Министерство общего и профессионального образования РФ
Читинский Государственный Педагогический Университет
им. Н. Г. Чернышевского
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Чан Кайши (Цзян Цзеши)»
Выполнила: Азаренко Ю.
Проверил:
Чита 2000
ПЛАН:
1.Введение;
2. Рождение Чжоутая, Чжицина, Цзеши и Чжунчжэна;
3.Шанхай;
4.Становление военного профи;
5.Китайский революционер № 2;
6.Взаимоотношения Чан Кайши с коммунистической партией Китая и СССР;
7.Личная жизнь Чан Кайши;
8.Список используемого материала.
«Чан Кайши (другой вариант произношения - Цзян Цзеши) 1887 – 1975 - Диктатор Китая, затем глава гоминьдановской администрации на Тайване. В 20-е гг. выступал на стороне Сунь Ятсена. В 1926 г. в качестве главнокомандующего национально-революционной армией гуанчжоуского Национального правительства участвовал в Северном походе. В апреле 1927 г. совершил переворот, обрушил террор на коммунистов и установил в стране диктаторскую власть. В 1930- 1934 гг. предпринял 5 походов против районов, находившихся под контролем главных сил Красной армии Китая. После нападения Японии в 1937 г. на Китай пошёл на создание единого антияпонского фронта на основе блока своей партии Гоминьдан и компартии Китая. После капитуляции Японии (2 сентября 1945 г.) отверг предложение компартии о создании коалиционного правительства. В гражданской войне, начавшейся в июле 1946 г., Народно-освободительная армия Китая к концу 1949 г. в основном освободила весь континентальный Китай. Чан Кайши вместе с остатками своих войск бежал на остров Тайвань. В период господства в Китае в 1927-49 гг. он сосредоточил в своих руках посты президента республики и главнокомандующего вооружёнными силами.»
Выписка из энциклопедии World Wide Coins.
Введение.
Он пришел к власти в Китае в 25-м. Сдал ее на смертном одре в 1975 г. на острове Тайвань, за два года до своего 90-летия. О нем еще при жизни было сказано: "Такие герои рождаются один раз в 300 или даже 500 лет". По древней традиции, к его имени всегда присовокупляли должность или звание: Цзунцай Цзян – генералиссимус, высший арбитр Цзян, председатель Цзян, главнокомандующий Цзян, президент Цзян и даже Цзян-гун, то есть император Цзян, владыка Цзян, государь Цзян. У нас он известен под именем Чан Кайши: двойной перевод – с китайского на английский, а с него – на русский. Дважды искажена транскрипция имени. Что уж говорить о биографии...
Я с детства видела только карикатуры на него – на громадных щитах "Окон ТАСС", на уличных разворотах-стендах центральных газет, в подшивках "Крокодила" на столиках в парикмахерских в закутке для ожидания очереди к мастеру. На карикатурах Чан Кайши всегда был маленький, щуплый, в высокой фуражке с восьмиконечной кокардой, в огромных очках, за стеклами которых –
короткие узкие штришки глаз, широко растянутый рот с громадными зубами (пресловутая китайская неснимаемая улыбка), на плечах огромные, как консервные банки, круглые погоны с плетеной бахромой и аксельбанты через грудь, а на махоньких сапожках – кавалерийские шпоры. Потом, через три десятка лет, я узнал – что было непросто, да и сейчас непросто, у нас о нем до сих пор не любят распространяться как об одном из своих исторических грехов, – так вот, я узнала, что на тех карикатурах многое было правдиво. Видимо, компетентные учреждения давали художникам фотоматериал о нем, и Кукрыниксы, Ефимов, Ганф и прочие своим почерком все-таки кое-что о нем сообщали: действительно, носил очки,
взаправду был великолепным наездником, и его мундиру генералиссимуса полагались старинные, как у нас в 1812 г., погоны...
Не любили у нас Чан Кайши. Зато в добрых отношениях с ним были великие люди планеты: Сунь Ятсен, чьим учеником и преемником он был, Махатма Ганди, Черчилль, крупнейшие деятели и военачальники США – Ф. Рузвельт, Макартур, Маршалл, Дж. Ф. Даллес, Эйзенхауэр. И все они сходились в том, что он – ярко выраженная личность, типичный китаец, а значит, прежде всего патриот. По убеждениям – государственник, республиканец, по образу действий – революционер. По натуре – настойчив, прямолинеен, жесток, хитер, коварен, недоверчив, изворотлив, импульсивен, горд, обидчив. Талантливый политик. Блестящий военачальник. Поскольку родом из глубинки и из простой семьи – сверхэнергичный карьерист.
Он сверг под руководством своего учителя Сунь Ятсена монархию в Китае. Он
не позволил Китаю распасться после революции на мелкие феодальные деспотии. Он заставил все государства планеты изменить свое отношение к Китаю, расторгнул несправедливые и грабительские договоры с ними и заключил новые, справедливые и равноправные. Он превратил свою Родину из объекта в субъект международного права, стал одним из учредителей ООН и сделал Китай постоянным членом Совета Безопасности – самого властительного органа этого "всемирного правительства".
Рождение Чжоутая, Чжицина, Цзеши и Чжунчжэна.
Он родился в 1887 г. в сельской семье, в деревне Сикоу, в одном из беднейших мест Китая – в провинции Чжэцзян, явив собою 28-е поколение рода Цзянов, восходящего к Чжоу-гуну – легендарному правителю, кумиру самого Конфуция. В роду не меньше двух десятков поколений крестьян, только дед и отец Чана выбились в купцы – подзаработали на торговле солью и известью. Но обоих Чан потерял в раннем детстве, и мать воспитывала его одна.
У его матери был талант давать имена очень своевременно. Ибо первое детское имя Чжоутай, что означает "надежность", спасло мальчику жизнь: в три года он засунул себе в горло палочку для еды, хотел измерить глубину глотки. Еле спасли... А когда он пошел в школу (5 лет), она дала ему имя Чжицин: "чистота помыслов, целей, устремлений". Тоже очень вовремя – в этом возрасте он начал и до ранней юности продолжал лихорадочно самоутверждаться в играх и соревнованиях с детьми и взрослыми, и жаждал только выигрыша, и выигрывал, и, кроме первенства, не признавал иного итога. Впрочем, как вспоминают свидетели, отличался ото всех он все же не этим, а тем, что как никто умел сосредоточиваться, вдумываться, оценивать себя и, других... В 11 лет на школьном уроке, выслушав зачитанные учителем новости из газеты, он заявил, предвосхищая Билла Клинтона, что президент США тоже всего лишь человек, как и все люди в мире, и поступает, как все. Следующее имя, совсем взрослое, мать дала ему как раз в тот момент, когда оно ему понадобилось – Цзеши, "утес". Потому что власти посадили подростка – хозяина в доме – в тюрьму за неуплату податей вовремя. Семья бедствовала. И он отсидел весь срок. Китайская тюрьма вошла в свод международных идиом. Это ад. Первое взрослое имя не только пришлось кстати, но и помогло выстоять в тюрьме.
Все же упорный подросток закончил и сельскую, и уездную школы, в которых учился по классическим древним книгам. И вознамерился учиться дальше, для чего решился поменять привычную жизнь в родной деревне на неизвестность в большом городе. Мать не перечит сыну. На прощание она дает сыну последнее взрослое имя – Чжунчжэн, "прямой, твердый, нелицеприятный по нраву".
Шанхай.
Шанхай! Волшебный, ослепительный мегаполис, порт всех мировых океанов и морей, столица великой, необъятной Азии, ее рай земной, ее ад и проклятие... Вчерашний деревенский школяр, а ныне студент по западной системе обучения с широко открытыми от удивления глазами ходит сутками мимо кофеен, шикарных ресторанов, модных магазинов и театров центра, мимо старинного тесаного парапета реки Хуанпу, на своих берегах питающей работой 20 километров пристаней, доков и складов. Цзян Чжунчжэн бродит между лавчушек, мимо окраинных опиумных притонов и ночлежек, среди проституток, наркоманов, бедных, как и он, студентов, бродяг, воров, бездомных поденщиков-селян.
Он понял тогда, чем живет Шанхай нескольких миллионов простых людей, Шанхай узких дымных переулков, крошечных домиков, слепленных руками из глины, с окошками без стекол, с неостывающим очагом, дающим пищи не досыта и тепла не вдоволь. Он почувствовал, отчего закипают злобой миллионы сердец шанхайских мастеровых и ремесленников. Он догадался, почему в пригородных рощах деревья и кусты стоят без коры, обглоданные человеческими существами на высоту их роста. Юноша еще не знает, как изменить позорную действительность, но уже видит – это нелегко, даром что почти на каждом шагу за народом следят вооруженные патрули маньчжурской гвардии, а в глубь окраин уставились со ступеней дворца императорского наместника жерла тяжелых пушек.
Юноша с последним взрослым именем "прямой, честный, твердый по характеру"
принимает два решения: стать военным и свергнуть императора. Чтобы стало в Китае хорошо, как в центре Шанхая. Юноша едет в Японию – в военное училище.
Становление военного профи.
Чаще всего великие порывы и свершения имеют прозаическую причину,
обыденную или очень приземленную подоплеку. Так было и в случае молодого юнкера Чан Кайши – деревенский сирота-беднота, вечно голодный школьник и более чем скромно живущий шанхайский студент имел в детстве и юности лишь одну опору для своего самосознания, одну подмогу своему растущему быстрее организма тщеславию, – он, Чан Кайши, ханец, представитель самой массовой, государство- образующей нации в Китае, где 90% населения ханьцы. А императорский дом тогда был в Китае маньчжурским. Маньчжуры на вершине власти – это было для юнкера-националиста невыносимо.
Забавная историческая параллель: наш Ленин и его соратники по партии большевиков подолгу жили и готовили революцию для России не где-нибудь, а в Германии и Австро-Венгрии, то есть в странах, воевавших с их родной страной. Сунь Ятсен и его единомышленники – среди них и Чан Кайши – пестовали свою революционную партию Гоминьдан и готовили антимонархическую революцию для родного Китая не где-нибудь, а в Японии, всегда желавшей и не раз пытавшейся завоевать Китай...