Смекни!
smekni.com

Текстильная техника западной Европы (стр. 4 из 5)

Основные отрасли текстильной техники суконная, получаю­щая наибольшее развитие в Англии и отчасти в Нидерландах, и полотняная, распространенная в германских странах (главным образом в Силезии), Франции и с XVIII-в. в России. Шелковое производство, локализующееся во Франции, имело меньшее экономическое значение, так как оно не было рассчитано на широ­кий сбыт, а обслуживало главным образом запросы двора, высшего дворянства и верхушек европейской буржуазии. Хлопчатобу­мажная промышленность появляется в Западной Европе только с XVII в. и сколько-нибудь значительных размеров дости­гает лишь в первую половину XVIII в., оставаясь, однако, до конца мануфактурного периода второстепенной отраслью текстиля. По­бочным участком текстильного производства является вязально-трикотажное дело, возникшее в своей мануфактурной форме во Франции и Англии (начало XVII в.) и получившее в последней трети XVII в. распространение в Саксонии, Австрии и Швейцарии.

Суконная промышленность. В эпоху развитого феодализма центрами суконной промышлен­ности были итальянские города (в особенности Флоренция, славив­шаяся в XIV в. своими сукнами) и фламандские города Брюгге, Гент, Ипр. Однако с XVI в. гегемония в шерстяном производстве переходит к Англии. Италия во второй половине XV в. пережи­вет глубокий кризис своей промышленности и торговли, довер­шенный в эпоху великих географических открытий перемещением торговых путей с средиземноморского бассейна на побережье Ат­лантического океана. Фландрские цехи суконщиков, жившие глав­ным образом переработкой английской шерсти, с сокращением ввоза последней уже с конца XV в. начинают испытывать острый недостаток в сырье, не устраняющийся и импортом испанской шерсти, слишком дорогой, чтобы ее одну употреблять на шерстя­ные изделия. Наоборот, в Англии с начала XVI в. наблюдается очень быстрый рост суконной промышленности, которому способ­ствует и образование в ряде графств (Норфольк, Суффольк, Эссекс и др.) колоний фламандских прядильщиков, ткачей и красильщи­ков, переселившихся в Англию под влиянием преследований, ко­торым подвергались во Фландрии все нецеховые и, в особенности, жившие в сельских местностях текстильщики. Ожесточенная борьба Испании против Нидерландской революции (вторая половина XVI в.), сопровождавшаяся разгромом фландрских городов и раз­граблением целых промышленных районов, также оказалась выгод­ной английскому текстильному производству.

В XVII XVIII вв. вывоз шерстяных материй становится главной статьей английского экспорта, а суконная мануфактура «нацио­нальной» отраслью промышленной деятельности. Изготовлением шерстяных материй занимаются теперь ремесленники и сельские жители почти всех районов Англии. В процессе возникновения ма­нуфактуры из мелкотоварного производства решающая роль при­надлежит капиталисту-скупщику, который первоначально ограничи­вается ролью посредника, но затем начинает раздавать суконщи­кам сырье и орудия и, в конечном счете, ставит их в полную эко­номическую зависимость от себя. В результате создается классиче­ский тип «рассеянной» мануфактуры, в которой ткачество и ап­претура сосредоточены в самом предприятии, а приготовление чеса­ной шерсти и пряжи оставляется у работающих на капиталистов Кустарей на дому. Такой путь образования мануфактуры, когда ку­пец непосредственно подчиняет себе производство, оставаясь по существу лишь организатором сбыта продукта труда непосредствен­ных производителей, приводит к консервации техники и эко­номики данной отрасли промышленности. «Такие отношения», го­ворит Маркс, «повсюду являются препятствием для действитель­ного капиталистического способа производства и гибнут по мере его развития. Не совершая переворота в способе производства, они только ухудшают положение непосредственных производителей, превращают их в простых наемных рабочих и пролетариев при худ­ших условиях, чем для рабочих, непосредственно подчиненных ка­питалу». 1

Другой характерной чертой английской суконной промышлен­ности является тщательная регламентация производства шер­стяных материй со стороны правительства. Целый ряд законов, из­дающихся в XVII XVIII вв., объявляют недействительными вся­кие постановления союзов шерстоткачей, валяльщиков, чулочни­ков и др., направленные к изменению условий труда, стремятся фиксировать размер заработной платы, устанавливают при помощи специального штата контролеров надзор за качеством тканей (ок­раской, прочностью, длиной и шириной и т. п.).

Ввиду первостепенного экономического значения суконных пред­приятий, выполнявших казенные заказы, работавших на армию и флот и обеспечивавших английскую внешнюю торговлю важней­шей статьей вывоза, владельцы мануфактур и крупные скупщики пользовались исключительными субсидиями, привилегиями и моно­полиями, позволявшими им, с одной стороны, устанавливать высо­кие цены на сукна внутри страны (конкуренция иностранных сукон устранялась большими ввозными пошлинами на заграничные мате­рии), а с другой занимать наиболее выгодные позиции среди прочих текстильных предпринимателей.

Все указанные обстоятельства объясняют нам то, почему тех­ника суконного производства так медленно развивалась в мануфак­турный период: с середины XVII до середины XVIII в. технические средства суконной мануфактуры не претерпели почти никаких из­менений. Между тем экономическая роль суконной промышленности* .в хозяйстве страны все время усиливалась по мере расширения экспансии английского капитала на колониальных рынках. Доста­точно сказать, что в течение XVII в. количество вывозимых шер­стяных материалов утроилось, в XVIII же веке экспорт снова воз­рос в два раза. Накануне промышленной революции ценность экс­портируемой продукции суконных предприятий равнялась 4 млн. фунтов стерлингов, причем две трети вывезенных изделий погло­щала континентальная Европа и одну треть заокеанские колонии. При этом особенно важно отметить, что почти все изготовлявшиеся1 ткани сделаны были из местного английского сырья.

Льняная промышленность. Льняная промышленность к концу ремесленного периода была: наиболее развита в южных и центральных германских районах. С середины XVI в. здесь, как и в Нидерландах, возникают первые крупные мануфактуры, производящие грубые холсты для нужд, парусного флота и тонкие как бельевой материал.

Полотняная мануфактура нередко принимает централизованные формы с концентрацией большого количества прядильщиков и тка­чей и их орудий (самопрялок и ткацких станков) в одном помещении, хотя раздача льна на прядение и покупка готовой пряжи прак­тикуется очень многими полотняными предпринимателями в связи. с широким распространением льнопрядения среди сельского насе­ления.

В XVII XVIII вв. наибольший размах полотняное производство получает, с одной стороны, в Ирландии и Шотландии, с другой в Силезии. Последняя снабжает своими льняными изделиями не­ только европейские государства, но и испанские колонии в Аме­рике. Во Франции в середине XVIII в. существует несколько коро­левских мануфактур, специализирующихся на выпуске тонких и. Дорогих сортов материй из льна (например батиста). В первой чет­верти XVIII в. организуются первые полотняные мануфактуры, в России; в середине века их насчитывается уже около 50. Вла­дельцами этих предприятий являются в большинстве случаев купцы,. Широко использующие наряду с крепостным и вольнонаемный труд, особенно после издания в 1762 г. (в интересах дворянства) закона, запрещавшего приписывать к купеческим «фабрикам» крестьян.

Русские мануфактуры работали как на казну, так и на вывоз за границу, где тонкие полотна некоторых фирм (например Большой Ярославской мануфактуры) выдерживали конкуренцию с лучшими сортами голландских льняных тканей.

Важным участком полотняного производства в XVI XVIII вв. было беление тканей, от которого в значительной степени за­висело качество изделий. Если в мануфактурах, работавших на удовлетворение потребностей местного населения (в Германии, Ирландии и Шотландии), беление большею частью производилось около предприятия на лугу, то в производствах, имевших экспорт­ное значение, готовые ткани часто отправлялись в специальные •белильные заведения. Искусством беления славились особенно ни­дерландские мастера, вследствие чего английские полотна часто шли в Голландию для окончательной аппретуры. К помощи гол­ландских белилен прибегали иногда, несмотря на значительные рас­ходы, связанные с транспортировкой, и русские полотняные ману­фактуры.

Шелковая промышленность. Центрами шелкового производства до начала XVII в. про­должали оставаться итальянские города • Генуя, Милан, Венеция. •С XVII же столетия первенство в изготовлении всевозможных шелковых и бархатных тканей переходит к французской, в част­ности, лионской промышленности, где создаются классические образцы шелковой мануфактуры с господством скупщиков предпринимателей, экономически и организационно подчиняющих себе ма­стеров и рабочих (шелкоткачей, мотальщиков, тростильщиков « т. п.). Наряду с этим существуют (в Париже и Лионе) государ­ственные (королевские) шелково-шерстяные мануфактуры специаль­ного назначения, как например, известная гобеленовая мануфактура, •ковровые мануфактуры и другие, основывавшиеся выписываемыми иностранными, преимущественно итальянскими, мастерами.

В шелковом производстве, в отличие от других областей тек­стиля, наибольшее значение имеет производство узорчатых материй, где на основе ручных приемов работы искусство и ар­тистическая выучка мануфактурных рабочих находят одно из своих наиболее ярких и законченных выражений.

Хлопчатобумажная промышленность. Хлопчатобумажное производство до XVIII в. играет лишь жспомогательную роль в текстильной промышленности. Средневе­ковая Европа была знакома с материями из хлопка почти исклю­чительно по привозимым из Малой Азии тканям. Только в XIV -XV вв. сделана была попытка в некоторых южногерманских горо­дах производить смешанные бумажно-льняные изделия. В начале мануфактурного периода новое текстильное сырье заносится в Ни­дерланды, откуда в XVII в. попадает в Англию, где, однако, об­работка хлопка получает ничтожные размеры. В конце XVII в. ввоз в европейские страны индийских тканей, вследствие их дешевизны и яркой раскраски, быстро увеличивается и угрожает уже серьезной конкуренцией шерстяным и полотняным материям.