· экскурсия должна давать цельную и стройную систему фактов, объединенную руководящей идеей и согретую эмоциональным током;
· в ходе экскурсии учащиеся знакомятся с содержанием музея или картинной галереи;
· происходит экскурсионное закрепление исторических знаний, полученных ранее на уроках; происходит строгая систематизация материала и продуманный отбор с точки зрения определенной темы;
· возникновение интереса учеников к содержанию экскурсии; содержание экскурсии пропорционально содержанию и значению музейного материала, между материалом и намеченной темой соблюдается полное внутреннее соответствие;
· теперь деление материала производится не только по периодам, а по явлениям, не только хронологически, а и систематически по разделам и соответствующим им отделам музея.
Основные понятия: выставочный зал, музейный экспонат, картинная галерея.
Оборудование: различные музейные экспонаты, картины, скульптуры, бытовая утварь, книги, документы той эпохи и др.
План урока:
Этапы урока | Основное содержание | Рекомендуемые формы и методы | Время в минутах |
1. Подготовка к экскурсии. | дается связное и цельное представление о цели экскурсии, для того чтобы возбудить в экскурсантах интерес и работу самостоятельной мысли, облегчить им логическое осознание пережитых событий; вносится большая стройность, систематичность, порядок в имеющихся у учеников познаний о данном периоде, понимания его и прочувствование, так как материал воспринимается не только рассудочно, но и глубоко эмоционально, при этом эмоция должна не подавлять, а возбуждать и усиливать деятельность сознания; необходимым объединяющим стержнем, который свяжет в законченный комплекс отдельные разрозненные восприятия и послужит – тема и руководящая идея экскурсии, заданные на подготовительном этапе: тема очертит внешние рамки отбираемого материала, руководящая идея пронижет собой ее внутреннее содержание. | объяснение учителя – экскурсовода. | 5 |
2. Основной этап – проведение экскурсии в виде увлекательного путешествия по музею или картинной галерее. | при построении экскурсии на выставке наиболее общей и вытекающей из самого материала представляется тема «Основные черты художественной культуры середины XVIII века»; она охватывает собой большую часть выставочных экспонатов; вскрывает все перипетии культурной истории данного периода; при проведении такой темы руководитель экскурсии поднимает коренные вопросы о сущности культурной эволюции в эпоху Елизаветы Петровны; возможна другая тема «Художники и скульпторы середины XVIII века»: здесь центр тяжести переносится на деятельность конкретных представителей искусства того времени; возможны частные темы – о конкретных направлениях и течениях в художественной культуре середины XVIII века, об индивидуальном творчестве определенного деятеля культуры той эпохи. | рассказ и разъяснение учителя-экскурсовода, сочетающиеся с задаванием наводящих вопросов с целью завязать беседу, будить коллективную творческую мысль и вызвать самостоятельную реакцию школьников, чего требует и сложность музейного материала, и эмоциональный момент историко-культурной экскурсии. | 35 |
3. Закрепление пройденного материала. Выводы и заключения. | учащиеся отвечают на поставленный в начале урока вопрос: чем обусловлено развитие культуры середины XVIIIв.? В процессе беседы они вместе с учителем делают выводы и заключения по главным моментам урока-экскурсии: развитие основных направлений и течений художественной культуры России эпохи Елизаветы Петровны , непосредственная творческая деятельность наиболее выдающихся представителей искусства изучаемой эпохи, анализ запомнившихся произведений и других музейных экспонатов. | метод диалога учителя с учащимися. | 3 |
4. Домашнее задание. | учащимся даются индивидуальные задания по описанию наиболее впечатливших моментов урока-путешествия. | самостоятельная работа учащихся | 2 |
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Подготовка урока-путешествия. Правильный выбор темы возможен лишь после предварительного и тщательного изучения самой выставки: рассмотрение всех экспонатов, чтение печатных комментариев и важнейших документов – необходимое условие такой работы. Также при выборе темы нужно учесть особенности и интересы экскурсионной группы – наряду с темами общего характера наметить специальные, ориентированные на определенный состав класса. Наметив тему и идею урока-экскурсии, ее руководитель должен выполнить следующую стадию работы: отобрать и систематизировать необходимый материал, другими словами, составить план и маршрут экскурсии. Из всей массы экспонатов необходимо отобрать самое важное и самое яркое для освещения избранной темы и проведения руководящей идеи. Именно здесь сказывается вся важность предыдущей работы, все значение регулирующего критерия. При этом необходимо учесть целый ряд обстоятельств: обеспечить наличие разнообразных экспонатов, чтобы избежать утомительного однообразия экскурсии; взвесить социально-психологические особенности будущей группы(подходящее для одной окажется непригодным для другой). Попутно производится другая работа, неразрывно связанная с предыдущей: отбираемый материал группируется вокруг избранной движущей оси, устанавливается последовательность осмотра, намечаются ударные пункты, определяются место и время для пауз; другими словами, руководитель экскурсии систематизирует материал, отчасти следуя планировке музея, отчасти внося в нее свои коррективы. В результате составляется схема экскурсии, в которой каждый экспонат занимает определенное место и находится в определенном взаимоотношении со своими соседями. И здесь, руководствуясь избранной темой и проводимой основной мыслью, нужно логически связать отдельные части материала, подчинить второстепенные детали основным моментам, выдвинуть на первый план обобщающие образы и дополнить их углубляющими подробностями. | 1. Работа учащихся создается необходимый психологический настрой для урока-путешествия; ученики также предварительно знакомятся с комментариями к музейным материалам и описаниями их времени вообще. |
2. Красочный, яркий, подробный рассказ учителя по теме изложение учителем основных сведений по теме. но как бы ни велось объяснение экспонатов, остаются непреложными два основных правила: 1) объяснение должно опираться на зрительный образ и заключаться в его раскрытии; 2) все комментарии должны быть логически связаны и выявлять основные линии схемы; задача руководителя экскурсии – помочь осмыслить и обобщить конкретные образы, произвести их умственное разложение на составные элементы и объединить их в законченный синтез обобщающего вывода; беседа с группой вполне применима там, где речь идет об оценке того или иного явления – при подведении обобщающего итога; еще легче вызвать обмен наблюдений, замечаний и выводов при анализе полотен, рисующих то или иное событие; но там, где разрозненные и мелкие экспонаты должны связаться в цельную картину, «живое слово» необходимо и неизбежно; еще труднее вызвать самостоятельную реакцию перед картиной или портретом, здесь краткая и живая характеристика из уст руководителя – единственно приемлемый экскурсионный метод; так перемежая диалог с самостоятельной реконструкцией события, руководитель старается выдерживать единство внутреннего построения, закрепленное выбранной экскурсионной схемой; руководитель внимательно следит, чтобы взаимная цепь мыслей не порвалась, чтобы все образы вошли в нее необходимыми составными звеньями, чтобы каждый переход от явления к явлению, был логически обоснован; это достигается резюмирующими заключениями (по отношению к предыдущим экспонатам) и предварительными направляющими вопросами (по отношению к последующим экспонатам); постепенно руководителем экскурсии проводится одна основная нить – с соответствующими паузами, ударениями и подытоживанием главных моментов; выдержать эту основную линию, сделать ее четкой и ясной, пронизать ею весь созерцаемый материал – значит внести в этот хаос многочисленных раздробленных образов единство и стройность внутреннего понимания. | 2. Учащиеся должны быть хорошо организованы и могут быть заранее подготовлены к экскурсии предварительными беседами с учителем; здесь возможно более длительная и более углубленная экскурсионная работа, связанная со школьными занятиями; желательно двукратное и трехкратное посещение выставки, ее расчленение на важнейшие разделы, постановка предварительных заданий, «лабораторное» изучение материала; - конечно, особенности детской психологии требуют от педагога-экскурсовода особенно осторожного подхода: нужно останавливаться на самом важном, наиболее конкретном и вполне доступном; необходима такая комбинация материала, такая постановка вопросов, которые вызовут максимум детской самодеятельности; индивидуальные задания могут сочетаться здесь с последующим коллективным обсуждением проделанной работы. |
3. Закрепление темы здесь необходимо углубить и детализировать экскурсию, не останавливаясь подробно на основных фактах; указание этих фактов явится только исходным пунктом, наглядно закрепляющим приобретенные знания; но они найдут дополнения в новых подробностях, которые расширят и прояснят умственный горизонт экскурсантов; здесь возможна постановка более серьезных, отвлеченных вопросов, коллективная оценка основных событий и лиц. | 3. Работа учащихся участники экскурсии придают ей больший или меньший методический уклон, ставят знак ударения на вопросе, специально интересующим всю группу; соответственно изменится все завершение экскурсии – на первый план выдвинутся экспонаты, наиболее подходящие для избранной цели, объяснения примут характер коллективного обсуждения методических вопросов и т.д. |
4. Заключение - урок-путешествие учит духовному творчеству, ставит задачу показа выхода отечественной культуры в XVIII веке на передовые рубежи и достижения результатов, равных по значимости величайшим мировым художественным произведениям . | 4.Итогом активной деятельности учащихся на уроке-путешествии будет их приобщение к величайшим образцам культуры в России середины XVIII века, эстетическое наслаждение от восприятия этих шедевров. |
Урок № 2