Смекни!
smekni.com

Международное и внутреннее положение России накануне мировой войны (стр. 1 из 4)

Международное и внутреннее положение России накануне мировой войны

Международное положение России после поражения в русско-японской войне было весьма сложным. По словам министра иностранных дел А. П. Извольского (1906—1910) война «пошатнула все здание европейской политики». Усилилось сближение России с Англией. В августе 1907 года был заключен англо-русский договор, разграничивавший сфе­ре влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Этот договор с учетом соглашений России и Англии с Францией фактически

105

оформил Тройственное соглашение. (Атланту), завершил рас­кол Европы на два военно-политических блока.'

Основу внешнеполитического .курса России составляла позиция П. А. Столыпина, который считал, что в междуна­родных делах нужна осторожность и осмотрительность. Од­нако международная обстановка постоянно обострялась, и Россия была вынуждена оперативно определять свою позицию. Так, серьезный международный конфликт возник в 1908 го­ду в связи с аннексией Боснии и Герцеговины Австро-Венг­рией.

Эти территории формально находились в составе Тур­ции, но находились под контролем австро-венгерских войск. После младо-турецкой революции правящие круги Австро-Венгрии, опасаясь развития национально-освободительного движения на Балканах, пришли к выводу, что наступил мо­мент для окончательной аннексии Боснии и Герцеговины. С этой целью Австро-Венгрия решила вступить в закулисный сговор с Россией. В сентябре 1908 года состоялась встреча министров иностранных дел двух стран, где и была заключе­на тайная сделка. '

Россия согласилась на аннексию Боснии и Герцеговины, а Австро-Венгрия дала согласие на открытие черноморских проливов для российского военного флота2. Германия и Ита­лия выразили готовность поддержать требования России. Од­нако решение о проливах зависело в первую очередь от анг­лии и Франции. Англичане отказали России в поддержке, а французское правительство заняло уклончивую позицию.

' 20 мая 1882 года между Германией, Австро-Венгрией и Италией был подписан секретный доповор. Все три участника .договора в случае нападения двух иди нескольких держав на одного из них взаимно обя­зывались вступить в войну с нападающими державами. Так был оформ­лен Тройственный союз.

2 Проливы Босфор и Дарданеллы были сферой важнейших инте­ресов России. Через них она вывозила |370/п своих товаров, в том числе 80% экспорта хлеба. Требование о свободном проходе ее судов через проливы и недсиущешге иностранных военных судов в Черное море по­льзовалось поддержкой общественности росс|»и. Их захват не фигуриро­вал в [качестве конкретной цеди российской политики. Предусматрива­лось лишь достижение благоприятного и выгодного режима проливов, обеспечивавшего ее стратегические интересы и защиту Черноморского побережья.

106

Не дожидаясь когда Россия договорится со своими со­юзниками, Австро-Венгерское правительство официально объявило об аннексии и стало концентрировать войска на границе Сербии. Германское правительство в ультимативной форме потребовало от России, чтобы она не только сама со­гласилась с совершившимся актом аннексий, но и добилась того же согласия от Сербии. Правительство России было вы­нуждено принять требование Германии. Это была ^диплома­тическая Цусима» для России.

Боснийский кризис резко обострил противоречия на Бал­канах, в особенности между Россией и Сербией, с одной сто­роны, и Австро-Венгрией — с другой. Он обнаружил трещи­ны внутри Антанты и в еще большей степени показал всю глубину разногласий между двумя блоками.

Военно-политическая ситуация осложнилась в 1912— 1913 годах, когда произошли Балканские войны. Болгария, Сербия и Греция заключили оборонительный союз против Австро-Венгрии и наступательный против Турции. Осенью 1912 года союзники разгромили турецкие войска. В мае 1913 года в Лондоне был подписан мирный договор. По условиям этого договора только Стамбул и прилегающая зона проли­вов остались во владении Турции. Вся остальная территория европейской Турции, за исключением Албании выделившейся в самостоятельное государство, отходила к участникам Бал­канского союза.

Итоги войны раскололи Балканский союз. Между стра­нами победительницами возникли территориальные разно­гласия. Болгария была недовольна присоединением к Сербии всей Македонии и стала готовиться к войне против других участников союза. Сербия, Черногория и Греция заключили тайный союз против Болгарии. К этому союзу вскоре присо­единилась Румыния. Попытки России предотвратить столкно­вение не увенчались успехом.

29 июня 1913 года Болгария внезапно напала на сввих бывших и новых союзников. Так началась вторая балканская война. В короткий срок Болгария была разгромлена и запро­сила мира. В августе—сентябре 1913 года в Бухаресте был подписан мирный договор. Начался новый передел террито­рий, приобретенных в ходе первой балканской войны.

№7

Сербия получила почти целиком ту часть Македонии, которая перед этим была отобрана Болгарией у Турции. Южная Македония и Западная Фракия отошли к Греции, Южная Добруджа — к Румынии, а часть Восточной Фра­кии — к Турции. В итоге Болгария сохранила из территории, приобретенных в результате первой балканской войны, лишь небольшие части Македонии и Западной Фракии.

Наибольший интерес к разделу балканской части на­следия умирающей Османской империи проявляли Австро-Венгрия и Россия. Для первой контроль над Балканами был средством борьбы против славянских народов внутри импе­рии. Для России это был ключ к гарантированному выходу в Средиземное море.

Германия предприняла успешную попытку внедриться в ослабевшую Турцию. Немецким офицерам была поручена реорганизация турецкой армии. Началось строительство же­лезной дороги от Берлина через Стамбул в Багдад и дальше к Персидскому заливу. Это усилило противоречия между Россией и Германией.

В условиях роста международной напряженности пра­вительство России наметило ряд мер по расширению офицер­ского корпуса и повышению боеспособности армии. В 1913 году военное ведомство получило кредиты для выполнения в пятилетний срок Большой военной программы. Планирова­лось техническое перевооружение армии и увеличение ее чис­ленности к 1917 г. до 1710 тыс. человек. Но большинство планов остались на бумаге. Так, к началу войны удалось сформировать лишь одну 'новую стрелковую бригаду.'

Накануне войны численность российской армии состав­ляла 1,4 млн. человек (Германии и Австро-Венгрии — 1,2 млн.). Однако ее мобилизация происходила гораздо медлен­нее, чем у будущих противников. Уступала им Россия и по пропускной способности дорог к театру возможных военных действий (Германии—в 2,5 раза). На вооружении русской ар­мии находилось 7,9 тыс. штук артиллерийских орудий, 4,1 тыс. пулеметов, 50 тыс. штук винтовок и всего 150 самолетов.2 Россия занимала третье место в мире по расходам на разви­тие военного флота, но на Балтике и Черном море соотноше­ние сил было не в ее пользу.

' Кереновскии А. А. История русский армии. Т. 3. — М., 1994, С 166.

2 Родина, № 8, 9, 1993. С. 74.

108

Таким образом, внешняя политика России накануне первой мировой войны свидетельствовала, что ее неправомер­но причислять к числу прямых и непосредственных инициа­торов войны. Империя не нуждалась в новых территориаль­ных приобретениях, и не была заинтересована в коренной перекройке карты мира. По словам председателя Совета ми­нистров В. Н. Коковцова, сказанным в феврале 1914 года, война в сложившихся условиях «явилась бы величайшим бед­ствием». Министр иностранных дел С. Д. Сазонов свидетель-ствввал, что в России не существовало какой-либо партии, желавшей войны, и бряцания оружием не было слышно ни­откуда.'

Внутреннее положение России было насыщено противо­речиями. Предвоенный период был благоприятным временем для российской экономики. За пять предвоенных лет про­мышленное производство в целом выросло почти на 50%. Это было достигнуто в значительной мере за счет техничес­кого переоснащения, поскольку общее количество рабочих увеличилось лишь на треть.

Все отрасли промышленности находились на подъеме, особенно сталелитейная, нефтяная, производство электро­энергии, сельскохозяйственных машин. И хотя необходи­мость в импорте изделий машиностроения еще сохранялась, но уже в это время за счет собственного производства, в ос­новном, удовлетворялась потребность в вагонах, паровозах, паровых котлах, торговых судах, насосах, локомобилях, в оборудовании для пищевых и обрабатывающих предприятий.

Промышленность страны была сориентирована на удов­летворение материальных потребностей населения: в 1913 го­ду производство потребительских товаров превышало про­дукцию тяжелой промышленности. Около половины промыш­ленной продукции составляли текстиль и пищевые продукты. По темпам роста промышленности Россия опережала другие страны.

Существенные сдвиги происходили в сельском хозяйст­ве. Производство хлеба в предвоенное пятилетие увеличилось по сравнению с первым пятилетием XX века на 20%. Нака­нуне войны экспорт хлеба составлял в среднем 727 млн. пу­дов. Россия занимала первое место на мировом хлебном рын­ке. Экспортировались и другие виды сельскохозяйственной продукции.

' Новая и новейшая история, № 5, 1995. С. 68.

109

Промышленный подъем и рост сельскохозяйственного производства обусловили формирование в предвоенные годы государственного бюджета, который отличался стабильным превышением доходов над расходами. Иностранные инвести­ции составляли треть всех капиталов.

Совершенствовалась финансовая система. В большинст­ве городов России имелись банки и их отделения, общества взаимного кредита, банкирские конторы, в каждом — сбере­гательные кассы. Увеличение торговых и кредитных учреж­дений свидетельствовало о растущем динамизме экономики. *