Смекни!
smekni.com

Адольф Гитлер путь к власти (стр. 8 из 12)

2. Рас­ши­ре­ние вла­сти Гит­ле­ра в Гер­ма­нии.

Прей­дя к вла­сти 30 ян­ва­ря 1933г. А. Гит­лер на­чал стро­ить свое го­су­дар­ст­во, ко­то­рое бы­ло про­пи­та­но и про­ник­ну­то на­ци­ст­ской идео­ло­ги­ей.

Идео­ло­гия бы­ла тем це­мен­том, ко­то­рый скре­пил и НСДАП, и во­об­ще всех сто­рон­ни­ков Гит­ле­ра. Сущ­ность фа­ши­ст­ской идео­ло­гии за­клю­че­на в ги­пер­тро­фи­ро­ван­ном ин­стинк­те вла­сти. Ос­нов­ны­ми по­сту­ла­та­ми на­ци­ст­ской идео­ло­гии бы­ли ан­ти­се­ми­тизм, ан­ти­де­мо­кра­тизм и фю­рер-прин­цип, ан­ти­мар­ксизм, ра­сизм, на­цио­на­лизм и шо­ви­низм,32 а ин­ст­ру­мен­та­ми по­ли­ти­ки и идео­ло­гии НСДАП бы­ли тер­рор и про­па­ган­да.33

Спе­ци­фич­ным при фа­ши­ст­ской про­па­ган­де яв­ля­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние скры­то­го за­вуа­ли­ро­ван­но­го и опас­но­го ору­жия про­тив тех, кто не под­чи­ня­ет­ся ее уче­нию. И поз­же мас­со­вое убий­ст­во как ви­нов­ных, так и не­ви­нов­ных. Тер­рор же – это осу­ще­ст­в­ле­ние внут­рен­не­го за­ко­на дви­же­ния; его глав­ная цель – обес­пе­чить си­лам при­ро­ды или ис­то­рии сво­бо­ду в сре­де че­ло­ве­че­ст­ва. Имен­но дви­же­ние от­би­ра­ет вра­гов че­ло­ве­че­ст­ва про­тив ко­то­рых не­об­хо­дим тер­рор. Он, как ис­пол­ни­тель за­ко­на дви­же­ния, унич­то­жа­ет ин­ди­ви­дов во имя ро­да, при­но­сит в жерт­ву ча­сы во бла­го це­ло­го.34

Вол­на тер­ро­ра долж­на бы­ла соз­дать в стра­не ат­мо­сфе­ру па­ни­ки, па­ра­ли­зо­вать про­тив­ни­ков на­циз­ма. Пер­во­на­чаль­но ос­но­ву ап­па­ра­та тер­ро­ра со­став­ля­ли СА, но по­сле «но­чи длин­ных но­жей» их зна­че­ние в ие­рар­хии на­ци­ст­ских ор­га­ни­за­ций упа­ло. Глав­ным ин­ст­ру­мен­том уже го­су­дар­ст­вен­но­го тер­ро­ра ста­ли от­бор­ные бой­цы СС. Мно­жи­лись конц­ла­ге­ря, пре­вра­щав­шие­ся по­сте­пен­но в не­отъ­ем­ле­мую часть на­ци­ст­ско­го ре­жи­ма. С 30 ян­ва­ря на про­тя­же­нии не­сколь­ких ме­ся­цев Гер­ма­ния на­хо­ди­лась во вла­сти тер­ро­ра, ха­рак­тер ко­то­ро­го во мно­гом от­ли­чал­ся от сис­те­ма­ти­че­ских, но еди­нич­ных ак­тов на­си­лия, пред­при­ни­мае­мых СС в даль­ней­шем. По сво­ей при­ро­де он на­по­ми­нал взрыв не­на­вис­ти и зло­бы.35

Сис­те­ма кро­ва­во­го тер­ро­ра на­кла­ды­ва­ла ре­шаю­щий от­пе­ча­ток на всю жизнь стра­ны, на всю об­ще­ст­вен­ную ат­мо­сфе­ру. Всем бы­ло из­вест­но, сто лю­бая ан­ти­пра­ви­тель­ст­вен­ная дея­тель­ность бу­дет ка­рать­ся жес­то­ко и бес­по­щад­но.

Вме­сте с тер­ро­ром на бла­го на­циз­ма ра­бо­та­ла про­па­ган­да, воз­дей­ст­во­вав­шая на чув­ст­ва лю­дей мак­си­маль­ной про­сто­той. В ней лжи­вость воз­ве­де­на в сис­те­му. Чем боль­ше ложь, тем боль­ше ей ве­рят: — это ци­нич­ное за­яв­ле­ние Гит­ле­ра лег­ло в ос­но­ву на­ци­ст­ской про­па­ган­ды.36

Цен­тром про­па­ган­ды был культ Гит­ле­ра, упор­но на­са­ж­дае­мый че­рез сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции. Фю­рер изо­бра­жал­ся, фа­на­ти­ком идей на­цио­нал-со­циа­лиз­ма м ас­ке­том с од­ной сто­ро­ны, и са­мым «муд­рым из всех лю­дей на пла­не­те» – с дру­гой.37 « Миф Гит­ле­ра» соз­да­вал­ся го­да­ми, а сек­рет его вла­ст­но­го воз­дей­ст­вия за­клю­чал­ся в со­че­та­нии ис­кро­ен­ной ве­ры на­ро­да с изо­щрён­ной об­ра­бот­кой об­ще­ст­вен­но­го мне­ния. Для мно­гих имен­но в фи­гу­ре Гит­ле­ра во­пло­щал­ся сим­вол на­циз­ма и борь­бы с боль­ше­виз­мом, ев­рея­ми и за­вое­ва­ния «жиз­нен­но­го про­стран­ст­ва». « Миф Гит­ле­ра» за­ме­нял ре­ли­ги­оз­ное по­кло­не­ние – в нем тос­ка по Мес­сии, при­ни­маю­щем об­лик во­ж­дя.

Соз­да­ние Гит­ле­ром в 1933 го­ду ми­ни­стер­ст­ва на­род­но­го про­све­ще­ния и про­па­ган­ды, ко­то­рое воз­гла­вил Й. Геб­бельс, с са­мо­го на­ча­ла бы­ло на­прав­ле­но на кон­троль об­ще­ст­вен­но­го соз­на­ния.

«На­ша за­да­ча, — го­во­рил Геб­бельс, — за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы упор­но ра­бо­тать с людь­ми до тех пор по­ка они не ка­пи­ту­ли­ру­ют пе­ред на­ми, по­ка они не ус­во­ят на­ши взгля­ды, по­ка они не толь­ко вы­ну­ж­де­ны бу­дут по­нять то, что про­ис­хо­дит в Гер­ма­нии се­го­дня, но и смо­гут это при­нять.38

Ак­ти­ви­зи­руя ра­бо­ту сре­ди на­се­ле­ния, на­ча­тую ещё до 1933 го­да, на­цис­ты соз­да­ли мно­го­чис­лен­ный объ­е­ди­не­ния и ор­га­ни­за­ции, бу­к­валь­но про­ни­зы­ваю­щие все сфе­ры об­ще­ст­вен­ной жиз­ни стра­ны. Они ли­бо под­чи­ня­ли, ли­бо унич­то­жа­ли ран­нее су­ще­ст­во­вав­шие про­фес­сио­наль­ные и доб­ро­воль­ные объ­е­ди­не­ния в об­лас­ти спор­та, бла­го­тво­ри­тель­но­сти ис­кус­ст­ва и об­ра­зо­ва­ния

Бла­го­да­ря со­вре­мен­ной тех­ни­ке фю­рер был по ис­ти­не вез­де­сущ: его ли­цо смот­ре­ло с ка­ж­до­го рек­лам­но­го щи­та, со стен уч­ре­ж­де­ний, с кад­ров ки­но­съем­ки, его го­лос зву­чал на ра­дио, ко­то­рое долж­ны бы­ли слу­шать все.

Вся про­па­ган­ди­ст­ская про­грам­ма бы­ла все­це­ло по­свя­ще­на во­пло­ще­нию в жизнь «идеи», не­от­де­ли­мой от «во­ли фю­ре­ра». Обо­же­ст­в­ле­ние Гит­ле­ра и эф­фек­тив­ное его пре­вра­ще­ние с по­мо­щью про­па­ган­ды в во­ж­дя с не­мыс­ли­мы­ми дос­то­ин­ст­ва­ми, во­пло­ще­ние ис­то­ри­че­ской «мис­сии» со­став­ля­ли один и важ­ней­ших эле­мен­тов в струк­ту­ре вла­сти Третье­го рей­ха.

Прей­дя к вла­сти в ян­ва­ре 1993 го­да, опи­ра­ясь на тер­рор и про­па­ган­ду Гит­лер раз­вер­нул борь­бу за аб­со­лют­ную власть в стра­не. Са­мы­ми опас­ны­ми вра­га­ми фа­ши­стов все­гда бы­ли ле­вые си­лы, то есть ком­му­ни­сты, со­ци­ал-де­мо­кра­ты, проф­сою­зы. Кон­ку­рен­та­ми в струк­ту­ре в струк­ту­ре вла­сти яви­лись бур­жу­аз­ные пар­тии и ге­не­ра­ли­тет. Ес­ли вто­рую груп­пу ока­за­лось воз­мож­ным под­чи­нить, то пер­вую – лишь унич­то­жить или за­гнать в под­по­лье.39

Про­во­ка­ци­ей с под­жо­гом Рейхс­та­га 27 фев­ра­ля 1933 го­да на­цис­ты раз­вя­за­ли се­бе ру­ки в про­ве­де­нии тер­ро­ра про­тив ком­му­ни­стов. На­ча­лись их мас­со­вые аре­сты. По­сле вы­бо­ров в Рейхс­таг 5 мар­та 1933 го­да на­цис­там все еще по преж­не­му ме­ша­ли ком­му­ни­сты. Ман­да­ты по­след­них бы­ли ан­ну­ли­ро­ва­ны. Аре­сты, пыт­ки и убий­ст­ва по­ли­ти­че­ских оп­по­нен­тов, про­во­див­ших­ся си­ла­ми СА в тюрь­мах и ла­ге­рях ста­ли нор­мой.40 Все де­пу­та­ты — ком­му­ни­сты бы­ли в за­клю­че­нии или уби­ты, а КПГ бы­ла вы­ну­ж­де­на уй­ти в под­по­лье, хо­тя не один за­кон фор­маль­но не за­пре­щал ком­му­ни­сти­че­скую пар­тию.

Со­ци­ал-де­мо­кра­ты и проф­сою­зы в те­че­нии пер­вых не­дель Гит­ле­ров­ской вла­сти ста­ра­лись дей­ст­во­вать с осо­бой ос­то­рож­но­стью, что­бы из­бе­жать про­во­ка­ций, да­же за­ве­ряя Гит­ле­ра в сво­ей ло­яль­но­сти.41 Од­на­ко всё это ока­за­лось бес­по­лез­ным.

Проф­сою­зы от­ме­же­ва­лись от СДПГ и зая­ви­ли о го­тов­но­сти ло­яль­но ра­бо­тать с но­вым пра­ви­тель­ст­вом.42 Од­на­ко и они бы­ли рас­пу­щен­ны 2 мая 1933 го­да. Зда­ния мно­гих проф­сою­зов бы­ли раз­гром­ле­ны штур­мо­ви­ка­ми, а ру­ко­во­ди­те­ли бро­ше­ны в конц­ла­ге­ря.

10 мая на­цис­ты вме­сто проф­сою­зов уч­ре­ди­ли «Тру­до­вой фронт», объ­е­ди­нив­ший в обя­за­тель­ном по­ряд­ке всех нем­цев. Всё это бы­ло свя­за­но с тем, что для осу­ще­ст­в­ле­ния пла­нов ми­ро­во­го гос­под­ства Гит­ле­ру нуж­на ба­ла Гер­ма­ния, в ко­то­рой все слои об­ще­ст­ва ра­бо­та­ли бы под ру­ко­во­дством фю­ре­ра над осу­ще­ст­в­ле­ни­ем этих пла­нов.

По­это­му он пы­тал­ся, как от­ме­ча­ет Э Са­мой­лов, «ус­та­но­вить при­ну­ди­тель­ный клас­со­вый мир».43

Со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ская пар­тия Гер­ма­нии ос­та­ва­лась на ле­галь­ном по­ло­же­нии не­сколь­ко доль­ше, но 22 ию­ня 1933 го­да СДПГ так­же бы­ла за­пре­ще­на, и ее иму­ще­ст­во кон­фи­ско­ва­но, как ор­га­ни­за­ции вра­ж­деб­ной не­мец­ко­му го­су­дар­ст­ву и его на­ро­ду.44 От­де­ле­ния пар­тии бы­ли за­кры­ты, мно­гие ру­ко­во­ди­те­ли вы­ну­ж­де­ны бы­ли им­миг­ри­ро­вать, ак­ти­ви­сты пар­тии бы­ли аре­сто­ва­ны.

Ос­таль­ные пар­тии то­же ис­пы­ты­ва­ли силь­ное дав­ле­ние со сто­ро­ны ре­жи­ма. По­пыт­ки на­цио­на­ли­сти­че­ских пар­тий и «Сталь­но­го шле­ма» удер­жать­ся на уров­не парт­нё­ров НСДАП не увен­ча­лись ус­пе­хом. Быв­шие ли­бе­раль­ные пар­тии в кон­це ию­ня то­же са­мо­уст­ра­ни­лись. Ка­то­ли­че­ские пар­тии — по­след­ние ав­то­ном­ные об­ра­зо­ва­ния са­мо­уст­ра­ни­лись в ию­ле 1933 го­да.45 14 ию­ля 1933 го­да НСДАП за­вер­ши­ла про­цесс мо­но­по­ли­за­ции по­ли­ти­че­ской власть пу­тем при­ня­тия «За­ко­на про­тив об­ра­зо­ва­ния но­вых пар­тий», ко­то­рый гла­сил:

«1. В Гер­ма­нии су­ще­ст­ву­ет в ка­че­ст­ве един­ст­вен­ной

по­ли­ти­че­ской пар­тии НСДАП …

2. 2. Ес­ли кто-ли­бо бу­дет при­ни­мать ме­ры к под­дер­жа­нию

ор­га­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ры ка­кой-ли­бо дру­гой по­ли­ти­че­ской

пар­тии или к соз­да­нию но­вой по­ли­ти­че­ской пар­тии, тот

под­верг­нет­ся на­ка­за­нию – сми­ри­тель­ным до­мом до 3-х

лет…»46

Это пред­ло­же­ние иг­но­ри­ро­ва­ло не толь­ко кон­сти­ту­цию, но и сам чрез­вы­чай­ный за­кон, по­сколь­ку ли­ша­ло Рейхс­таг вла­сти, ли­к­ви­ди­руя пар­ла­мент­скую сис­те­му. Те­перь ни­ка­кая ор­га­ни­зо­ван­ная оп­по­зи­ция не мог­ла бро­сить вы­зов ав­то­ри­те­ту Гит­ле­ра.47

К се­ре­ди­не 1933 го­да бы­ла за­кон­че­на «пе­ре­да­ча вла­сти» Гит­ле­ру. Это бы­ло сде­ла­но жес­то­ко и на­силь­но, од­на­ко про­тес­тов бы­ло не мно­го, да и те весь­ма сла­бые. Все уси­лия Гит­ле­ра и НСДАП бы­ли на­прав­ле­ны на дос­ти­же­ние кон­тро­ля над об­ще­ст­вом.