Смекни!
smekni.com

Каролингское Возрождение (стр. 3 из 3)

Наряду с Евангелием наиболее излюбленным объектом иллюстрирования в средние века была Псалтырь. Ее поэтические тексты, наполненные символами и аллегориями, ставили сложные задачи перед миниатюристами. В Каролингский период возникло два наиболее полно иллюстрированных манускрипта этого ветхозаветного сочинения: кодекс, хранящийся в Университетской библиотеке Утрехта и современный ему список в Штутгарте. «Утрехтская Псалтырь» оставила неизгладимый след в средневековом искусстве, воздействие ее миниатюр было ощутимо вплоть до 12 века. Иллюстрации рукописи исполнены пером и относительно свободно разбросаны по странице.

Перемежаясь с текстом в виде широких лент, они возникают подобно изобразительным комментариям древних свитков. Но писец и художник исходили из разных источников: изобразительный ряд не всегда совпадает с текстом. Рисунки то пространственно иллюстрируют толкование, отсутствующее в рукописи, то отличаются наивным буквализмом. Каждый псалом сопровождается изображением динамично сменяющих друг друга эпизодов. Битвы, мучения, схватки, процессии, пиры, охоты, храмы и крепости, скульптурные монументы, холмы и деревья, львы, кобылица с жеребенком – все это непрерывным потоком проходит по страницам. Исполненные в эскизной манере, рисунки рождают ощущение вдохновенной импровизации, хотя мастера с завидной изобретательностью варьировали небольшое количество образцов.

В 40-е годы пальма первенства перешла к школе Тура (до 853 г.), затем к так называемому скрипторию Карла Лысого, местоположение которого нельзя считать твердо установленным. В Туре мастера следовали по стопам дворцовой школе, знали древние рукописи, а также сумели усвоить уроки реймских художников. Стиль миниатюр турской школы – степенный и торжественный, композиции отличаются ясным построением, каждая сцена полна значительности. Фигуры движутся с достоинством, страсти и волнения разрешаются в величавом спокойствии главного действующего лица.

Важной чертой турских произведений стало новое восприятие изображаемого пространства. Переход отчетливо ощутим при сравнении миниатюр двух рукописей – «Библии Мутье - Грандваля» (ок. 840 г., Лондон,

Британский музей) и списка библейского текста, исполненного по заказу светского аббата Тура графа Вивиана. Художники «Грандвальской Библии» еще достаточно следовали позднеантичному образцу в композиции миниатюр, одеждах действующих лиц, в перспективной трактовке интерьера

В изображении пейзажа. Художники «Библии Вивиана», создавая величественную сцену поднесения графом рукописи Карлу Лысому, руководствовались уже «иерархическим» пониманием пространства. Фигуры расположены в пределах композиции снизу вверх, одна над другой, в зависимости от положения и сана. Осененный божественной десницей Карл Лысый, восседая вверху на троне, превосходит остальных персонажей ростом.

В середине 9 века ряд примечательных кодексов вышел из соборного скриптория в Меце. Для архиепископа Дрогона, внебрачного сына Карла Великого, здесь был создан наиболее значительный манускрипт – «Сакраментарий» парижской Национальной библиотеки. Рукопись снабжена большим количеством крупных инициалов, содержащих повествовательные сцены.

Сохранившиеся в большом количестве миниатюры каролингской эпохи – самое для нас значительное в ее художественном наследии. Среди них несомненные шедевры-миниатюры Евангелий архиепископа Эбо и короля Лотаря, в которых виртуозность и динамичность рисунка, унаследованные от англо – ирландской миниатюры, создают могучую выразительность образов.

Ценнейший памятник изобразительного искусства того времени – знаменитая Утрехтская псалтырь (так названная по месту ее хранения – Университетской библиотеки в Утрехте) со ста шестьюдесятью пятью рисунками, выполненными коричневыми чернилами. Тут сцены охоты, битв, пиров, мирного труда крестьян, холмистые пейзажи, всевозможные архитектурные мотивы.

Графическая четкость и декоративность. Наблюдается любовь к миру, окружающему человека, проявляется с подобной же силой и мастерством лишь в рисунках 14 столетия.

«Каролингское Возрождение» было узким и ограниченным территориально, дальше Аахена оно практически не рапространилось. «Каролингское Возрождение» заканчивается с распадом империи.

Использованная литература

1. История искусства Зарубежных стран. Средние века, Возрождение. Под редакцией Ц. Т. Нессельштраус, Москва издат-во «Изобразительное искусство» , 1982 г.

2. Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и центральной Европе. В. Н. Тяжелов, Москва ИСКУССТВО .1981 г.

3. Библиотека «Полка букиниста» Значимые книги отечественных и зарубежных авторов. В.В. Карева. История средних веков «Каролингского Возрождения». PolBu.Ru

4. История архитектуры “Каролингского Возрождения» www.ARHITEKTO.RU