Смекни!
smekni.com

Политический портрет Сталина (стр. 2 из 2)

На самом деле Сталин поступал совершенно логично со своей точки зрения, и даже в чем-то следуя ленинской политике. Но если все-таки допустить, что Сталин был безумцем, который правил государством в течение несколь- ких десятилетий, не встречая никаких помех и сопротивления, то значит само государство, созданное Лениным, несло в себе такую возможность. В сталинскую эпоху любое высказывание, выражающее легкую критику государства и Сталина, рассматривалась как буржуазная агитация и пропо- ганда. Да и высказываться было не обязательно. Достаточно было подозре- ния, что человек мыслит как-то не так. Достаточно было случайной ого- ворки или опечатки. И коллективизацию, и чистки 30-х годов, и многое другое, что про- водил Сталин, в принципе допустимо рассматривать как перманентную рево- люцию. Но здесь важно другое - то, что Сталин свои портреты и ликование в свою честь рассматривает как победу над Троцким, некогда его врагом и конкурентом. В то же время Сталин вину за собственный культ старается спихнуть на мифических "вредителей", которые якобы хотят его дискреди- тировать. Этим он развязывает себе руки для дальнейших расстрелов - в том числе и тех, кто был ему предан. Наконец, Сталин извиняет этот культ наивностью рабочих и крестьян, которыми он правит. За этим скры- вается тайная мысль Сталина, которую он и осуществил на практике, что только так этим наивным народом и народом вообще и можно, и нужно пра- вить. Исследователи говорят, что Сталин обладал исключительно гениаль- ной способностью. Он как никто разбирался в людях и видел их насквозь. Поэтому очень умело подбирал кадры. Людей талантливых или самостоя- тельных в руководстве он уничтожал и окружил себя исполнителями, кото- рые никак не могли конкурировать с ним да и боялись этого пуще огня. Кроме того, удивительно разбираясь в людях, он умел так их расставлять и стравливать межды собой, что в конечном счете это шло на пользу ему одному. В результате его жертвы располагались как бы цепями, подчас предварительно сыграв роль палачей. Сталин умел очаровывать людей своими мягкими и обходительными ма- нерами. Умел сохранять маску непроницаемости, за которой скрывалось что-то непредсказуемое...И умел - одной лишь неторопливой интонацией - сообщать глубочайшую мудрость простым и плоским речением. Сама власть его привлекала, помимо прочего, как игра человеческими жизнями. Глубоко зная людей и глубоко их презирая, Сталин к ним отно- сился как к сырому материалу, с которым можно делать что угодно, осу- ществляя в истории некий замысел своей личности и судьбы. Он был в собственных глазах единственным актером-режиссером, а сценой была вся страна и шире - весь мир. В этом смысле Сталин был по натуре художни- ком. Отсюда, в частности, и многие отклонения Сталина от Ленина в сто- рону культа собственной личности. Отсюда же и его капризный деспотизм, а также подготовка и развертывание судебных процессов как сложно-увле- кательных детективных сюжетов и красочных спектаклей. И его спокойная маска на публике, маска мудрого вождя, который абсолютно уверен в своей правоте и непогрешимости и поэтому всегда спокоен. Хотя в душе, навер- ное, у него клокотали страсти. Сталин любил заманивать свою жертву оказанным почетом и в то же время, иногда немного пугать, выбивая из равновесия, играя как кошка с мышью. Сталин любил держать человека на приколе,оставляя его на высоком посту, но арестовав жену, брата или сына. Перед тем как расстрелять, он, случалось, повышал человека в должности, создавая у того ложное ощуще- ние, что все благополучно. Сталин как бы проверял на людях силу и магию своей власти, и, если человек проявлял покорность, иногда оказывал милость. Но здесь не было строгой закономерности. Человек мог как угодно ползать перед ним на брюхе, а Сталин его топтал. В игре с человеком и над человеком Сталину важно было придать своей власти непостижимую загадочность, высшую ирра- циональность. В нем была, по всей вероятности, и самая подлинная ирра- циональность, но Сталин ее еще сгущал, театрализовывал и декорировал. Это соответствовало и жившей в нем художественной струне, и стремлению придать своей власти религиозно-мистический акцент, и его скрытному, всегда как бы затаенному характеру. Сталин наслаждался, владея жизнью и смертью людей, которым он мог принести зло, а мог и принести добро. Сталин стоял как бы уже по ту сторону добра и зла. И, сознавая это, чаще всего прибегал к черному юмору, который заключался в колебаниях смысла, так что зло могло обер- нуться добром и наоборот. Когда, допустим, Сталин проявлял ласковость к человеку и в то же время показывал когти, угрожая его убить. Но та же угроза убить могла закончиться вознаграждением. В этой безграничной возможности подменять добро злом и наоборот проявлялась непостижимая загадочность Сталина.

И потому лучшим выражением сталинского юмора был - труп. Но не просто труп и не труп врага, а труп друга, который любил Сталина и которому все же Сталин почему-то доверял... Это проявлялось и в большой политике. Сталин убил Кирова, а затем, приписав это убийство своим идейным противникам, развязал цепь показа- тельных судебных процессов. Это был гениальный ход сталинской тактики и политики. Сталин - это человек, развращенный властью, но как никто понимав- ший прирроду власти. И одна из самых главных пружин сталинской власти - тайна, которой он себя окружил. Сталин угадал, что сила власти во мно- гом в ее тайне. Сталин не просто безжалостный диктатор, но своего рода гипнотизер, сумевший поставить себя на место Бога и внушить людям соответствуещее отношение. Сталин понимал, что власть должна быть таин- ственной, и этой таинственностью как бы окутан культ Сталина. Отсюда и ощущение, что Сталин все знает, все видит. То есть, присвоение себе бо- жественных полномочий - всеведения. При Сталине невероятно разросся ап- парат тайной полиции, проникая во все поры советского общества. Но по- мимо своих прямых, карательных функций, это имело еще значение величай- шей таинственности, с какой осуществляет свое дело всеведущая и всемо- гущая власть. Магическое воздействие Сталина распадается на две части - светлую и темную. Днем ликуют народы, возводятся постройки, совершаются парады, расцветает искусство социального реализма. Но главные дела производятся ночью - и аресты, и расстрелы, и политические интриги, и гос. заседа- ния. Этот ночной стиль жизни отвечал тайне, которую Сталин вложил в са- мо понятие, в само содержание власти. Сталин был трудным соперником, партнером по переговорам. Об этом говорят многие видные политические деятели, дипломаты той эпохи, прежде всего Черчиль. Сталин в большинстве случаев достигал того, чего он хо- тел достичь на переговорах. Многие объясняют его успехи актерскими способностями, поскольку он умел обворожить собеседников. Сталин разби- рался в том, как нужно производить хорошее впечатление на партнеров по переговорам, так же точно умел это делать и в отношении масс. Сталин был все-таки вдумчивым политиком, который проявлял внимание к мельчайшим деталям, независимо от того, относилось ли это к диплома- тическим переговорам или к содержанию его выступлений. Его речи всегда отвечали требованиям данного момента. Он точно знал, как нужно идти в направлении намеченной цели: прямо, через трупы врагов или друзей, или надо было идти на маневр, выбирать кружные пути. Объяснять только болезнями или садизмом нельзя даже те факты, в которых вполне явственно проявлялись симптомы его душевного заболева- ния. Прежде всего следует указать на такую его черту, как склонность подвергать арестам родственников своих самых ближайших сотрудников. Он даже иногда не скрывал, что эти аресты преследуют одну цель - как можно ближе привязать к нему человека, членов семьи которого он держал сво- еобразными заложниками. Диктатура стала хранительницей его административно-бюрократической системы. Сталин пытался подавить любые исторические тенденции, которые угрожали его власти. Сталинская система действовала не по законам ма- фии, но пренимала ее определенные черты. В связи с этим прежде всего следует указать на систему круговой поруки: либо ты становишся частью механизма уничтожения, либо погибал. Сталин всегда стремился замаскировать свои поступки, скрыть свою роль в руководстве машиной террора. В истории периодически возобновлявшихся волн репрессий имели место случаи, когда некоторые люди признавались невиновными в инкриминируемых им преступлениях. В этих случаях Сталин вмешивался в дело и снимал тех, кто был виновен в нарушении законности. Сталин всегда умел найти винов- ных в совершенных "ошибках" и тем самым направлял недовольство народа в определенное русло. Видимо, человек с другим характером вряд ли мог бы проводить такую политику. Сталин , однако, не терпел, чтобы сияние власти, исходящее от не- го, каким-то образом затрагивало тех, кто стоял рядом с ним, его родс- твенников или членов семьи. Свои основные решения Сталин никогда не принимал в состоянии нев- меняемости. Он всегда изучал другие точки зрения, очень часто запраши- вал мнение того или иного специалиста. Сталин далеко переступил рамки репрессивных мер, которые были не- обходимы для сохранения его личной диктатуры.

Здесь на первый план выс- тупают черты его личности, независимые от исторической обстановки, про- является чрезвычайно мстительный характер этого человека. Отличительной чертой характера Сталина было то, что он никогда не забывал и не про- щал конфликтов, имеющих место в еще дореволюционный период, во время дискуссий в партии, ни критики, нападок в адрес своей персоны. Данный реферат не претендует на широкое и глубокое раскрытие темы - для этого нужны длительные и основательные исследования. Как ни оцени- вать историческую роль Сталина, с какой стороны ни подходить к ней, одно очевидно: имя Сталина неотделимо от рождения нового общественного устройства в Советском Союзе и за его пределами. Вместе со Сталиным ушла в могилу его личная диктатура, но общественно и экономическая стркктура, связанная с его именем, пережила своего создателя. Историческое "наследие" Сталина и ныне порой возникает как призрак, оно давит на мышление новых поколений, на их деятельность, что подтвер- ждается последними событиями нашей жизни.