Смекни!
smekni.com

Аполлинарий Васнецов (стр. 5 из 6)

Аполлинарий Васнецов - педагог в МУЖВЗ и общественный деятель

Абрамцевские дали, 1880 Яшкин дом, 1880-1886 Лес на горе Благодать.

Гремячая башня. Псков, Гора Благодать, 1890 Уральский пейзаж, 1930

1908

Живописное творчество Аполлинария Васнецова органично сочеталось с его общественной и педагогической деятельностью, проявил он себя и в области теории искусства. Он был очень заметной фигурой в художественной жизни России конца XIX - начала XX века, отличавшейся необычайной сложностью и противоречивостью. Темпы развития русского искусства стали стремительными. Молодое поколение передвижников, к которому принадлежал Аполлинарий Васнецов, не устраивали старые рамки Товарищества передвижников, на смену ему должны были прийти новые организационные формы.
В 1903 году возникло новое творческое объединение - Союз русских художников, которое состояло из мастеров Москвы и Петербурга. Творческая ориентация этого объединения была связана с выражением национального своеобразия и самобытности русского народа, русской старины, русской природы, что ярче всего раскрывалось в произведениях московской живописной школы. Одним из главных руководителей Союза русских художников был Аполлинарий Васнецов. Ему всегда удавалось деликатно улаживать все конфликты и споры, примирять несогласных, находить компромиссы. При этом он всегда твердо отстаивал свои художественные и нравственные принципы.
Значительной и плодотворной была преподавательская деятельность Аполлинария Васнецова. С 1901 по 1918 год он работал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества руководителем пейзажного класса. На этом месте он смог достойно заменить своих предшественников - Алексея Саврасова, Василия Поленова и Исаака Левитана. Как педагог он твердо отстаивал реалистический метод творчества, прививал учащимся принципы верной передачи натуры в рисунке и живописи. Васнецов продолжил утвердившуюся со времен Саврасова пленэрную практику: на лето студенты выезжали на специально снимаемую Училищем дачу под Москвой, где писали натурные этюды. В учебном классе в зимнее время он вслед за Левитаном делал постановки, натурально воспроизводящие уголки лесного пейзажа. Кроме подобных «искусственных пейзажей», педагог любил ставить натюрморты из цветов. Васнецов заставлял учеников обращать особое внимание на передачу пространства и учил традициям русской живописи в создании картинного образа. Из его мастерской вышли впоследствии ставшие известными художниками живописцы Сергей Герасимов, Василий Мешков, В.В.Крайнев, В.А.Филиппов, Николай Терпсихоров, В.Ф.Штраних. Редко кто из художников-практиков осмеливался так вторгаться в сферу эстетики, как это сделал Аполлинарий Васнецов. В 1908 году была опубликована его книга «Художество». Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. Она содержит изложение взглядов

художника на искусство и его значение. Васнецов пытался определить главные эстетические понятия и дать оценку современному состоянию искусства. Во многом тогда неразработанные вопросы эстетической науки он, конечно же, в известной степени упрощал и в чем-то кажется наивным, но ценной является сама попытка разобраться в этих сложных проблемах. Основные категории (автор называет их тезисами): представление, впечатление, «внутренний образ» и красота. Представление для него это «интеллект человека, его душа»; оно, очевидно, соответствует понятию. Представление двояко; оно может быть «натурным» или «по воображению или воспоминанию». Художественный образ зависит от «искренности». «Жанры Перова, не отличаясь внешними достоинствами, в то же время в высшей степени интересны... Положим, жанры Перова были бы так же блестяще написаны и нарисованы, как вещички Фортуни и Месонье? Были бы они от этого лучше?.. Возможно бы тогда ускользнула бы главная задача картин Перова: искренность». Важную роль помимо представления играют, по Васнецову, впечатление и «внутренний образ», под которым понимается содержание искусства. Выражая особенности подхода к творчеству русских художников, он, не отрицая значения художественной формы, ратует за приоритет содержания.
Красоту Васнецов определяет как «гармоническое или уравновешенное соотношение частей». «Она есть не что другое, как при разнообразии уравновешенность частей в целом, и получаемое при этом зрительное впечатление доставляет эстетическое наслаждение». При этом подчеркивается, что внешняя красота может и не заключать в себе поэзии, а мотив, «не претендующий на первенствующее значение внешней красоты, может быть прекрасен внутренней своей стороной». И далее: «Несомненно, красота — могучая основа искусства, но одна внешняя красота, не обусловленная внутренним светом в картинах, есть только «красивость»». Негативно относится Васнецов к натурализму. «Произведение искусства живописи не может быть идеальным зеркалом, только отражающим объект, ...руководствуясь тезисом ясности и определенности, нельзя причислить к истинным произведениям ту тьму бездарных, выписанных и выстроченных картин, в которых, по-видимому, все отчетливо и ясно. В этого сорта произведениях как будто злой демон водит рукой художника: все его желание проникнуть в сущность вещи, а выходит из-под руки холст, испещренный массой подробностей, не вытекающих из общего впечатления». Особенную полемическую направленность носят оценки Васнецовым современного состояния живописи.
С одной стороны, он отдает должное открытиям импрессионистов: «Принцип впечатления в живописи, начавшись во Франции школой импрессионистов, совершенно изменил физиономию искусства, он навсегда определил его дальнейший путь... Тезис впечатления, выдвинутый импрессионистами, сразу «просветлил произведения живописи», открыв глаза на природу всем сознательным художникам». Но, с другой стороны, он предупреждает, насколько пагубно «стремление свести впечатление натуры на преобладание краски». Это, очевидно, выражало реакцию художника на произведения постимпрессионистов и фовистов. Начало XX века в культуре - время экспериментов, поисков, выработки нового художественного языка. Шла ломка прежней ренессансной системы, основой которой была ориентация на реальное изображение человека и окружающего мира. Крайности радикальных новаций не могли не вызвать протеста старого мастера. Как представитель реалистической традиции, Васнецов не принимал новейших направлений. Он резко выступал против экспериментов в области художественной формы: «В последнее время среди художников и критиков существует тенденция, сущность которой сводится на положение: «не важно, что писать, а важно, как писать». Это почти равносильно отрицанию одного из тезисов: внутреннего образа, постигаемого глубоким внутренним чувством, что обыкновенно принято называть «содержанием»».
Особую неприязнь Васнецова вызывали так называемые декаденты, представители «упаднического» искусства. Смысл этого, в те времена негативного, ругательного термина

был уже достаточно размыт. Автор относил его не столько к Врубелю и художникам общества «Мир искусства», сколько к представителям салонного варианта стиля модерн и авангардного искусства. Васнецов полагал, что видоизменение пластического языка живописи XX века обусловлено чисто внешними причинами: модой и товарно-денежными отношениями: «Изысканность манеры живописи, утонченная чувственность произведений декадентов всецело объясняются господствующими потребностями. Борьба за существование делает этот подбор твердой рукой. Художнику, по внутреннему складу хотя и более глубокому и искреннему, приходится отставать в общем потоке, и чтобы примкнуть к нему, необходимо делать то, что «ходко идет на базаре». Неожиданности, курьезы до дикости в произведениях декадентов - все это есть результат борьбы за существование: во что бы то ни стало выделиться, прокричать о себе, быть замеченным среди массы произведений, удовлетворяющих модным требованиям».
Эстетические взгляды и оценки Аполлинария Васнецова находили применение в его педагогической практике. Им руководили искреннее желание отстоять принципы реализма и надежда на возрождение здоровых национальных традиций русского искусства, хотя и несколько архаического плана. Из этого следует, что Васнецов стоял на позициях умеренного новаторства. Веря в силу искусства и надеясь на его будущее развитие, он сформулировал свою наивно-утопическую идею соединения искусства с жизнью, предлагая свой вариант «монументальной пропаганды»: «Не умрет искусство потому, что оно есть проявление самосознания человека... Искусство может быть могучим рычагом в умственном и нравственном развитии народа благодаря своей непосредственности впечатления как «пластического образа», который можно всегда видеть».
Наделенный недюжинным литературным даром Аполлинарий Васнецов великолепно владел словом. Недаром в юности он даже собирался стать писателем. Еще в 1880-1890-е годы он опубликовал в журналах «Живописное обозрение», «Царь-колокол», «Артист» и «Детский отдых» свои беллетристические очерки о деревенской жизни и поездках на Урал и Кавказ. Позднее подобные рассказы печатались в журналах «Осколки» (1916) и «Нива» (1917). И это, не считая публикаций в Трудах Московского археологического общества и Русского астрономического общества. Подводил итоги своей жизни и творчества старый художник в автобиографии «Как я сделался художником и как и что работал», полностью изданной в 1957 году. Все это подтверждает, сколь многогранной и многоодаренной была личность Аполлинария Васнецова - художника, ученого, мастера слова.