Смекни!
smekni.com

Теория Якобинской диктатуры (стр. 4 из 4)

Французская революция произошла почти на полтора столетия позже английской. Если в Англии буржуазия выступала против королевской власти в союзе с новым дворянством, опираясь на плебейские массы города и крестьянства.

Для того времени буржуазия была смелым и прогрессивным классом. Она была гегемоном революции, но никогда не достигла бы таких успехов, если бы движущими силами не был французский народ, массы революционного настроенного городского плебейства и крестьян. Все победы во время революции, начиная со взятии Бастилии, были одержаны благодаря действиям народных масс. Народные массы наложили отпечаток на все выдающиеся события революции; именно по их требованию и под их непосредственным нажимом были осуществлены революционные важнейшие акты и мероприятия.

Революция развивалась по восходящей линии, и наиболее смелых и действенных результатов она добилась в 1793 году во время якобинской диктатуры, когда влияние народных масс было наиболее сильным.

Именно благодаря участию в революции народных масс и их влиянию на её ход французская революция была буржуазно – демократической и имела такое огромное значение для последующих событий как во Франции, так и в других странах.

“Буржуазно – демократическое содержание революции, это значит – очистка социальных отношений(порядков, учреждений)страны от средневековья, от крепостничества, от феодализма»

Успехи французской революции привели к быстрому развитию капитализма и этим содействовали формированию и росту пролетариата.

Большинство выдающихся деятелей французской революции объективно служили буржуазии, создавали мир капитализма, но сами они были уверенны, что служат народу в интересах всеобщей свободы, равенства и братства.

Особый накал политической борьбы весной, летом и осенью 1795 года определялся, прежде всего, тем, что именно тогда конвент стал пересматривать основы государственного устройства Франции. Это, с одной стороны, вызвало ожесточенное противодействие сторонников якобинской конституции, а с другой, - позволило реалистам надеяться использовать ситуацию для осуществления своих планов захвата власти.

Термидорианцы решили отказаться от уже принятой, но не применявшейся Конституции 1793 года во многом потому, что она, провозгласив право народа на восстание, допускала легальную возможность прямого действия со стороны низших слоев населения, не предоставляя достаточных гарантий стабильности и собственности. Кроме того, в Декларации прав и в самой конституции содержалось немало статей, делающих её, с точки зрения термидорианцев, практически неприменимой (организация работы первичных собраний, усложненное утверждение законопроектов и т.д.)

По их мнению, это была конституция, принятая, чтобы оправдать насильственный захват власти якобинцами. Сохраняя право на восстание, она открывала дорогу любым мятежникам, которые захотят в будущем свергнуть установленный его режим. Политики, вставшие во главе республики после 9 термидора, стремились как можно быстрее покончить с революционным способом управления страной. Они считали, что общество уже устало от мести лет революционных бурь и нуждается в спокойствии и стабильности.

После переворота 9 термидора политические и идеологические течения оставались, по большей части, неорганизованными. Якобинский клуб и его филиалы на местах были закрыты. Единственным более или менее организованным проявлением оппозиции можно считать вандейский мятеж, но и его участники не придерживались единых взглядов, представляя собой сложный конгломерат как антиправительственных, так и антиреспубликанских построений.

Политических партий в современном смысле слова тогда, разумеется, не было, однако изучение переписки Конвента и публицистики позволяет выделить три хотя и неоформленных, но реально существовавших в обществе, крупных идейно- политических течений.

Центральное место занимали находившиеся у власти термидорианцы и их единомышленники называвшие себя, «патриотами 89-года». Они стояли на республиканских позициях и выступали за прекращение революции, при сохранении её основных политических и социально – экономических завоеваний.

На левом фланге политического спектра термидорианцам противостояли сторонники возвращения к режиму якобинской диктатуры. Однако после подавления восстаний, якобинцы, потерпев поражение, перестали представлять организованную силу, хотя и не утратили полностью своего влияния в провинции. Эти слои связывали своё благополучие, в первую очередь, с системой чрезвычайного правления, при которой официально подчеркивая примат народа и добродетельность бедности.

С принятием Конституции был закончен важный этап в истории революции, этап подведения итогов и переосмысления ценностей. Термидорианцы, поддержанные населением Франции, сделали выбор в пользу сохранения республики при гарантиях стабильности и отсутствия дальнейших перемен. Деятельность Конвента на этом закончилась; он самораспустился и передал власть Директории.