Смекни!
smekni.com

Теория Якобинской диктатуры (стр. 2 из 4)

ГЛАВА 2. Комитет Общественного спасения. Реорганизация армии и ход войны. Революционный календарь.

Ещё в июле Конвент обновил созданный ранее Комитет Общественного спасения. Дантон, игравший до этого руководящую роль в Комитете и всё более проявлявший примиренческое отношение к жирондистам, был отстранен. В состав Комитета в разное время были выбраны обнаруживший непреклонную волю к подавлению контрреволюции Робеспьер и полные революционной энергии и смелости Сен- Жюст и Кутон. Выдающийся организаторский талант в создании вооруженных сил республики проявил избранный в Комитет крупный математик и инженер Карно. Фактическим руководителем Комитета Общественного спасения стал Робеспьер. Воспитанный на идеях Руссо, человек твердой воли и проницательного ума, неустрашимый в борьбе с врагами революции, далекий от всяких личных корыстных расчетов, Робеспьер – «неподкупный», как его прозвали, приобрел огромный авторитет и влияние, стал на деле вождем революционного правительства.

Комитет Общественного спасения, подотчетный Конвенту, превратился под руководством Робеспьера в главный орган якобинской диктатуры; ему подчинялись все государственные учреждения и армия; ему принадлежало руководство внутренней и внешней политикой, делом обороны страны. Большую роль играл также реорганизованный Комитет общественной безопасности, на которой возложена была задача вести борьбу с внутренней контрреволюцией.

Конвент и Комитет Общественного спасения осуществлял свою власть при посредстве комиссаров из числа депутатов Конвента, которые направлялись на места с чрезвычайно широкими полномочиями для подавления контрреволюции и реализации мероприятий революционного правительства. Комиссары Конвента назначались и в армию, где они проводили огромную работу: заботились о снабжении войск всем необходимым, контролировали деятельность командного состава, беспощадно расправлялись с изменниками, руководили агитацией и т.д.

Большое значение в системе революционно – демократической диктатуры имели местные революционные комитеты. Они следили за выполнением директив Комитета Общественного спасения, вели борьбу с контрреволюционными элементами, помогали комиссарам Конвента в осуществлении стоявших перед ними задач.

Видную роль в период революционно –демократической диктатуры играл якобинский клуб с его разветвленной сетью отделений – провинциальными клубами и народными обществами. Большим влиянием пользовались также Парижская коммуна и комитеты 48 секций Парижа.

Таким образом, сильная централизованная власть в руках якобинцев сочеталась с широкой народной инициативой снизу. Мощное движение народных масс, направленное против контрреволюции, возглавлялось якобинской революционно-демократической диктатурой .

К лету 1793 года силы антифранцузской коалиции выросли во много раз. Промышленность и финансы Англии, её флот и многие армии европейских стран были использованы против революционной Франции. Чтобы выстоять и победить, Франции требовалось военная сила, техника, хотя бы минимальное обеспечение армии всем необходимым, а также уверенность в справедливости войны, сила духа и революционный подъем. Для большей согласованности действий старых линейных частей, которые составляли армию до революции, с волонтерскими войсками, менее обученными и дисциплинированными, надо было слить воедино всю армию. Комитет Общественного спасения провел «амальгаму», т.е. соединение линейных полков с волонтерскими. Волонтерские части подняли дух всей армии. Многие из волонтеров горячо поддерживали якобинцев. «Мир хижинам, война дворцам» – главный лозунг французской армии.

В течении 1793 года в период якобинской диктатуры обострилась борьба с католической церковью как оплотом реакции. По всей Франции осенью 1793 года проводилась «дехристианизация». Священников заставляли отказываться от сана, закрывали церкви. Коммуна Парижа в ноябре 1793 года запретила католическое богослужение. Эти меры использовали враги Франции для контрреволюционной агитации, и через месяц Конвент, учитывая недовольство крестьян, принужден был принять декрет о свободе культов.

Наиболее левые группировки, особенно последователи Эбера, так называемые эберисты, проводя « дехристианизацию», весьма активно вводили «культ Разума», стремясь заменить старые религиозные праздники новыми, устраивая торжественные шествия, процессии, поклонения Разуму, который представляла актриса в лазоревом одеянии.

В октябре 1793 года Конвентом был принят революционный календарь, который просуществовал сравнительно долгий срок. Лишь в 1806 году по приказу Наполеона он был заменен старым католическим календарем. Началом эры считался 1792 год – первый год республики. Год начинался с 22 сентября – со дня осеннего равноденствия. Все двенадцать месяцев были по 30 дней ( три декады). Названия месяцев , так же как и дней, были связаны с природой.

Осень : вандемьер ( сентябрь – октябрь ) – месяц сбора винограда , брюмер ( октябрь - ноябрь ) - месяц туманов , фример ( ноябрь – декабрь ) – изморозь. Зима : нивоз ( декабрь – январь ) - снег , плювиоз (январь – февраль ) - дождь , вантоз (февраль – март) - ветер . Весна : жерминаль (март – апрель ) – прорастание , флореаль (апрель – май ) – цветы , прериаль (май – июнь ) – луга..

Лето : мессидор ( июнь – июль ) – жатва , термидор ( июль – август )

- жара , фрюктидор ( август – сентябрь ) – плоды . Дни стали называться днем пчелы , днем ласточки и т. д. Дни года не вошедшие в месяцы , назывались санкюлотидами . По окончании сбора урожая , в дни санкюлотид устраивался всеобщий праздник.

ГЛАВА 3. Борьба внутри якобинского блока.

Якобинцы не были однородной группировкой. Они представляли собой блок различных в классовом отношении сил: демократическую буржуазию ( среднюю и мелкую ), городское плебейство и большую часть крестьянства . В период военных неудач , в период борьбы против власти жирондистов якобинцы были сплочены , они боролись против общего своего врага. « Снисходительные» или умеренные ( как тогда называли дантонистов ), а также народные низы – участники секций и Парижской Коммуны - санкюлоты некоторое время поддерживали основное ядро якобинского блока - робеспьеристов. Группа робеспьеристов твердо стояла за республику , стремясь к ограничению чрезмерного богатства и ликвидации крайней нищеты. Робеспьер и его сторонники стремились не к уравнению имущества , а ко всеобщему политическому равенству. « Мы никогда не претендовали на равенство имуществ , а считаем необходимым равенство прав и счастья .»* Эта мысль , высказанная Робеспьером в мае 1793 года, много раз и в разных вариантах им повторялась .

Представители городских секций и Коммуны , категорически требовали таксации на предметы первой необходимости , беднейшее крестьянство хотело раздела крупных ферм . Противоречия в якобинском блоке имели место и раньше , но с особенной стали проявляться с осени 1793 года.

Руководители Парижской Коммуны , деятели секций Парижа требовали защиты интересов бедноты . Наиболее ярким их представителем был Шометт , который , как и большинство революционных деятелей , был молод (26 лет) и с самого начала пытался влиять на якобинскую диктатуру в интересах беднейшего населения. Крайним противником «снисходительных»

был Эбер . Эберисты выступали против католической церкви , ратовали за строжайшую борьбу со спекуляцией и выполнения максимума , требовали раздела крупных ферм и имущества «подозрительных». Под влиянием левых в конце февраля 1794 года были приняты «вантозные декреты» о бесплатном разделе имущества «подозрительных» (врагов революции ) между неимущими. Якобинцы пошли на это , так как раздел должен был увеличить число собственников из неимущих и тем самым расширить круг людей , поддерживающих якобинскую диктатуру.

Но эти декреты натолкнулись на остро враждебное отношение многих членов Конвента и правительственного аппарата и не были проведены в жизнь .

Эберисты стали еще более активно критиковать якобинцев и призвали к восстанию . Эбер и эберисты рассчитывали в борьбе против Робеспьера на помощь Коммуны , но Шометт и другие заявили протест против призыва к свершению якобинской власти . Однако же робеспьеристы сочли виновных всех тех , кто был левее их . Робеспьер не видел и не хотел видеть иных левых сил , кроме правительства , возглавляемого им самим .

Эбер , Шометт и многие другие левые были арестованы .

24 марта 1794 года были казнены 14 человек и среди них Эбер . 13 апреля был казнен Шометт . Этот враждебный по отношению к санкюлотам акт лишил якобинское правительство значительной опоры левых сил .

Через неделю после казни эберистов Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности постановил арестовать Дантона , Камилла Демумна и их единомышленников. Друзья Дантона , узнав об этом , предложили ему бежать , но он ответил ставшей впоследствии крылатой фразой : «Разве можно унести отечество на подошве башмаков».*

Дантона и дантонистов обвинили в заговоре в пользу монархии , в стремлении свергнуть республику и уничтожить Конвент . Вместе со сторонниками Дантона судили и других людей за различные преступления - всего 16 человек . На суде дантонисты не стали защищаться , а нападали на Конвент общественной безопасности .

Суд продолжался три дня , с 2 по 4 апреля 1794 года. 5 апреля Дантона и его единомышленников гильотинировали .

После расправы с «бешеными» , эберистами и другими левыми а также с дантонистами власть Робеспьера и его группы , казалось возросла . Но на самом деле связей с народом стало меньше , круг единомышленников сузился . Тогда , понимая это , Робеспьер попытался укрепить свое влияние при помощи новой «гражданской» религии , проповедуемой ранее левыми . Он отвергал как католицизм , так и атеизм и насаждал культ Верховного существа природы . Робеспьер хотел вокруг Верховного существа объединить все революционные элементы Франции .