX века появилась легенда, что Александр, измученный угрызениями совести (как соучастник убийства своего отца), инсценировал свою смерть вдалеке от столицы и начал скитальческую, отшельническую жизнь под именем старца Фёдора Кузьмича (умер 20 января (1 февраля) 1864 года в Томске)[9].
Данная легенда появилась уже при жизни сибирского старца и получила широкое распространение во второй половине XIX века[10]. В XX веке появились недостоверные свидетельства того, что при вскрытии гробницы Александра I в Петропавловском соборе, проводившемся в 1921 году, обнаружилось, что она пуста[11]. Также и в русской эмигрантской прессе в 1920-е годы появился рассказ И. И. Балинского о истории вскрытия в 1864 году гробницы Александра I, оказавшейся пустой. В неё якобы в присутствии императора Александра II и министра двора Адальберга было положено тело длиннобородого старца[12].
Вопрос о тождестве Фёдора Кузьмича и императора Александра историками однозначно не определён[3]. Окончательно ответить на вопрос, имел ли старец Феодор какое-либо отношение к императору Александру, могла бы только генетическая экспертиза, возможность проведения которой не исключают специалисты Российского центра судебной экспертизы[13]. О возможности проведения такой экспертизы высказался архиепископ Томский Ростислав (в его епархии хранятся мощи сибирского старца)[14].
В середине XIX века аналогичные легенды появились и в отношении супруги Александра императрицы Елизаветы Алексеевны, умершей вслед за мужем в 1826 году. Её стали отождествлять с затворницей Сыркова монастыря Верой Молчальницей, появившейся впервые в 1834 году в окрестностях Тихвина[15].
9. Интересные факты
· Александр I был крёстным отцом будущей королевы Виктории (крещёной в честь царя Александриной Викторией) и архитектора Витберга (крещёного Александром Лаврентьевичем), строившего для императора Храм Христа Спасителя.
· 13 декабря 1805 Кавалерственная Дума ордена Св. Георгия обратилась к Александру с просьбой возложить на себя знаки ордена 1-й степени, однако Александр отказался, заявив, что «не командовал войсками» и принял лишь 4-ю степень. Учитывая, что сделано это было после страшного поражения русской армии при Аустерлице, причём командовал армией де-факто именно Александр, можно заметить, что скромность императора была всё же не феноменальна. Тем не менее, в бою под Аустерлицем он сам пытался остановить бегущих солдат со словами: «Стой! Я с вами!!! Ваш царь с вами!!!»
10. Память об Александре I
· Ансамбль Дворцовой площади.
· Арка Главного штаба.
· Александерплац (нем. Alexanderplatz, Площадь Александра) — одна из самых знаменитых площадей Берлина, до 1945 года — главная площадь города.