Смекни!
smekni.com

О смысле новейшей Российской истории - и перспективах ее - в ее православной ретроспективе 2 (стр. 3 из 3)

БОГОСЛОВИЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ Да, именно в таком "странном жанре" и выдержано всё это моё сочинение. Это не должно удивлять. В своё время, ведь, было удивительным перенесение на историю психоанализа Фрейда. Сейчас же так называемое "коллективное бессознательное" и есть почти норма в рассмотрении явлений её.

Однако, при этом никак не учитывается тот более общий контекст, а ЧТО ЕСТЬ ИСТОРИЯ ВСЯ?

МИКРО≈ и МАКРО≈ ИСТОРИЯ Почему-то обычно считается, что "занятие историей" - непременно какое-нибудь "копошение в датах" и выяснение <доселе неведомых> фактов событий, состоявшихся между этими датами… При этом из виду совсем упускается то, что, ведь, ВСЯ НАША ИСТОРИЯ ПОДЕЛЕНА НА ДВЕ ЭРЫ ОДНОЙ ДАТОЙ: Рождения Христа. И - была история, которая этой дате предшествовала; была же история, которая этой дате последовала. И эта, вторая, история во всём не такая, как та, предыдущая…; хотя есть в ней и её повторы… - Вот, к одному из подобных повторов и пытаюсь я здесь отнести происшедшее при большевизме с Россией. …Ведь, это же прямо подобно тому, что часто происходило с народом Израильским в Ветхом Завете - как следствия его отступления от веры в Единого Бога, и подмены Его идолами.

В основе этого моего сочинения - именно такой "мегаисторичный" подход к рассмотрению российской истории. Тем более, что Россия всегда исторически сознавала себя как преемницей христианства, то есть непосредственно находящейся на Оси истории, положенной Самим Господом Богом от древних пророков Израильских, и упирающейся, вот, прямо в нас… …Посмотрим же, чего она явилась преемницей: света Христова, или же тьмы иудейской? … Некоторое замечание о русских и евреях …Противопоставление основной нации евреям так или иначе оказывалось всегда в центре европейской истории 20-го века, и знаменовало её в наиболее антихристовых её проявлениях… …Но если принять ТАКОЙ БИБЛЕЙСКИЙ ПОДХОД, то … им нечего особо делить. Та нация, которая мнила себя носительницей Откровения, в то же время и не могла избежать той судьбы ветхозаветных евреев, о которой прекрасно изложено в Священном Писании…; и в этом значении русские - лишь "вторые евреи"… Так же, как и они, русские на сегодняшний день пребывают в рассеянии. Но если у первых рассеяние это напрямую физическое (поскольку в Ветхом Завете сводится всё к категориям плоти, то вот, они и получили своё…) , то у нас же - духовное (о чём говорит это слово само в одном из значений своих в русском языке: как "рассеянное состояние ума"…) . Хотя Россия, физически, и не представляет собою "рассеянную страну"…, она таковая духовно.

По очень популярной сегодня историософской концепции Льва Гумилёва о так называемом "этногенезе" ("рождение народов", греч.) , русские вскоре должны умереть как народ, так как исторический срок, отпущенный каждой нации для её бытия на земле, составляет где-то около 1000 лет. Далее следует "старческое дряхление", и даже "маразм" (что мы сегодня и видим…) , и наконец - неминуемо смерть… ; Некоторое замечание об очень модной сегодня теории Льва Гумилёва ; Поэтому вовсе не стоит "паниковать", а сегодняшнее вырождение русской нации (да и всей европейской) принять просто за "должное". Вся беда, оказывается, в том, что у нас нет "пассионариев" типа чеченских (чеченской же нации, по этой причине, и уготовлено "brilliant future"…) .

Но теория эта очень легко опровергается тем, что мы сказали сейчас об Оси. - Она касается "неосевых" лишь народов. Язычников. (А так как по-славянски "языки" - "народы", то сказать можно и: "простонародов"…) .

Между тем как среди всех народов можно выделить ряд, так сказать, ТЕОКРАТИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. Они произошли как народ при особом участии Божьем (у нас эта точка рождения - Крещение Руси) , то есть - и вовсе НЕ ЗАРОДИЛИСЬ <этногенез> как все остальные народы, и стало быть, НЕ МОГУТ КАК ВСЕ УМЕРЕТЬ (обычной языческой смертью) . Их смерть будет - либо слишком мучительной (когда этот теократический потенциал, призванный вообще к ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ, не будет давать состарившимся уже всем частям "организма" отпасть…) , либо её не будет вообще… Примером первого и может служить АГОНИЯ РУССКИХ в истекшем столетии, примером второго - Израиль.

…Неужели похоже на то, чтобы этот народ, собирающийся сегодня в Израиль после 2000-летнего рассеяния и восстановивший иврит после 2000-летнего его забвения (уникальный практически случай в лингвистике возрождения "мёртвых языков"…) - хоть как-то бы соответствовал этой концепции, согласно которой мы перед собой должны видеть НЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МЛАДЕНЦА, А ИСТЛЕВШИЙ СКЕЛЕТ ДАВНО УМЕРШЕГО СТАРЦА, так как упомянутый тысячелетний предел тут уже несколько раз как истёк?! … А русский народ?

Язычник он или христианин? - Вот, ведь, в чём вопрос. А вовсе не в "пассионарности". Впрочем … язычника и спасает "пассионарность" (как и "Волка ноги кормят") . Христианина же - Бог.

"Passion≈арность", т.е., просто СТРАСТНОСТЬ - вообще неприемлема для христианина, поскольку "страсти" - и есть сгустки твари, лишённые в себе начала Творца. Но тут уже начинается Богословие… Так это моё сочинение пронизывает такой двуединый подход: исторический и богословский. Рассмотрение российской истории есть, в то же самое время, рассмотрение и христианства. А рассмотрение христианства и есть, в то же самое время, рассмотрение этой Священной Истории, в которую этот российский этап вписан как её последний фрагмент. Если его "оторвать" (игнорировать) , и оборвать эту линию, скажем, на ветхозаветном Израиле (как это делают в протестантизме) , или на Византии (как это делает одервеневшее "кабинетное" богословие, не желающее выйти за дверь и прислушаться к веяниям жизни) , то это превращает всю ЖИВУЮ ТРЕПЕТНОСТЬ БОГОСЛОВИЯ в нечто "сектантское".

Но так как Бог есть БОГ ЖИЗНИ, то истинное богословие и есть рассмотрение той живой ветви Священной истории, которая в нас непосредственно упирается, - что уже даже само по себе и есть богословие. В то время как истинно православное богословие, в самом практическом смысле, и есть сама эта история. Они неразрывны. И, в частности же, богословие очень сильно беднеет без приложения его к последним явлениям российской истории, его, прямо скажем, обогащающего… Россия тут выступила как своеобразный такой "полигон" хранившихся в христианстве потенций. И насколько бы ложным, безбожным ни было это "разворовывание христианского арсенала", в этом есть и практический опыт того, чего до того подобного опыта не было. В частности, вот почему опыт этот большевизма особенно ценен. Неудавшееся, негодное…, - и даже издевательское - осуществление основ христианства говорит лишь о том, КАКИМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ. И даже чем более "гротескно" показано то, каким оно быть не должно, тем более чётко и ясно всё это показывает, каким оно быть должно… Христианство опасно держать лишь "в потенции". Вот основной тот урок, который даёт история православной России. Но христианство надо применять, совершенно практически. Если же нет истинного, т.е., христианского же применения его, то обязательно найдётся какой-нибудь "экспериментатор", который додумается весь этот его "хранящийся в арсенале потенциал" подорвать.

Но вот, тем не менее, до сих пор говорят: "Россия - хранительница православия". Да Господи! Сколько же можно "хранить"?! (в запечатанном виде таком) <Хоронить? …>. Для чего?! Когда же наступит пора, наконец, применения хранимого?!

Откуда вы взяли вообще, что в христианстве нечто можно просто "хранить", по примеру язычества и оккультизма?! Напротив, весь исторический опыт насквозь и Евангелие опровергает это! Так, скажем, в Евангелии небезызвестна притча о зарытом таланте [Мф. 25: 25]. В истории же любое прозрение и свет христианства - не будучи постоянно поддерживаемо ТАКИМ ЖЕ ПРОЗРЕНИЕМ И СВЕТОМ - неминуемо заплывает потьмой исторического фарисейства. Откуда вы взяли вообще, что всё в христианстве непременно надо "зарывать"?! И поступаете так по подобию хищников (зарывающих в землю остатки добычи своей) , и во всём остальном себя ведёте как хищники: ДАЖЕ И НЕ ПРИКОСНУВШИСЬ К ЕГО, ХРИСТИАНСКОМУ, ОБРАЗУ; по старому образу "мира сего", или по "новому" образу Зверя из Апокалипсиса [Ап. 19: 19].

И вот, тут уже История корректирует понимание наше христианства, равным образом, как и оно, корректировать должно историю.

Из истории, можно понять христианство, КАКИМ ОНО БЫТЬ ДОЛЖНО, а из христианства понять можно то, КАКОЮ ДОЛЖНА БЫТЬ ИСТОРИЯ… Две такие проекции в будущее - богословскую и историческую - и бросает это моё сочинение, в своей заключительной ("футурологической") части.