Смекни!
smekni.com

Москва III Рим а четвертому не бывать (стр. 2 из 3)

4) Богоматерь Владимирская

Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, - образы его земной матери. Следуя преданию, Богородицу называют "начатком спасения" в прославляющих ее церковных песнопениях. Жительница Земли, она дала плоть вочеловечившемуся ради людей Богу. В ней первой достигнута была и та цель, ради которой совершилось это очеловечивание: в ней, Матери Спаса, ставшей "невместимого Бога вместилищем", наиболее полно приблизившаяся к своему великому Сыну, было свободно, очищено от греха и искажения человеческое естество. Так, как очищено оно было в самом Христе, так, как оно должно очиститься, по христианскому вероучению, в конце концов, у всего пошедшего за Спасителем человеческого рода. И тверда у христиан вера, что, став Владычицей мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердца "пронзенное" великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания. Евангелие упоминает о Богоматери скупо. Но с глубочайшей древности первые христиане собирали и хранили предания о ней - апокрифы, существовавшие в Палестине.

Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелие - Лука. К этим иконам возводили в Византии и на Руси все существовавшие изображения Богородицы. До конца подтвердить или опровергнуть эту легенду современная наука не может: до нашего времени просто не дошло ни одного изображения Богоматери, которое можно было бы датировать I веком новой эры - предполагаемым временем жизни ее и евангелиста Луки. Но зато ее изображения II-III веков дошли до нас, вполне вероятно, что многие их устойчивые черты, которые в последствии сохраняло искусство, восходят к еще более ранним, возможно, и прижизненным иконам.

К произведениям художника - евангелиста причислялась и икона "Богоматерь Владимирская", которая считалась палладиумом, покровительницей России, сейчас находится в коллекции Третьяковской галереи. Существует летописное известие, что икона эта была привезена в начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь) . Имя "Владимирская" она получила на Руси: ее забрал с собой из Киева, отправляясь в Северо-Восточные земли, князь Андрей Боголюбский. И здесь, в городе Владимире, икона обрела свою славу. В начале нашего столетия "Богоматерь Владимирская была расчищена от вековых наслоений. Она, по единодушному мнению ученых, которое согласуется с летописным известием, считается произведением великого константинопольского художника начала XII века. Твердо соблюдает этот мастер те требования, которым в течение веков отвечали иконы Богоматери. В углах доски он помещает обозначение словом ее личности: буквы МР ОV -начальные буквы греческих слов "Мать Бога", фон иконы покрывает он золотом, знаком вечного света, знаком того, что изображенное на ней предстает так, как живет оно в вечной памяти людей. А в центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно прижавшимся к ее щеке. Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания - распространенный в византийском искусстве тип изображения – по-гречески называлось "Елеуса", а по-русски обозначалось как "Умиление". Как и всегда с ранних христианских времен, Мария изображена закутанной в темно- вишневый плащ - мафорий - одежду замужних палестинских женщин, а на мафории - звезды, знаки ее девства, чудесно сохраненного "до рождества, в рождестве и по рождестве". Древнейшим, неизменным представлением о внешности Марии соответствуют здесь черты Богоматери, их можно описать словами древнего апокрифа, которые гласили, что у Марии "лик был смуглый и овальный, волосы цвета спелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью источены". Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнской скорбью за него, она к нему уже несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. и способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизреченная мудрость. Золотым ассистом знаком божественной силы - пронизана его детская рубашечка, а через плечо по ней проходит клав - особая полоса, традиционный византийский символ царской власти, ставший и символом власти "Небесного Царя". Полный младенческой любви и нежности к Матери, Сын одновременно преисполнен силы и мудрости вочеловечившегося от нее Владыки мира, черты которого твердо и ясно проступают в его облике.

5) Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение - принесение архангелом Гавриилом "благой вести" Деве Марии о рождении, о воплощении от нее Спасителя этого важнейшего, согласно христианскому вероучению, события на пути спасения рода людского. В честь этого события с древнейших времен весной, 25 марта (7 апреля по новому стилю) справляется праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, входящий в число двунадесятых. Широко и разнообразно (в стенных росписях, в иконописи) изображалось поэтому Благовещение в древнерусском искусстве. До наших дней дошли образы благовещения, начиная с самого раннего, домонгольского периода древнерусского искусства. И в их числе не только фресковые изображения, сохранившиеся в храмах той эпохи. На сюжет Благовещения написана одна из немногих сохранившихся домонгольских икон "Благовещение Устюжское", принадлежащая сейчас Государственной Третьяковской галерее, датируемая XII веком. Свое имя эта икона, созданная, очевидно, новгородским художником, получила в связи с легендой, что ее вывез в Москву из Устюга в XVI веке Иван Грозный. И с этой древнейшей и знаменитейшей русской иконы естественнее всего начать рассказ об образе Благовещения в искусстве Древней Руси.

В основе "Благовещения Утюжского" лежит очень простой и очень древний извод, входящий даже не к византийскому, а к раннехристианскому искусству. Крупно, в полный рост, почти во всю высоту иконы изображены здесь оба участника события - принесший весть архангел Гавриил и принявшая ее Богородица. Никаких предметов и деталей, обозначающих место действия, ничего отвлекающегося от них внимания здесь нет. Спокойно, недвижимо стоит архангел Гавриил, опущены его золотые крылья. Но он чуть повернулся к Богородице, и его правая рука поднята в жесте обращенного к ней благославения - как безусловный и ясный знак принесенной им вести, переданной благодати. Прямо перед собой смотрит стоящая на невысоком подножии Богородица, но голова ее наклонена в сторону архангела Гавриила в знак того, что внимает она принесенной им вести, обретает принесенную им благодать. И как зримый итог этого обретения - изображен на ее груди, поверх складок мафория, обнаженный младенец, на которого указует она правой рукой. И через эту указующую кисть перекинута алая нить пряжи; кудель Мария держит в левой руке - как таинственное "прядение" из материнской крови плоти младенца истолковывалось то прядение ею пурпура, о котором говорит придание. Вверху, над архангелом Гавриилом и Марией, в синем "небесном сегменте" изображен сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса Христа, но с седыми волосами - "Ветхий День.... ", и синий луч, нисходящий на Богородицу Дух Божий, идет от него и касается ее плеч. Но эти жесты и знаки делает предельно выразительными сам почти непередаваемый словом облик архангела Гавриила и Марии. Поистине исполненными благодати предстают на иконе и златовласый, могучий, большеглазый архангел Гавриил в сияющих медвяно- голубых одеждах, принесший весть, и величаво кроткая Богородица, благодать принявшая. Необычно кратко и емко передает "Благовещение Устюжское" самую суть евангельского рассказа о принесении благой вести. Древняя икона завораживает раскрывающимся в своей потаенной глубине светлым чудом.

6) Архангел Михаил

Архангел Михаил - архистратиг (по-гречески - верховный военачальник) , полководец воевода верных Богу ангелов, победоносный враг Сатаны, победитель зла. Он считался покровителем воинов, бьющихся за правое дело. Верили и в то, что грозный враг Сатаны, архангел Михаил, сопровождает душу умерших, отгоняя от них грозящую им бесовскую силу. Покровительство архангела Михаила, небесного воеводы и покровителя праведных воинов, стремились обрести войны древнерусские. Нередко его крылатая фигура украшала их воинские шлемы. Архангелу Михаилу, защитнику душ умерших от бесовской силы, посвящались на Руси многие кладбищенские церкви. Ему посвящена и усыпальница московских князей, а затем и русских царей Архангельский собор в Кремле. Широко изображали архангела Михаила иконопись.

Сохранилась знаменитая икона "Архангел Михаил" XIII века, принадлежащая сейчас Третьяковской галерее. Существом иной, не человеческой природы предстает здесь изображенный в полный рост архистратиг. Напряженно всматриваются в даль, прозревая глубины бытия, открывая сокровенное зло, его прозрачные глаза; словно освещен отсветом алого пламени весь его лик. Свидетельствуя о его ангельской природе, широко распахнуты за его спиной крылья, в руках он держит присущие лишь ангелам посох и сферу с именем Иисуса Христа. В знак его воеводского, воинского достоинства архангел Михаил одет в одежды византийского императора: на нем длинный узорчатый дивисилий и плащ, а по груди и плечам препоясан он широким лором (лентой) , обильно украшенным драгоценными камнями. И эти одежды, связанные с высшей людской властью, в сиянии оттенков алого, которыми они написаны, предстают частью того же горячего света, который ложится на лик архангела Михаила, напоминают о власти таинственной и мощной, которой он наделен. Прославленный архистратиг Михаил древнерусского искусства - икона архангела Михаила, входящая в денсусный Звенигородский чин, написанный Андреем Рублевым. Изображенный в денсусном молении архангел Михаил предстает существом чудесным, но чудесна в нем удивительная кротость. Она пронизывает весь облик русоволосого архангела Михаила с мягко склоненной кучерявой головой, с нежным, округлым, написанным святящимися охрами ликом, льется она из его широко распахнутых глаз. Свету и кротости, наполняющим архангела Михаила, соответствует и цвет его крыльев. Могучий борец с Сатаной, со злом, архангел Михаил ни в чем, как говорили в старину, не "приразился ему". Вьются над его кудрями тороки слухи: слушая Бога, противостоит злу абсолютной полнотой добра, написанной Андреем Рублевым воевода небесного воинства. И это Рублевское истолкование образа архангела Михаила стало самым глубоким, самым плодотворным в русском искусстве, соединяясь с широкими представлениями о противостоянии добра и зла.