Смекни!
smekni.com

Ахметзаки Валиди Туган 1890-1970 - всемирно известный учёный востоковед и крупный общественный (стр. 2 из 3)

Чокаев считал, что уход Валидова от большевиков был связан с тем, что он увидел конец своей личной карьеры. Валидов знал, что И.В. Сталин поддерживал бывшего главу Башкирского областного совета Ш. Манатова, перешедшего еще в начале 1918г. на работу в Наркомнац. А 24 мая 1920г. этот бывший соратник Валидова прибыл в столицу Турецкой республики Анкору (с 1930г. — Анкара как представитель Башкирской республики. Между тем Валидов в мае 1920г., находясь в Москве, сам ожидал нового назначения именно на эту должность. Уязвленный таким решением политбюро ЦК РКП(б), Валидов взял отпуск по состоянию здоровья и вскоре отправился в Туркестан.

Деятельность Валиди во многом определила различные пути формирования государственности башкирского народа в 1917-1920гг. Когда не осуществилась идея создания независимого Башкортостана, Валиди выезжает в Фергану и становится одним из лидеров басмаческого движения.

Большевистским лидерам после неудачи на европейском направлении Туркестан виделся плацдармом мировой революции на Востоке. По информации чекистов, весной 1921г., находясь в стане басмачей, Валидов в приватных беседах уверял, что имеет «живую связь» с Москвой и раздумывает: то ли вновь сговориться с большевиками, то ли отправиться за границу.

К реализации своих замыслов на Востоке большевики решили подключить и известного турецкого политика Энвер-пашу. В августе 1920г. из Германии через Польшу был организован его приезд в Россию. Энвер-паша все еще пользовался большой популярностью среди мусульман в Средней Азии. Попав в Бухару, он решил порвать с большевиками и во главе мусульманских повстанцев создать в Центральной Азии новое государство. В конце 1921г. он вступил в контакт со свергнутым бухарским эмиром и объявил себя верховным главнокомандующим вооруженными силами ислама, зятем халифа и наместником эмира. После этого он начал боевые действия против советских войск и вскоре занял почти всю территорию Восточной Бухары.

Со своей стороны Валидов к началу 1922г. фактически руководил действиями басмачей и сгруппировал вокруг себя различных «контрреволюционеров» из Бухары, Хивы и Туркестана. 4 августа 1922г. Энвер-паша был убит.

В литературе существуют различные версии политической подоплеки этой смерти. Отмечалось, в частности, что руководство Афганистана негативно относилось к планам Энвера-паши, делая ставку на другого известного местного лидера—Курширматаг. На политику правящих кругов Афганистана оказывала влияние и направленная на дискредитацию Энвер-паши информация, поступавшая в Кабул от Валидова. Устранение Энвер-паши — «последнего из могикан младотурецкого движения», «сильного умом, волей и безумно храброго авантюриста» — имело для Советов большое значение, ибо позволяло нормализовать отношения с Афганистаном. Не случайно в советской историографии разгром его отрядов подавался как завершение первого, основного периода борьбы против басмачества. Между тем Валидов, по мнению некоторых авторов, в том числе Чокаева, «предал большевикам» и басмачей.

Такая интерпретация ранее не вписывалась ни в западную, ни в советскую историографию, да и теперь не устраивает ангажированное валидоведение. Что бы ни было тогда, ясно, что Валидов, который руководствовался своими собственными, подчас труднопонимаемыми ныне мотивами, вольно или невольно вновь оказал неоценимую услугу Москве — на сей раз в борьбе с «басмачами».

В начале 1923г. Валидов уехал за рубеж. На некоторое время он оказался в Афганистане. Однако афганские власти сочли необходимым прекратить его деятельность, которая, как им казалось, могла осложнить отношения с Советской Россией.

В феврале 1923г. З.Валиди покидает территорию СССР. В прощальном письме к башкирскому народу, и особенно в послании, направленном Ленину, он заявляет о полном прекращении практической политической деятельности.

12 марта 1923 достиг Мешхеда. С апреля 1923 в Афганистане, затем в Индии, Франции.

В феврале 1923 года эмигрирует из Туркменистана через Иран, Афганистан, Индию и Турцию в Европу. В эмиграции сочетает научную и политическую деятельность.

Дальнейшую жизнь З.Валиди посвящает любимому делу - науке. Он стал одним из самых маститых востоковедов мира, написал не один десяток работ, отдельные из которых не имели аналогов в науке. Его лекции слушали в Лондоне и Бонне, Вене и Берлине. Возглавлял созданный им в Стамбуле институт исламских исследований.

3. Роль и значение А.Валиди в борьбе за автономию Башкортостана

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917г. дала башкирскому народу возможность осуществить свои вековые чаяния и начать процесс обретения своей собственной государственности. Два Все башкирских конгресса (называемых у нас в народе курултаи) образовали в июле-августе того же года Башкирское областное шуро (совет) и приняли решение об образовании автономной республики. Идейным и политическим лидером башкирского народа был Ахмет-Заки Валиди Тоган (Заки Валидов), который впоследствии стал всемирно известным ученым-востоковедом, профессором Стамбульского университета. Многим в США известно имя нашего соплеменника как крупнейшего ученого, но практически мало кто знает о его выдающихся заслугах по построению башкирского государства. После октябрьской революции 1917г. Башкирское Шуро объявило, что башкирские земли Оренбургской, Уфимской, Самарской и Пермской губерний образуют автономную Башкирскую Республику. Данное решение было принято 17 ноября 1917г. и утверждено Всем башкирским Учредительным Конгрессом (Курултаем), на котором было также принято решение создать башкирскую национальную армию.

Жестокие и отчаянные бои башкирской армии как против большевиков, так и армии адмирала Колчака (так называемая белая гвардия), вынудили в конце концов правительство Ленина признать Башкирскую Республику и подписать с ней соглашение, которое предусматривало большую степень самостоятельности республики. Приведу только такой факт: Башкортостан мог иметь свое министерство иностранных дел, сохранялась башкирская армия, предусматривалось создание собственной системы законодательства, верховные органы власти могли осуществлять акты помилования и амнистии, что является прерогативой только реального суверенного государства.

Самым примечательным в отношении соглашения 1919г. является то, что Башкирская Республика, единственная среди всех других республик, была образована на основе равноправного договора с центром. Остальные национальные республики появились на свет в результате односторонних указов центра. Например, решение об образовании автономной Татарской Республики было принято 27 мая 1920г. постановлением ВЦИК. Я думаю, что не надо быть юристом, чтобы понимать принципиальную важность этого документа для судеб республики в плане закрепления его особого статуса. Однако, в своих лучших традициях, большевики вскоре ревизовали положения соглашения и постепенно забрали в центр все полномочия, которыми был первоначально наделен Башкортостан и республика превратилась в колониальный придаток тоталитарной системы.

А.З Валиди учёный-востоковед с мировым именем

(1923-1970)

С февраля 1924 в Германии (Берлин), где участвовал в возрождении Туркестана национального объединения ("Джамиат"); одновременно устанавливал контакты с востоковедами Европы. В 1925 приглашен в Турцию

В 1925 году становится гражданином Турецкой Республики. С 1926 года начинает преподавательскую деятельность в Стамбульском университете.

приехавшему в Турцию человеку-эмигранту необходимо было понять и вникнуть во все тонкости местной научной, педагогической, культурной и общественно-политической среды, менталитета турецкого народа, а также его обычаев и традиций. Без должной адаптации к новой среде, быту, обычаям эмигранту не обойтись. Необходимо было знать в совершенстве турецкий язык, понять, что из себя представляют те или иные общественные группировки, партии и их взгляды. Ведь Заки Валиди был не из тех, кто живет лишь ради себя. У него давно сформировались свои взгляды на мир, на политику и науку, свои принципы. Такой человек нигде не пропадет. Из-за своих убеждений, прямоты и принципиальности Валиди не раз попадал в сложные обстоятельства. Умение логически мыслить и находить нужные слова помогало ему обратить своего врага в друга и наоборот, из-за этого некоторые его друзья начинали противостоять ему. Люди ведь бывают разные. Иногда он попадает в ситуации, когда приходится чем-то жертвовать. Вот один из таких поучительных и незабываемых случаев. Как говорится, знать бы, где упадешь... Ему, как известно, приходилось общаться и вести споры по принципиальным политическим вопросам с разными высокопоставленными персонами, в том числе и с главами правительств. Такими были, например, встречи с Лениным и Сталиным.

Его деятельность будет иметь два основных направления: общественно-политическое, связанное с борьбой за независимость тюркских народов, и научное. Он устанавливает связи с прежними соратниками по политике. Первая встреча происходит в Стамбуле. Затем бывшие члены Бухарского правительства, а позже Туркестанского национального объединения Усман Ходжаев и Назир-магзум приезжают для уточнения планов в Анкару. На встрече было запланировано провести в 1926 году в Стамбуле конгресс Туркестанского национального объединения. Распределяются обязанности. А.Валиди, Абдулкадир Инан (Ф.Сулейманов) и Усман Ходжаев договорились совместно с университетом выпускать журнал «Яны Туркстан» («Новый Туркестан»). В нем они намеривались публиковать научные статьи об истории, культуре и литературе Туркестана и выступать по общественно-политическим вопросам. Новый журнал должен был стать консолидирующим органом в борьбе за свободный Туркестан. Принимаются также меры к тому, чтобы вести работу в союзе с другими тюркскими лидерами-эмигрантами, особенно с азербайджанцами и кавказцами, которые планировали выпуск журнала «Новая Кавказия». Позже, переехав в Стамбул, инициативу открытия этих изданий и организацию работы Валиди берет на себя. Он сам редактирует журнал “Яны Туркстан», печатает в нем свои актуальные общественно-политические и научные статьи. Свои официальные обязанности в Анкаре А.Валиди исполнял легко, без затруднений, и у него оставалось немало времени для занятий научной деятельностью. Он собирает личную библиотеку, классифицирует найденные рукописи и приводит в порядок свой пока еще маленький архив.