Проповедь Корана изначально была обращена ко всему человечеству и предполагала расширение сферы своего действия.[79] При Пророке Мухаммаде ислам принял весь Аравийский полуостров. Когда в 632 году Мухаммад умер, управлять общиной стали халифы (заместители, занимающие место). Первые четыре халифа, называемые обычно "Праведными", начали большие завоевательные походы, но Мекка и Медина оставались центрами новой общины. Соседями нового государства — халифата — были две великие державы — Византия и Сасанидский Иран. Мусульманские армии выплеснулись на широкие пространства Ближнего и Среднего Востока. Иран пал, постепенно в состав халифата вошли и Ирак, и древние иранские территории, и Средняя Азия до границ Китая, и Северная Индия. Византия уступила мусульманам Сирию, Палестину, Египет. Армии преданных идее и фанатичных завоевателей прошли всю Северную Африку и захватили Испанию.[80]
Значительная часть завоеваний происходила уже тогда, когда "Праведных халифов" сменила халифская династия из знатного мекканского рода Омея — Омейяды (661—750). Они перенесли свою столицу в Сирию, ею стал один из древнейших городов мира — Дамаск.[81] При Омейядах началось бурное развитие новой мусульманской культуры и искусства, в основе которого лежал механизм духовного и политического контроля и заказа. Исполнителями этого заказа были местные жители, творившие в русле древних художественных традиций Сирии и Египта, Ирака и Ирана. Происходило глубокое усвоение этих традиций пришельцами и их преобразование на пользу и славу новому обществу. Древние приёмы украшения стали служить идеям прославления ислама и его правителей.
Надо заметить, что политическая система на завоёванных территориях была образцом для процесса взаимной ассимиляции.[82] Немусульманам разрешали сохранять свою религию, но брали за это высокие налоги. Постепенно большинство жителей покорённых стран предпочли принять новую веру. Ярким примером тому могут служить два великих архитектурных памятника омейядского времени — храм "Купол Скалы" в Иерусалиме и Соборная мечеть в Дамаске. Архитектурные приёмы и принципы, мозаики и орнаментальные мотивы легко находят себе параллели в христианском зодчестве и в иранской орнаментике. Однако из этих элементов создаются памятники, имеющие особую идеологическую программу — проповедь триумфа ислама, его связи с древней религиозной традицией, абстрактность понятия о Боге и образы райских садов. И через эту программу складываются и стиль, и художественный язык, в которых роскошь и пышность сочетаются с суровым аскетизмом иконоборчества. [83]
Омейяды продолжали завоевания, строили государство, в котором византийский блеск оттенялся традициями и навыками жизни бедуинских князей пустыни. Их время было полно гражданских войн между различными группами, вкусившими сладость власти. Одна из них кончилась ликвидацией династии и переходом титула халифа к представителям династии Аббасидов (750—1258), обосновавших свои претензии на правление близким родством с Пророком. Омейядов истребили, но один из них бежал и создал свой Омейядов халифат в Испании.[84] Так начался распад единого мусульманского государства и так начался особый путь мусульманского искусства в Испании. Сирийско-византийские традиции встретились здесь с обычаями и вкусами Европы. В результате возникло искусство утончённое и изящное, имеющее свой набор отличительных черт, но при всей особенности находящиеся в единой струе искусства ислама — абстрактного, орнаментального и пышного. [85]
Аббасиды перенесли свой центр в Ирак, в земли Сасанидов.[86] Они построили себе новую столицу — Багдад, "Город Мира", полный жизни центр великой империи. Огромный город дворцов, мечетей и базаров кипел жизнью. В нём строили и перестраивали, и потому от раннего Багдада почти ничего не дошло до нас. Город был сначала круглым в плане, затем разросся многочисленными кварталами. Постепенно халифам становилось тесно жить вместе с чересчур активными и строптивыми горожанами, и в 836 году халиф ал-Мутасим построил новую столицу в Ираке.[87] Её назвали Сурра ман раа (Самарра) — "радуется тот, кто видит". Это был город для знати, чиновников и военных, с дворцами, ипподромами, садами и мечетями. Знаменитая Соборная мечеть Самарры украшена удивительным минаретом со спирально поднимающейся дорожкой снаружи. Дворцы украшались замечательной резьбой по дереву и штукатурке. Стили этой резьбы во многом определяют характерные черты растительных орнаментов аббасидской эпохи. Персидская основа и мировое могущество делали искусство Аббасидов, их здания, металлическую и керамическую посуду, оружие и одежды ещё более богатыми и монументальными, чем у сирийских Омейядов. Но дух и стиль были едиными.[88]
Более сдержанная роскошь стала стилем мусульманской Испании и Северной Африки. Подковообразные арки, сочетание красных и белых полос в архитектуре, синие листы с золотыми буквами Корана и обилие резной кости характеризовали испанские варианты единого художественного языка.
В XI веке Восточный халифат и его халифы покорились новым завоевателям — тюркские племена, подчинённые династиям сельджукидов, стали главной политической силой.[89] Под их контролем оказались традиционные правители в Багдаде. Сельджуки стали ревнителями строго ортодоксального ислама. Под их влиянием и опекой сложились стойкое мусульманское богословие, основные философско-догматические принципы ислама, основные принципы политического устройства. Классическое мусульманское общество сложилось именно в XI веке.[90]
Тогда же повсеместно распространились многие художественные приёмы, ставшие навеки характерными для ислама. Говоря упрощённо, к иранскому, византийскому и аравийскому субстрату добавились вкусы тюркской степи. Складываются более постоянные типы куполов и минаретов, стандартные узоры нового типа. В бронзовых изделиях появляется медная и серебряная инкрустация, в которой узнаются китайские и индийские мотивы.[91]
Тем временем в Египте и части Северной Африки воцарилась династия Фатимидов, потомков дочери Мухаммада Фатимы и его племянника Али. В долгой борьбе за власть Фатимиды (909—1171) создали сложное религиозное учение, полное сокрытых принципов и значений, доступных только посвящённым. Толкование внутреннего смысла религии, секретные ритуалы и тайная система пропаганды придавали учению Фатимидов таинственную привлекательность, добавляя мистическую "изюминку" в искусство их эпохи. Многие из произведений фатимидского искусства — изображения на керамических сосудах, узоры на зданиях мечетей и дворцов — явно претендуют на многозначное толкование. Любимые Фатимидами сосуды из горного хрусталя уже материалом своим намекают на таинственные глубины знания.[92]
Могущественные правители Фатимиды широко использовали искусство для того, чтобы подчеркнуть значение своей власти. Они основали в 969 году город ал-Кахира ("Побеждающий") и украсили его мечетями, такими, как мечеть ал-Хакима, где грандиозность архитектурного пространства сочетается для молящегося с возможностью уединения и самоуглубления. Огромные сокровища, собиравшиеся Фатимидами, служили и демонстрационным целям. Фатимидские халифы устраивали торжественные выезды, во время которых выносились и показывались публике несметное количество золотых сосудов, огромные бронзовые фигуры и подсвечники, лампы из горного хрусталя, роскошные одежды с надписями и узорами. [93]
Династии сменяли династии на протяжении четырнадцати веков. Каждая владела частью мира ислама, каждая имела свои специфические этнические, политические и культурные особенности. Политический строй и культура в мире ислама менялись от эпохи к эпохе. Это понятно всякому и достаточно обычно. Однако все эти разнообразные районы мира, включая и части Китая, и Индонезию, все эти периоды в разных и в одинаковых областях мира обладают общими чертами.[94] Они легко узнаваемы, но не так легко описываемы. [95]Единство этих черт определено многими факторами, но прежде всего тем, что в разных странах искусство было пронизано исламскими традициями и идеями. Религиозная запрограммированность мусульманского искусства определила его выживание в различных политических и культурных условиях. Эта духовная программа выражена не явственно, она не в сюжете, а в художественных особенностях. Поэтому она живуча и поэтому она так привлекательна.
Торговля.
В определенном смысле Аббасиды были даже более удачливы, нежели Омейяды. Например, после смерти Аль-Мансура в 775г., оборвавшей его двадцатилетнее правление, его сын Аль-Махди унаследовал богатую казну и империю, в гораздо большей мере склонную к ведению торговли, нежели войны.[96]