Смекни!
smekni.com

РСДРП и другие партии начала ХХ века (стр. 1 из 3)

РСДРП и другие партии в начале ХХ века

Программа РСДРП:

демократические — сосредоточение верховной власти в руках законодательного однопалатного парламента из пред­ставителей .народа, всеобщее, равное и прямое избиратель­ное право при тайном голосовании, широкое местное само­управление, неприкосновенность личности и жилища, свобо­да слова, печати, собраний, совести, стачек и союзов, свобо­да передвижения и промыслов; ;

по национальному вопросу — право наций на самооп­ределение, областное самоуправление местностей, отличаю­щиеся особыми бытовыми условиями и составом 'населения, равноправие наций, право получать образование на родном языке, введение родного языка наравне с государственным во всех учреждениях;

по рабочему вопросу — 8-часовой рабочий день, госу­дарственное страхование рабочих пв старости и инвалидно­сти, запрещение сверхурочных работ, штрафов и платежей натурой, охрана труда женщин и запрещение детского тру­да до 16 лет;

по аграрному вопросу — отмена выкупных и оброчных платежей, учреждение крестьянских комитетов для возвра­щения отрезков, возвращение крестьянам денежных сумм, взятых с 'них в форме выкупных и оброчных платежей. В этих целях предлагалось конфисковать монастырское и цер­ковное имущество, удельные, кабинетские и принадлежащие лицам царской 'семьи имения, а также ввести налогообложе­ние помещиков.

При обсуждении программы на съезде велись острые дискуссии по вопросам о диктатуре пролетариата, праве 'на­ций 'на самоопределение, союзе рабочего класса с крестьян­ством. Тем ле менее за принятие программы в искровском варианте было подано 50 голосов.

Из организационных вопросов съезда наиболее важны­ми были принятие Устава РСДРП, определявшего организа­ционные формы и принципы построения партии, и выборы ее руководящих органов. |

По вопросу о принципах построения партии дебатиро­вались три позиции: автономное, федеративное построение и

50

на основе централизма. Сойдясь в итоге 'на идее централиз­ма, делегаты съезда тем не менее понимали его неодинако­во. Об этом свидетельствовала полемика по § 1 устава РСДРГ} о членстве в партии, приведшая к расколу самих искровцев.

Обсуждались две его формулировки. По мнению Лени­на, членом РСДРП считался всякий, признающий ее про­грамму и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в работе одной из пар­тий организаций. Но формулировке Мартова," членом партии мог быть всякий, кто принимал ее программу, поддерживал материально и оказывал ей регулярное личное содействие под руководством одной из партийных организаций. Эта формулировка § 1 устава была поддержана 28 голосами против 22 при 1 воздержавшемся.

формальное расхождение между формулировками бы­ло незначительным. Но на самом деле в спорах о них таи­лись глубокие и принципиальные разногласия, сводившиеся к тому, какой должна быть партия. Это по сути и стало ос­новой раскола социал-демократов. ;

“Твердые” искровцы считали, что формулировка Мар­това открывает двери в партию всем желающим, не требуя партийной дисциплины, участия в работе организации. Мо­дель партии по Ленину предполагала, что 'в условиях неле­гальной деятельности необходим строгий централизм, бес­прекословное выполнение директив руководства снизу до­верху. Именно с помощью сверхцентрализованной партии Ленин и его единомышленники рассчитывали реализовать идею социалистической революции, ставшую для них некой самоцелью.

“Мягкие” искровцы, ориентируясь на образцы западно­европейской социал-демократии, видели в позиции Ленина опасность крайнего радикализма. Они считали, что партия должна быть легальной, массовой, включать всех, кто хочет помочь делу освобождения рабочего класса,.

В конце работы съезда состоялись выборы руководя­щих органов. Перед, этим его покинули 7 антиискровцев, что обеспечило “твердым” искровцам прочное большинство. Учи-

51

тьгвая условия существования оппозиционной партии в Рос­сии, было решено избрать два органа: Центральный коми­тет (он должен был 'находиться в России) и редакцию Цент­рального органа (за границей). Их деятельность должен был координировать Совет партии, включавший по 2 чело­века от ЦО и ЦК и председателя, назначаемого съездом.

При избрании .редакции “Искры” съезд окончательно раскололся.' Отсюда пошло разделение .на большевиков и меньшевиков (хотя в его основе лежали более принципиаль­ные расхождения). Сторонников Ленина, получивших боль­шинство при голосовании по составу ЦО, стали называть большевиками, сторонников Мартова — меньшевиками.2

Таким образом, II съезд воссоздал РСДРП, были при­няты ее Программа и Устав. Однако одновременно в рамках формально единой партии возникли фактически две партии — большевиков, радикальных социал-демократов, безогово­рочно отстаивающих идеи Маркса о классовой борьбе, соци­алистической революции и диктатуре пролетариата, и мень­шевиков, умеренных социал-демократов, перемежавших ре­волюционность с реформизмом и стоявших ближе к запад­но-европейским социал-демократическим традициям. Не­смотря на некоторые безусловные .попытки их объединения, такое положение дел в социал-демократическом движении фактически существовало вплоть до бурных революционных событий 1917 года.

' Ленин предложил в состав редакции Плеханова, Мартова и се­бя. Мартов же настаивал на включении и других старых редакторов — Аксельрода, Засулич и Потресова — и яосле голосования отказался войти в ЦО.

2 После II съезда раскол между большевиками и меньшевиками углубидея. В сентябре '1903 г., не порывая формально с партией, мень­шевики создали Бюро меньшинства и захватили руководство в “Искре” (Ленин вышел 'из ее редакции). В августе 1&04 г. большевики создали свою центральную организацию — Бюро комитетов большинства, а поз­же и центральный орган — газету “Вперед,”.

52

§ 3. Партия социалистов-революционеров и ее программа.

В 90-е годы XIX века народническое движение пережи­вало глубокий идейно-политический и организационный кри­зис. Большая часть яародников, разуверявшись в своей пре­жней работе и осознав ее бесперспективность, отказалась от революционной борьбы с самодержавием и перешла на по­зиции либерализма и реформизма. Происходило это на фоне прогрессирующего процесса разрушения традиционного пат­риархального уклада российской, деревни и заметной диффе­ренциации внутри крестьянства.

И только несколько нелегальных народнических групп и кружков, твердо .заявляли о верности идеалам и традициям “Народной воли” — “Группа народовольцев”, оформившая­ся в 1892 г. в Петербурге, “Южнороссийская группа народо­вольцев” в Киеве. Чуть позже за границей образовалась “Группа старых народовольцев” (Париж).

'Первой организацией, назвавшей себя “социалистами-революционерами”, была эмигрантская группа — “Союз русских социалистов-революционеров”. Вслед за яей возни­кали “Северный союз социалистов-революционеров” (1896 г.) и “Южяая партия социалистов-революционеров” в 1897 году.

Названием “социалисты-революционеры” неонародово­льцы хотели подчеркнуть свое отличие от социал-демокра­тов и отмежеваться от либерального иародничества.

“Северный союз социалистов-революционеров” в 1896 году принял “Основные положения программы социалистов-революционеров”, где было заявлено, ,о солидарности с про­граммой “Народной воли”. “Союз” рассматривал пропаган­ду и агитацию как подготовительные меры социального пе­реворота, а террор как способ реализации своих задач и це­лей. Систематический террор, говорилось в этом документе,

прекратится лишь после свержения самодержавия и дости­жения поляой политической свободы.

53

“Союз” установил связь с другими заграничными на­родническими группами и с января 1901 года начал изда­вать газету “Революционная Россия”. Уже в те время неона­родовольцы приступили к террористической деятельности. Так, в феврале 1901 г. исключенный из университета П. В. Карпович смертельно ранил министра просвещения Н. П. Боголгепова за приказ об отдаяе в солдаты 183 киевских сту­дентов. При аресте он .назвал себя социалистом-революцио­нером.

Наиболее ярых сторонников террора объединяла “Ра­бочая партия политического освобождения России”, образо­вавшаяся в Минске в 1899 году. Она имела свои группы в Петербурге, Екатеринославле, Белостоке, Житомире, Двин-ске и Бердичеве. Ее лидером был Г. А. Гершуни. В 1900 го­ду была разгромлена полицией, а оставшиеся на воле члены партии немного позднее влились в объединенную партию со­циалистов-революционеров.

Полностью на платформе народнического социализма стояла “Аграрно-социалистическая лига” (1900 г.). В ее программе крестьянство объявлялось классом, наиболее вос­приимчивым к революционной пропаганде, а Россия проти­вопоставлялась Западу. Свое главное внимание Лига уделя­ла распространению среди крестьян аграрно-социалистичес-ких идей. ,

В конце 1901 года руководители “Северного союза со­циалистов-революционеров” выехали за границу на встречу с представителями “Южной партии социалистов-революцио­неров” и “Аграрно-социалистической лиги”. В результате переговоров, как сообщалось в январе 1902 года в третьем номере “Революционной России”, было достигнуто соглаше­ние о создании единой партии социалистов-революционеров (ПСР, сокращенно — эсеров).

У истоков этой партии стояли такие видные предста­вители .народнического движения, как М. Натансон, Е. Бреш-ко-Брешковская, М. Гоц, В. Чернев и другие. Эсеры рас­сматривали себя как один из отрядов мирового социалисти­ческого движения.

54


До конца 1905 г. партия социалистов-революционеров существовала без официально принятой Программы и Уста­ва. Ее деятельность велась по двум направлениям: во-пер­вых, агитационно-пропагандистская работа среди населения, во-вторых, организация и проведение террористических ак­тов против .представителей вл'асти и чиновной бюрократии.