Смекни!
smekni.com

Хозяйство и быт Степной Скифии (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Гуманитарная гимназия № 2

Историко –географическое направление

Хозяйство и быт Степной Скифии

Научно –исследовательская работа

ученика 11-А класса

гуманитарной гимназии №2

Сиротина Дмитрия

Николаев , 2001 г.

ПЛАН

I . ВСТУПЛЕНИЕ .

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .

1 . Хозяйственная деятельность скифов :

а) скотоводство ;

б) земледелие ;

в) домашнее производство ;

2 . Быт :

а) жилище ;

б) одежда ;

в) утварь ;

г) пища ;

III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

ВСТУПЛЕНИЕ

Одним из основных этапов развития украинского общества является вопрос развития скифов –кочевников , появившихся в начале VII в. до н.э. в степях Причерноморья .появившись , скифы сразу обратили на себя внимание более цивилизованных современников в странах Средиземноморья . Так , в одной из книг Ветхого Завета читаем :«Вот , идёт народ из страны северной , и народ великий поднимается от краёв земли ; держат в руках лук и копьё ; они жестоки и немилосердны , голос их шумит , как море , и несутся на конях , выстроены , как один человек… Мы услышали весть о них , и руки , у нас опустились , скорбь объяла нас…

Не выходите в поле и не ходите по дороге , ибо –меч неприятель , ужас со всех сторон» .Пройдя огнём и мечем по странам Ближнего Востока , скифы наконец осели в Северном Причерноморье , основав первое на территории Украины крупное политическое объединение .

Когда персидский царь Дарий I пошёл походом на Скифию , чтобы наказать скифов за их нападение на персидские земли ,то он был поражён тем ,что скифы не покорились ему и не вступили с персами в открытый бой ,а убегали от них ,опустошая свои собственные земли .Тогда могучий Дарий послал гонца к скифскому королю Иданфирса ,через которого передал предложение сдаться или вступить в открытый бой ,на что получил ответ ,что скифы не имеют ни городов ,ни обрабатываемые земли, которые должны были защищать бы . Единственное ,что заставило бы скифов воевать с персами –это отцовские могилы .Если же персы желают воевать ,тогда пусть разыскивают те могилы и пробуют разрушить их. Тогда и увидят ,будут ли скифы воевать за эти могилы или нет .Вот как почитали скифы своих предков .Это далеко не единственная черта , характеризующая скифов .Я заинтересовался именно скифами ,так как их политическое объединение Великая Скифия находилась и на территории Николаевщины .Однако нетронутых курганов скифов практически не осталось .

Один из курганов скифов был раскопан на территории Корабельного района города Николаева в 80-е годы .Скифы являются одним из кочевых племён , которые поселились на территории Северного Причерноморья в период с VI-III века до нашей эры .Одной из причин поселения скифов на территории Северного Причерноморья является благоприятная погода этого региона . Природа степи способствовала развитию многих отраслей хозяйства у скифов , например : земледелие ,скотоводство .

Вся политическая власть Скифии принадлежала кочевникам –«царским скифам».«Нас больше всех , и мы лучше всех», -утверждали они .Все прочие скифские и нескифские племена Украины платили день «царским скифам».В споре о том , «кто лучше всех» , «царские скифы» прибегали к неотразимому аргументу –своей огромной , хорошо вооружённой и прекрасно дисциплинированной коннице . Чтобы считаться настоящим воином , скиф должен был испить крови первого убитого им врага . с противников снимали скальпы , из их черепов делали чаши , украшая золотом и серебром . Но превыше золота и серебра ценились дружба и товарищество между воинами .

Скифское общество было обществом мужчин . Родословная велась по отцовской линии . Имущество делилось между сыновьями . Многожёнство было нормой . Юных жён часто убивали после смерти их мужа , чтобы положить в его в могилу .

До сих пор в украинских степях высятся скифские могилы –курганы . Тут и роскошное захоронения племенной знати , и убогие могилы простых людей . Так что если судить по этим курганам , среди «царских скифов» существовало заметное социально –экономическое расслоение .

Кроме военного грабежа , у скифов был ещё один немаловажный источник обогащения –торговля с греческими колониями на Черномор-ском побережье . Именно скифы первыми стали предлагать на рынок те товары украинской земли что на долгие века останутся для неё традиционными ,-зерно , воск , мёд , меха , рабов . Взамен они получали вина , ювелирные изделия и другие предметы роскоши , к которым быстро пристрастились .

Видимо , из этого же самого стремления к роскоши , к украшению жизни возникло и высокооригинальное прикладное искусство скифов .

Декоративный «скифский стиль» легко узнаётся поего излюбленому мотиву –животным . С неподражаемой грацией ведут свой вечный хоровод летящие олени , кони , львы изящных скифских амфор .

Украина эпохи скифов –важная , хотя и отдаленная часть классической Средиземноморской цивилизации . При посредничестве греческих колонистов Причерноморья скифы не только вступили в контакт с Древней Элладой , но сумели по достоинству оценить её . В то же время связи со Средиземноморским миром втягивали скифов и в его конфликты .

Выбору научно –исследовательской работы на тему :« Хозяйство и быт Степной Скифии»-способствовало ряд положений . Во –первых , каждый уважающий себя человек обязан знать историю своих предков –тех , кто положил начало формированию его народной этничности , и хочу донести информацию о жизни скифов до учащихся моей школы . Во –вторых , поселения скифов были обнаружены на территории Николаевщины –той части Украины , где я родился ; так что история скифов тесно связана и с историей развития Николаевщины да и всего юга украинских земель .

В –третьих , развитие скифов довольно интересно в хозяйственной деятельности(земледелие , скотоводство , домашнее производство) и в быту(жилище , одежда , утварь, пища).

Основная часть

Хозяйство

Скифы -наиболее яркие представители ранних евразийских номадов. Поэтому все стороны их жизни ,в том числе хозяйство, носят отчетливый отпечаток кочевого способа жизни .Здесь мы не касаемся вопросов экономики, по отношению к которой хозяйство является подчиненным попятием .За пределами работы также осталась проблема взаимодействия Степной Скифии с античными центрами Северного Причерноморья ,в экономическую систему которых входила экономика номадов . Из всех сторон хозяйства отображены наиболее важные его составляющие : скотоводство , земледелие и домашнее воспроизводство.

Скотоводство

Главным занятием скифского населения Степной Скифии долгое время было КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО . Скифы , писал Геродот : “не основывают ни городов , ни укреплений , но все они , будучими стрелками , возят свои дома с собой , получая пропитание не от плуга, а от разведения домашнего скота ...” . Кочевое скотоводство Степных Скифов основывалось на разведении и круглогодичном содержании под открытым небом стадных копытных (лошадей , овец , крупного рогатого скота) .В течении достаточно долгого времени , т.е. весь период скифской архаики , этот вид хозяйства был господствующим на всем Северном Причерноморье . Но с середины V в. до н.э. в долине Днепра и на ближайших к ней участках степи начинает возникать новая форма скотоводства -полукочевая , предполагающая зимнее содержание скота в загонах с подкормкой его твердыми кормами . Длительное время - вплоть до гибели Великой Скифии - эти два вида скотоводства сосуществовали , составляя экономическую основу политического объединения именуемого Великая Скифия.

Но вернемся к кочевому скотоводству , определяющему хозяйственно-культурный облик степи в период скифской архаики и сохраняющему свое значение и в среднескифский период . Наиболее благоприятные природные условия для ведение чисто кочевого скотоводства существовали в самой южной и средней природных подзонах степи (территории нынешней Одесской , Николаевской , Херсонской и Донецкой областей) . В составе стада , определяемого по остатку костей в погребениях и в насыпях курганов , преобладали животные , способные к длительным перекочевкам - лошади и овцы , в меньшей мере присутствует крупный рогатый скот . Об экстерьере животных можно судить по изображениям на предметах скифской торевтики - в первую очередь на Пекторали из кургана Толстая Могила , что на Днепропетровщине (рис.1,1-2;4-6) на чаше из Братолюбовского кургана на Херсонщине (рис.1;3) .

Сведений об организации скотоводческого хозяйства мало . Учитывая особое значение качества пастбищ , расположение водопоев и особенности выпаса лошадей и овец , можно предположить , что основная направленность сезонных перекочевок кочевников - от водораздельных пастбищ весной и летом - в долине рек , на подовые и пойменные пастбища осенью и зимой . Возможным местом зимовки кочевников была пропойменная зона Днепра . Не случайно Геродот писал , что Борисфен (Днепр) “предоставляет прекраснейшие и изобильные пастбища для скота”. Именно в этих районах по археологическим материалам прослеживается возникновение первых зимовок скифов , затем превращающиеся в стационарные поселения.

На рубеже V-VI вв. до н.э. в экономике Степной Скифии происходят значительные изменения . Некогда плодородные пастбища Северного Причерноморья под воздействием непомерного выпаса животных и ряда других негативных влияний человеческой деятель- ности ухудшаются . Вытаптывание пастбищ происходит в первую очередь на водоразделах . Это закономерный процесс развития любого кочевого общества . Также закономерности и поиски человеком лучших условий существования и попытки изменить хозяйство , приспособившись к новым условиям . Так на рубеже V и IV вв. до н.э. возникает полукочевое скотоводство .

В стаде полуосёдлых скифов начинает преобладать крупный рогатый скот , меньше становится лошадей и овец . По внешним признакам они мало чем отличались от скота кочевых скифов (рис. 2;2-6) . В костных материалах поселений полуосёдлых скифов фиксируются кости домашней свиньи .