Зарубежная традиция биографического жанра достаточно давняя. В дипломном сочинении использовались работы И. Феста,18 А. Толланда,19Я. Кершоу, 20 К. Грюнберна, 21. Эти авторы в основе своей изучают личность Гитлера, мотивы его поведения в контексте эпохи. А Э. Фромм,22 Г. Хлебников,23 Э. Самойлов24 избирают для пристального внимания исследования биопсихологической строны личности Гитлера.
И. Фест и А. Толланд в своих работах о Гитлере доказывают, что фашистскому движению обязательно нужен сильный вождь. Они исследуют поведение фюрера, его деятельности и стремление власти.
Английский учёный Я. Кершоу задаётся иной задачей. Опираясь на концепцию Н. Вебера о «харизматическом превосходстве», он уделяет основное внимание исследованию характера власти Гитлера. Эта работа позволяет понять механизм и природу диктаторской силы Гитлера.
Особый интерес представляет работа Э. Фрома «А. Гитлер: клинический случай некрофилии», где не мало спорных моментов, однако автор поводит глубокий анализ личности Гитлера с детских лет, выводя оттуда патологическое стремление Гитлера к власти.
Для изучения личности Гитлера и его срасти к власти очень важен труд Э. Самойлова «Фюреры», в котором даётся теоретическое объяснение самых страшных и загадочных событий фашизма в Германии, связанных с А. Гитлером и его психологии.
Работ, посвященных внутрипартийной борьбе или установлению режима личной власти Гитлера в Германии практически нет. Эти вопросы в той или иной степени затрагиваются исследования о фашизме в Германии или биографических работах об Адольфе Гитлере.
Разработке проблемы пути Гитлера к власти в НСДАП и Германии посвящена дипломная работа.
Родившийся в семье таможенного чиновника в1889 году, Адольф Гитлер в начальный период своей жизни никак не проявлял себя в качестве фигуры, способной заставить содрогнуться весь мир. Скорее он выглядел как самая заурядная непосредственность.1 Как отмечает Э. Фром, и с этим можно согласиться, именно семья, и особенно мать послужила толчком к развитию нарциссизма у Адольфа, который в дальнейшем вылился в самолюбие и стремление к власти.2
Неудачи в школе, а за тем и на поприще художника в Вене постепенно превратили Гитлера в озлобленного, ненавидящего весь мир человека, одержимого манией величия и комплексом неполноценности.3 Он становился личностью ни к чему не испытывающей интереса, горевшей страстью к завоеванию преисполненной презрения и ненависти ко всем.
В период блужданий по Вене Гитлер, начитавшись популярных националистических брошюр, наслушавшись расистских бредней, испытал сильное воздействие этих идей. А первая мировая война укрепила в нем силу предрассудков и жгучего фашизма. «Война была прекрасной школой», — писал Гитлер позже4.
Для человека, нашедшего себя в войне весть о поражении Германии и победе революции 1918 года, оказалась ошеломляющим ударом5.
Гитлер воспринял это как личную, но последнюю неудачу. В нем нарастала ненависть, крепло желание мстить. Победа революции предала окончательную и необратимую форму
разрушительным наклонностям Гитлера, так как он увидел в ней покушение на величие, в котором, как полагал будущий фюрер, он и Германия были едины6.
После война А. Гитлер посещал курсы «гражданского мышления» как офицер — пропагандист7. Вскоре и окружающие и сам Гитлер поняли, что он обладает даром высказывать самые вульгарные популистские лозунги в наиболее демагогичной форме. Самомнение и самоуверенность политического агитатора принимали завершенные формы. Это было началом его прорыва из неизвестности.
Гитлер обладал рядом способностей, которые помогли этому, жаждущему власти, фанатику бороться за неё. К числу очевидных его способностей относилось умение влиять и производить впечатление на людей, убеждая их в чем-либо. Он был уверен в своих идеях и имел дар упрощенного толкования. Гитлер был блестящим актером, в совершенстве владел своим голосом и интонациями. Он умел говорить от, что хотели от него услышать люди, что коренилось в сознании и подсознании многих немцев.
Альберт Шпеер, человек, долгое время находившийся в окружении Гитлера, писал: »Я вовсе выбрал не НСДАП, я перешел к Гитлеру … Сила убеждения, своеобразная магия голоса, колдовская простота, с которой он подходил к сложности любых проблем все это сбивало меня с толку и в то же время завораживало»8. Пожалуй, прав другой соратник Гитлера Г. Раушнинг, писавший: »Я убедился, что очарованию этого человека можно поддаться, лишь тогда, когда хочется поддаться. Я заметил, что Гитлер оказывал наиболее сильное воздействие на тех, кто был мягок и женственен в характере,
или же был склонен к раболепию и культу личности».9
Сам же Гитлер считал своим главным достоинством несгибаемую волю. На первый взгляд, вся его карьера свидетельствует о том, что это было так. Он хотел стать великим и начав с нуля, в течении 20-ти лет достиг безумных высот. Но, скорее всего это была не воля, а страсть к власти, сжигавшая его изнутри. Воля его, наоборот, была слаба, что проявлялось в нерешительности и сомнениях.10 Он мог совершать усилия только эпизодически, импульсивно под давлением неотложных потребностей или страстей. Это подтверждает Герман Раушнинг, который писал: что « Гитлер был апатичен по своей сути: ему требовалось специально возбуждать свои нервы, чтобы преодолеть сонливость и совершать выплеск воли».11
Гитлер был игрок; он играл жизнями немцев и своей собственной жизнью, в которой сделал ставку на власть и стремился к ней изо всех сил. В этом ему очень помогла НСДАП.
В любой политической партии всегда существуют различные суждения и представления о программе действий, о методах и вариантах прихода к власти. А в тоталитарных, фашистских партиях это ощущается особенно остро, так как сущностью фашизма является властолюбие и одной из важнейших черт является – в о ж д и з м. В психологии фашистских вождей наблюдается гипертрофированное стремление к власти, а это связанно с борьбой за нее через уничтожение своих
политических оппонентов, противников и врагов. В национал социалистической партии борьба за власть оказалась чрезвычайно острой.
Путь к абсолютной власти у Гитлера начался с борьбы за власть в партии, в которую он вступил в 1910 году и, не будучи ее создателем, начал ее завоевание.
Борьба Гитлера за власть в НСДАП охватила период с 1919 по 1934 года и прошла в три этапа. В ходе нее менялись оппоненты с которыми с которыми Гитлер вел борьбу, менялись метолы и формы противоборства, лишь цель всегда оставалась одна – власть. Смысл всех действий фюрера в неудержимом стремлении сосредоточить в своих руках наибольший объём власти над людьми.12 Хронологически этапы борьбы можно определить следующим образом:
1 этап. 1919-1921 гг. – противоборство с основателями
НСДАП;
2 этап. 1921-1932 гг. – борьба с левой оппозицией;
3 этап. – кульминация, завершившаяся в 1934 году разгромом
штурмовых отрядов СА и резнёй её верхушки.
В послевоенный период (c 1919 г.) Германия представляла собой общество, потрясённое до самого основания. В условиях политической нестабильности, разгула насилия, инфляции росло отчаянье и неуверенность в будущем. Для фанатиков, кому нелегко давалось приспособиться к обыденности мирного бытия, невозможно было примириться с мыслью, что война закончилась поражением Германии и триумфом Запада. Они готовы были слушать любого, кто вселял в них надежду на возмездие. Росли национализм и реваншизм. В этих условиях легко возникали националистические варианты. При том огромном потрясении, каким явилось для Гитлера поражение Германии, не меньшим потрясением стало видеть в качестве нынешних хозяев Германии, тех кого он ненавидел больше
всего, — социал-демократов, большевиков и евреев (особенной
разницы между ними он не делал).13 Поэтому он начал посещать курсы по формированию «гражданского мышления»,14 после чего был переведён в «инструкторское подразделение» при Лехфельдском лагере для демобилизованных солдат, где и начал совершенствовать свой талант агитатора.