Смекни!
smekni.com

Холокост трагедия XХ века (стр. 6 из 7)

Власти Советского Союза в начале войны стали поощрять проявления еврейской солидарности, надеясь, что еврейство стран Запада поддержит СССР в его борьбе против Германии. 7 апреля 1942 года был сформирован Еврейский антифашистский комитет, в со­став которого вошли видные представители еврейской интеллигенции во главе со всемирно известным актером и режиссером Соло­моном Михоэлсом (1890—1948). Главной за­дачей этого Комитета была организация помощи Советскому Союзу со стороны зарубежных евреев; однако, в силу самого факта его существования он стал также органом еврейской общественной деятельности внутри страны.

Катастрофа пробудила национальные чувст­ва даже в ассимилированных кругах советско­го еврейства. Многие евреи, утратившие в 1930-х годах всякую связь с жизнью своего народа, заново ощутили свою причастность к его судьбе.

Глава 6

Участие мировой общественности в спасение еврейского народа

Часть1

Праведники народов мира

Евреи, обречённые на полное истребление в гетто и лагерях смерти, искали пути к спасению.

Те, кто решался бежать, нуждались в надёжном укрытии, документах. Многое зависело от местного населения. Большинство людей были безучастны к судьбе своих еврейских соседей и занимали позицию сторонних наблюдателей. Мотивы такого отношения были различны : страх перед репрессиями нацистов, антисемитизм и прочее.На оккупированных территориях СССР не существовало организованной помощи евреям со стороны антифашистского подполья. Не было ни одного официального обращения к подпольным организациям или местному населению с призывами оказать помощь евреям- советским гражданам, ставшим жертвами тотального уничтожения. Тем не менее, повсеместно на оккупированных территориях были люди и семьи, которые по собственной инициативе посвятившие себя спасению евреев. Они прятали у себя и своих близких скрывавшихся от уничтожения евреев, снабжали их документами, оказывали всяческую помощь. Многих евреев помогла спасти семья священника Глаголева в Киеве, прятавшая еврейские семьи у себя дома, деревнях у знакомых . Десятки евреев вывел из Рижского гетто и надёжно укрыл грузчик Ян Липке. В честь таких благородных и самоотверженных людей на аллеях Яд Вашем- музея-памятника жертвам Холокоста в Иерусалиме- посажены деревья. Данные о спасителях весьма не полные. В своей работе я расскажу об одном из них.

Часть 2

Подвиг Рауля Валленберга. Его судьба.

Самой известной личностью, помогавшей евреям во время Катастрофы, был Рауль Валленберг. Ему принадлежит заслуга спасения жизней от двадцати до ста тысяч евреев.

Валленберги - одна из богатейших семей в Швеции, "Рокфеллеры Швеции". В июле 1944 г. Валленберг был отправлен в Венгрию в качестве дипломата; на него была возложена миссия помощи 200 тысячам евреев, оставшимся в Будапеште; 437 тысяч евреев к тому времени уже были вывезены в Освенцим. Поскольку Швеция была нейтральным государством, Валленбергу разрешали поездки почти по всей стране (он имел дипломатическую неприкосновенность).Хотя венгерские евреи, укрывавшиеся в посольстве Швеции в Будапеште, могли рассчитывать на их убежище, там могло поместиться лишь незначительное число людей. Поэтому Валленберг начал приобретать дома в Будапеште, которые затем объявлял неприкосновенной шведской собственностью, защищаемой международным правом. В короткое время он создал тридцать одно подобное "убежище", предоставляя шведское гражданство тысячам евреев.

Нацисты и их венгерские приспешники не знали, как быть: они не хотели портить отношения с Швецией и на первых порах не мешали Валленбергу. Тот действовал бесстрашно, останавливая поезда, следовавшие в концентрационные лагеря, снимал оттуда евреев, объявлял их шведскими подданными, находящимися под его дипломатической защитой.

"Перегруженный сверх меры, - писал биограф Валленберга Джон Бирман,6 - и, заботясь о судьбах тысяч людей, Валленберг в то же время находил время и для конкретных проявлений доброты. Для евреев были закрыты все больницы. Когда Валленберг услышал, что жена Тибора Вандора, молодого еврея, который работал … в дипломатической миссии на улице Тигрис, вот-вот должна родить, он спешно разыскал врача и привез его с молодой супружеской парой на свою квартиру на улице Остром. Там он отдал свою кровать Агнес, будущей матери, а сам устроился спать в коридоре".

В последние дни, предшествовавшие освобождению Будапешта, Валленберг с помощью венгров и еврейского совета сумел сорвать совместный план СС и венгерской организации "Скрещенные стрелы", предусматривавший взрыв гетто перед предстоящей сдачей Будапешта. В результате этого акта - единственного в своей роде в истории Катастрофы - спасено примерно сто тысяч евреев, находившихся в двух гетто.

Угроза жизни Валленберга со стороны разъяренных нацистов постоянно росла. Но в конечном итоге погиб он от рук коммунистов. Когда контроль над Будапештом перешел в руки советских властей, коммунистические лидеры решили, что Валленберг был американским шпионом (он действительно получил некоторую сумму на свои дела от Управления США по вопросам военных беженцев; это была наиболее крупная акция содействия спасению евреев от нацистов, предпринятая Америкой в конце войны). Марксистское мировоззрение советского руководства не позволяло представить, что член одной из богатейших шведских семей может рисковать своей жизнью ради спасения евреев. Едва ли за всю историю человечества кому-либо приходилось испытать по отношению к себе большую несправедливость за проявленный им героизм, чем Валленбергу. Он был арестован и отправлен в советскую тюрьму. До сих пор судьба его неизвестна. Шведское правительство испытывало робость перед советским правительством и не пошло на активное обсуждение судьбы Валленберга, чтобы не портить отношения со своим советским соседом.

Поначалу предполагалось, что Валленберг был убит спустя несколько лет после ареста в одном из сталинских лагерей. Однако, позднее, уже в 1960-1970-е годы, от освободившихся советских политических заключенных стали поступать сообщения об арестанте, который уверял, что он бывший шведский дипломат Валленберг, занимавшийся спасением евреев в Венгрии. Вероятность того, что Валленберг промучился в сибирском лагере свыше 30 лет, еще более ужасна, чем мысль о том, что вскоре после ареста он был расстрелян бериевскими палачами.

Самые благодарные приверженцы Валленберга - евреи, которых он спас, - после окончания войны оказались разбросанными по всему свету, не обладали тогда ни средствами, ни политическим влиянием, чтобы использовать их в его интересах. С течением времени все больше и больше евреев занимали видное общественное положение и начали активно требовать внесения ясности в судьбу Валленберга. Когда в Палату представителей США от одного из калифорнийских округов был избран Том Лантош, один из спасенных Валленбергом людей, он добился принятия билля, которым Раулю Валленбергу - единственному после Уинстона Черчилля человеку - было предоставлено почетное гражданство США. Лантош надеялся, что этот билль даст правительству США больше оснований для активного выяснения судьбы Валленберга.

.

Валленберг - один из величайших героев еврейской истории, его жизнь служит убедительным напоминанием о том, что, несмотря на долгую историю антисемитизма, у евреев были необыкновенные друзья в нееврейском мире

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933- 1945 гг., тем больше мужества требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей, убитых за то, что они были цыганами или славянами, инакомыслящими или военнопленными…

Осмысливая Холокост как уникальное явление, историки в то же время стараются определить роль еврейской трагедии в судьбе человечества, выяснить, как могли совершиться столь ужасные злодеяния, какие параллели можно увидеть тем, что произошло в Германии в середине ХХ века, и тем что происходит сегодня.

Осмысливая трагический опыт прошлого, нужно возвращаться по следам зла, осознавая, что корни явления, приведших к еврейской Катастрофе, ещё не выкорчеваны. В большинстве стран мира Холокост воспринимается не только как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного и осуществлённого плана массового истребления, но и как предостережение.

Вот почему во многих странах мира день восстания в Варшавском гетто отмечается как День памяти евреев – жертв нацизма. Вот почему созданы сотни центров по изучению Холокоста, работаю музеи.

В цивилизованном мире тема Катастрофы носит универсальный характер: евреи-жертвы войны, входе которой нацисты и их пособники выступили в роли палачей. Международное сообщество акцентирует в Холокосте общечеловеческие аспекты. Ведь сегодня особенно отчетливо видно, что на месте евреев может оказаться любой другой народ. И нужно извлечь уроки из тотальной пропаганды нацистов, под воздействием которой цивилизованные немцы превратились в проводников (или молчаливых пособников) человеконенавистнических идей. Иными словам, история Холокоста заставляет людей задуматься, к каким последствиям приводит проявление расизма и ксенофобии, - ведь именно с этого начинали нацисты.

Большинство жертв фашизма, к примеру, в Германии, вовсе не было последователями иудаизма. Давно ассимилировавшиеся, почти забывшие о своих корнях, а то и вовсе их не знавшие, немцы по культуре и образу жизни, католики, протестанты и атеисты использовались как пушечное мясо на фронтах и погибали в газовых камерах только за то, что в их жилах текла хоть капля еврейской крови.

Все здравомыслящие люди понимают, что «окончательное решение еврейского вопроса», полное уничтожение евреев по Гитлеру, ведет к искоренению основ всех религий, «зараженных» «еврейскими» идеями, к краху цивилизации, без гуманизма неспособной к прогрессу.

Сегодня во многих странах мира действуют мемориалы, музеи, исследовательские центры, ставившие перед собой цель увековечить память о жертвах нацистского геноцида. В нашей стране создан научно-исследовательский центр «Холокост»,который занимается изучением истории катастрофы постигшей полвека назад еврейский народ.