Очевидно, рабыни использовались только для домашних услуг. Это в еще большей степени верно в отношении рабынь, которые по преимуществу были заняты домашними работами, особенно когда семья владела только одной - двумя рабынями, что и было характерно для большинства состоятельных людей.[92]
Обратимся к документу CYR, 287 «Забаба-шум-уцур, сын Набу-мукин-зера, потомка начальника строителей, отдал своего сына Набу-буллитсу в распоряжение Шеббаты, рабыни, принадлежащей Шуле, за наемную плату в 4 сикля серебра в год. В этом году в месяцы аяру и ташриту Набу-буллитсу [должен выполнять] работу у Забаба-шум-уцура».[93] Из этого документа следует, что женщина рабыня могла нанимать работников для работы на участке. Отсюда возникает вопрос – неужели женщина в Вавилонии VΙΙ - ΙV вв. до н.э. стояла на одной ступеньке с мужчинами? Так же могла владеть землей, распоряжаться имуществом? Скорее всего, нет. Вернее было бы предположить, что указанная выше Шеббата нанимала работника не для себя, а для своего хозяина.
Рабыни в это время могли быть агентами и контрагентами. Нередко рабыни занимались регулированием денежных расчетов своих хозяев с их контрагентами.[94] Также рабыни являлись свидетелями при заключении сделок.
Делая вывод из всего выше сказанного, отметим яркие черты женского рабства:
· Женщины попадали в рабство традиционными путями, но было одно исключение – если женщина занималась проституцией вне храмового культа.
· Женщины рабыни могли выходить замуж, как за рабов, так и за свободных, могли сожительствовать со своим хозяином. Дети от браков свободного и рабыни становились свободными, если при жизни отец их усыновлял.
· Отданные в наем, женщины получали пайку ячменя равную пайке свободных. Если рабыня была в разводе, то бывший муж должен был обеспечивать её и её детей. Также государство выдавало продукты рабыням, чьи мужья находились на военной службе.
· Рабыни обычно жили или в доме у хозяина, или снимали «рабские помещения» на чердаках домов и складов.
· Рабынь довольно часто клеймили, ставя на запястье имя владельца. Клеймили также свободных женщин, занимавшихся проституцией и ставших рабынями.
· Рабовладельцы имели право рабынь продать, сдать внаем, заложить, подарить, оставить в наследство, отдать в приданое.
· Чаще всего рабынь нанимали в публичные дома для занятия проституцией в рамках культа.
· Рабыни использовались в качестве домашней челяди, т.к. никаким ремеслом они владели.
· Не платили налоги и не несли общественные повинности.
Рабыни могли быть агентами, контрагентами, свидетелями при сделках, могли заниматься денежными делами своих хозяев.
Заключение
Исходя из изложенного выше материала, можно сделать вывод, что данная тема действительно актуальна. В ней отражен непредвзятый взгляд на рабство в Вавилонии VΙΙ-ΙV вв. до н.э. В курсовой работе раскрывается повседневная жизнь рабов, их обязанности, место в жизни общества.
Итак, низший класс вавилонского общества составляли рабы - "вардум". В науке до сих пор остается открытой проблема рабства на Востоке. В курсовой работе были изложены мнения некоторых исследователей по вопросу определения рабства. В основном мнения всех ученых разделились на три группы. Для первых раб в Вавилонии считался личностью, для вторых – вещью, а третьи говорят о легком переходе из рабского состояния в свободное, поэтому не прощупывают разницы между рабом и свободным. Эта последняя точка зрения устарела.
Также в курсовой работе рассмотрен вопрос обозначения рабства. Количество терминов, обозначающих рабов, достигает десятка, поэтому нельзя говорить о наличии четкой социальной терминологии в нововавилонское время. К тому же некоторые термины обозначают как рабов, так и юридически свободных людей. Понять, о ком идет речь, практически всегда можно из контекста.
Источниками рабства служили война, имущественное расслоение, приводившее к долговой кабале, неравноправное положение членов семьи, находившихся под патриархальной властью отца, что давало ему право отдать их в залог или продать в рабство, обращение в рабство за некоторые преступления, усыновление подкинутого ребенка с последующим превращением его в раба, наконец, естественное воспроизводство рабов. В изучаемый период совершенно исчезла практика самозаклада и само продажи. Кредитор мог арестовать неплатежеспособного должника и заключить его в долговую тюрьму, но не имел возможности продать его в рабство третьему лицу. Муж не мог отдать в залог жену, однако имел право отдать своих детей, хотя такая практика была довольно редкой. Продажа детей родителями, по-видимому, разрешалась законом, но тоже была чрезвычайно редка.
Семья среднего достатка имела от 2 до 5 рабов. Иногда в богатых семьях их число достигало нескольких десятков. Рабы были имуществом, вещью хозяина: в случае их убийства или членовредительства хозяину возмещали ущерб или отдавали раба за раба. Рабов продавали, покупали, отдавали в наем, дарили, похищали. Они имели ряд отличий: это могли быть таблички на груди, особая прическа, клеймо, проткнутые уши. Рабы нередко убегали от хозяев или пытались оспорить свое рабское состояние, но за это их жестоко наказывали. В то же время рабство в Вавилонии имело ряд своеобразных черт.
Так как курсовая работа в целом посвящена рассмотрению мужского и женского рабства, сравним положение мужчины раба и женщины рабыни в Вавилонском обществе VΙΙ-ΙV вв. до н.э. (см. Приложение №1). Делая вывод из данной таблицы, отметим, что больших отличий между положением рабов и рабынь в Вавилонии VΙΙ-ΙV вв. до н.э. не было. Возникающие различия связаны в первую очередь с физиологическими различиями между мужчиной и женщиной, с такими характеристиками как выносливость, физическая сила. В связи с этим женщины не могут быть заняты в ремесле или сельском хозяйстве. Их сфера деятельности - домашнее хозяйство. Следующие различия связаны с естественными взаимоотношениями мужчины и женщины, со способностью женщин рожать детей. Так, только женщины занимались культовой проституцией, т.к. храмам был выгоден естественный прирост рабского контингента. Различия также присутствуют в сфере имущественных отношений. Только мужчины могли иметь пекулий. Зато в сфере гражданских отношений рабы и рабыни были равны. Рабов вообще не считали гражданами, поэтому ни мужчины, ни женщины этого класса не платили налоги и не облагались трудовыми повинностями в пользу государства. К тому же и мужчины, и женщины могли выступать в качестве агентов своих хозяев, могли быть свидетелями при заключении юридических сделок. Рабы, независимо от пола, могли стать вольноотпущенниками.
В конце хочется еще раз вспомнить мысль о том, что рабство в Вавилонии никогда не достигало такой ступени развития, чтобы можно было говорить о господствующей роли труда рабов в экономике. Рабский труд являлся только одним из типов принудительного труда, и притом не всегда самым значительным по своей роли.
Думаю, исследования по данной теме необходимо продолжить, потому что на рабство на Востоке в общем, и в Вавилонии в частности можно смотреть под разными углами зрения. Тема интересна для исследования и содержит в себе ряд вопросов, которые еще не полностью решены в науке. В дальнейшем я планирую продолжить работу над этой темой.
Список источников и литературы
Источник
Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие, в 2-ух частях. Ч.1/ Под ред. М.А. Коростовцева. – М.: Высшая школа, 1980. – С. 225-243.
Литература
Георгиева Т.С. Культура повседневности: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности философия, политология, религиоведение. Кн.1/ Т.С. Георгиева.– М.: Высшая школа, 2005.
Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VΙΙ-ΙV вв. до н.э. / М.А. Дандамаев. – М.: Наука, 1974.
Зельин К.К., Трофимова М.К. Формы зависимости в Восточном Средиземноморье эллинистического периода. / К.К. Зельин, М.К. Трофимова. – М.: Наука, 1969.
История древнего мира. Кн.2 / Под ред. И.М. Дьяконова. – М.: Наука, 1989.
Мейер Э. Рабство в Древнем мире / Э.Мейер. – М.: Прокопович, 1907.
Рифтин А.П. Сторо-вавилонские юридические и административные документы в собрании СССР / А.П. Рифтин. – М. Л.: Ак. Наук, 1937.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / Т.51. – М., 1899.
[1] Дандамаев М. А. Рабство в Вавилонии VΙΙ-ΙV в до н.э. – М., 1974. – С. 19
[2] Там же – С. 19
[3] Там же – С. 19-20
[4] Там же – С. 20
[5]Дандамаев М. А. Рабство в Вавилонии VΙΙ-ΙV в до н.э. – С. 21
[6] Рифтин А.П. Старо-вавилонские юридические и административные документы в собрании СССР – М. Л., 1937.
[7] Дандамаев М. А. Рабство в Вавилонии VΙΙ-ΙV в до н.э. – М., 1974.
[8] История древнего мира под ред. И.М. Дьяконова. – М., 1983
[9] Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие, в 2-ух частях. Ч.1. / Под. Ред. М.А. Коростовцева. – М.: Высшая школа, 1980. – С. 225-243.
[10] Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VΙΙ-ΙV в. до н.э. – М., 1974. – С.44-45
[11] Мейер Э. Рабство в древнем мире – 1907
[12] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т.51. – М., 1899. – С.35
[13] Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VΙΙ-ΙV в. до н.э. – С.45
[14] Зельин К.К., Трофимова М.К. Формы зависимости в Восточном Средиземноморье эллинистического периода. – М., 1969. – С. 6-7, 23.
[15] Зельин К.К., Трофимова М.К. Формы зависимости в Восточном Средиземноморье эллинистического периода. – С. 23.