Смекни!
smekni.com

Адольф Гитлер путь к власти (стр. 9 из 12)

Строя своё го­су­дар­ст­во, фю­рер при­дер­жи­вал­ся ка­ко­го-то оп­ре­де­лён­но­го кур­са в эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной по­ли­ти­ке, ни че­го су­ще­ст­вен­но­го в них не из­ме­нив. Не пы­тал­ся Гит­лер ре­фор­ми­ро­вать и за­ко­но­да­тель­но-пра­во­вую сис­те­му, поль­зу­ясь ею в сло­жив­шем­ся ви­де. В хо­де «за­хва­та вла­сти» на­цис­ты не про­во­ди­ли унич­то­же­ния или за­ме­ны су­ще­ст­во­вав­ших форм прав­ле­ния.

Ба­зи­ру­ясь на ста­рых ос­но­вах, Гит­лер вы­дви­нул лишь но­вую идею, идео­ло­ги­че­скую обо­лоч­ку этих ос­нов, по­все­ме­ст­но про­по­ве­дуя её: бе­дую­щее гер­ман­ской на­ции при­зва­ны бы­ли обес­пе­чить не по­ли­ти­че­ские, эко­но­ми­че­ские и со­ци­аль­ные пре­об­ра­зо­ва­ния в стра­не, а за­вое­ва­ние до­пол­ни­тель­но­го жиз­нен­но­го про­стран­ст­ва, ко­то­рая ста­не т воз­мож­ной как толь­ко у Гер­ма­нии поя­вить­ся дос­та­точ­ная для это­го мощь.48 Так впер­вые во все­ус­лы­ша­ния Гит­лер зая­вил о сво­их да­ле­ко иду­щих пла­нах, на­прав­лен­ных на за­вое­ва­ние ми­ра.

В этот пе­ри­од фю­рер очень ак­тив­но со­труд­ни­чал с про­мыш­лен­ны­ми маг­на­та­ми и рейхс­ве­ром. Осо­бо Гит­лер за­иг­ры­вал с ге­не­ра­ли­те­том, по­сто­ян­но идя ему на ус­туп­ки, так как имен­но на ар­мию фю­рер де­лал став­ку в сво­их да­ле­ко иду­щих внеш­не­по­ли­ти­че­ских пла­нах.

По­сле ре­ши­тель­ной рас­пра­вой над вер­хуш­кой СА 30 ию­ня 1934 го­да, Гит­лер по­нял, что ус­по­ко­ил ар­мию и кон­сер­ва­тив­ные крут Гер­ма­нии, ук­ре­пив при этом окон­ча­тель­но свою власть в пар­тии.

2 ав­гу­ста 1934 го­да по­сле смер­ти пре­зи­ден­та Гин­ден­бур­га, ка­би­нет Гит­ле­ра, ге­не­ра­ли­тет и кон­сер­ва­то­ры при­ня­ли за­кон об объ­е­ди­не­нии по­стов рейхс­пре­зи­ден­та и рейхс­канц­ле­ра.49 «В си­лу это­го, ус­та­нов­лен­ные до сих пор пол­но­мо­чия пре­зи­ден­та, — пи­сал за­кон, — пе­ре­хо­дят к во­ж­дю (фю­ре­ру) и канц­ле­ру Адоль­фу Гит­ле­ру. Он на­зна­ча­ет сво­его за­мес­ти­те­ля».50

К то­му же Гит­лер был на­зна­чен глав­но­ко­ман­дую­щим воо­ру­жен­ны­ми си­ла­ми. При­ся­га ар­мии фю­ре­ру, под­чи­не­ние воо­ру­жен­ных сил фа­шиз­му бы­ло осу­ще­ст­в­ле­но мас­штаб­но, бы­ст­ро и на­дёж­но,51, что бы­ло очень важ­но на пу­ти аб­со­лют­ной вла­сти в стра­не. Гит­лер, уже яв­ляв­шей­ся ли­де­ром един­ст­вен­ной пар­тии в стра­не, а так­же гла­вой пра­ви­тель­ст­ва, уст­ра­нив ин­сти­тут пре­зи­дент­ст­ва, за­нял уни­каль­ное по­ло­же­ние не­ог­ра­ни­чен­но­го мо­нар­ха и уже то­гда рас­по­ла­гал вла­стью над всем об­ще­ст­вом. Так, по­сте­пен­но на­чал­ся про­цесс, в хо­де ко­то­ро­го»Гер­ма­ния из од­но­пар­тий­но­го го­су­дар­ст­ва пре­вра­ти­лось в дик­та­тор­ское», — как спра­вед­ли­во от­ме­тил А Бул­лок.52

В по­ли­ти­че­ской, пра­ви­тель­ст­вен­ной сфе­ре шла по­сте­пен­ная сме­на бю­ро­кра­ти­че­ских струк­тур го­су­дар­ст­ва дес­по­ти­че­ской дик­та­тор­ской вла­стью фю­ре­ра, ко­то­рая под­ры­ва­ла и раз­ру­ша­ла обыч­ную мо­дель пра­ви­тель­ст­ва и ад­ми­ни­ст­ра­ции.

Ка­би­нет ми­ни­ст­ров со­би­рал­ся все ре­же: ес­ли в 1933 го­ду он за­се­дал 72 раза, то в 1935 – толь­ко 12 раз, в1937 го­ду – 6, а в1938 со­стоя­лось его по­след­нее за­се­да­ние,53 – это на­гляд­но де­мон­ст­ри­ру­ет окон­ча­ние кол­лек­тив­но­го прав­ле­ния. Ав­то­ри­тет Гит­ле­ра был не­ос­по­рим, и ко­гда он вме­ши­вал­ся в об­су­ж­де­ние, его мне­ние при­об­ре­та­ло вес ре­шаю­ще­го.

Цен­траль­ное пра­ви­тель­ст­во бы­ло раз­дроб­ле­но на го­су­дар­ст­вен­ные управ­ле­ния, ка­ж­дое из ко­то­рых го­то­ви­ло за­ко­но­про­ек­ты са­мо­стоя­тель­но. Пра­во ут­вер­ждать, ли­бо от­кло­нять за­ко­но­про­ек­ты Гит­лер ос­та­вил за со­бой. Имен­но не­бю­ро­кра­ти­че­ский стиль фю­рер был за­ло­гом все­об­ще­го струк­тур­но­го раз­ру­ше­ния пра­ви­тель­ст­ва.

Гит­лер пред­став­лял се­бе власть ис­клю­чи­тель­но с лич­ной точ­ки зре­ния. Его не уст­раи­ва­ла лю­бая фор­ма го­су­дар­ст­вен­но­го ап­па­ра­та и за­кон как та­ко­вой, ибо в них он ус­мат­ри­вал ог­ра­ни­че­ние соб­ст­вен­ной не под­от­чет­но­сти ни­ко­му.54 Го­су­дар­ст­во для не­го – не бо­лее, чем сред­ст­во для дос­ти­же­ния це­ли – за­вое­ва­ния до­пол­ни­тель­но­го жиз­нен­но­го про­стран­ст­ва,55 но да­же не для Гер­ма­нии, а для се­бя лич­но.

Пар­тия вно­си­ла свой взгляд в фор­ми­ро­ва­ние по­ли­ти­ки. Дуа­лизм пар­тии и го­су­дар­ст­ва, — ко­гда и в пар­тий­ном, и в го­су­дар­ст­вен­ных ап­па­ра­тах су­ще­ст­во­ва­ли ор­га­ни­за­ции дуб­ли­рую­щие друг дру­га, при­вел к соз­да­нию но­во­го ин­сти­ту­тов, ве­ду­щих двой­ную по­ли­ти­ку, в от­но­ше­нии, как по­ли­ти­ки, так и пар­тии, и ко­то­рые бы­ли обя­за­ны сво­им су­ще­ст­во­ва­ни­ем то­му, что яв­ля­ют­ся пря­мы­ми ис­пол­ни­те­ля­ми во­ли фю­ре­ра. Ор­га­ни­за­ция «Тод», за­ни­мав­шая­ся управ­ле­ни­ем об­ще­ст­вен­ны­ми, ра­бо­чи­ми объ­е­ди­не­ния­ми, Гит­ле­рю­генд, ог­ром­ный ап­па­рат че­ты­рёх­лет­не­го пла­ни­ро­ва­ния под ру­ко­во­дством Ге­рин­га, и во гла­ве всех – им­пе­рия СС, под на­ча­лом Гим­ме­ра, со­став­ля­ли ог­ром­ную зо­ну вла­сти, под­чи­няв­шую­ся не пар­тии, а толь­ко во­ле фю­ре­ра.56

Фак­ти­че­ски к 1938 го­ду поч­ти пол­но­стью за­вер­ши­лось обо­соб­ле­ние Гит­ле­ра от тра­ди­ци­он­но­го ап­па­ра­та пра­ви­тель­ст­ва и ад­ми­ни­ст­ра­ции.

Под­чи­няя го­су­дар­ст­во, Гит­лер по­сте­пен­но по­ра­бо­тил и всё об­ще­ст­во. Ко­неч­но же ве­ли­ка в этом роль про­па­ган­ды. Не­об­хо­ди­мость про­па­ган­ды все­гда дик­ту­ет­ся внеш­ним ми­ром. Ис­тин­ной её це­лью яв­ля­ет­ся не убе­ж­де­ния, а ор­га­ни­за­ция – на­ко­п­ле­ние вла­сти без при­ме­не­ния уси­лий.57

По­сле при­хо­да к вла­сти на­цис­ты свои­ми па­ра­да­ми, смот­ра­ми до­ве­ли ис­кус­ст­во ви­зу­аль­ной про­па­ган­ды до не­мыс­ли­мо вы­со­ко­го уров­ня. Мас­шта­бы этих празд­ни­ков бы­ли не обык­но­вен­ные: в них при­ни­ма­ли уча­стие сот­ни ты­сяч лю­дей, а за тем всё это дуб­ли­ро­ва­лось сред­ст­ва­ми ра­дио и ки­но.58 Це­лью же этих ме­ро­прия­тий бы­ло – не ос­та­вить ни еди­но­го че­ло­ве­ка в по­кое, не дать ни­ко­му воз­мож­но­сти ук­ло­нить­ся от уча­стия. Ито­го­вым ре­зуль­та­том этой мас­си­ро­ван­ной об­ра­бот­ки умов яв­ля­лось то, что да­же глу­хо вы­ра­жая не­до­воль­ст­во, боль­шин­ст­во лю­дей вы­ну­ж­де­ны бы­ли при­ни­мать на­цио­нал-со­циа­лизм, как не­кую не­из­беж­ность.

Ре­ше­ние же эко­но­ми­че­ских про­блем Гер­ма­нии, по мне­нию Гит­ле­ра, ле­жа­ло в рас­ши­ре­нии жиз­нен­но­го про­стран­ст­ва для ее на­ро­да. По­это­му он вы­дви­гал сле­дую­щие за­да­чи:

1. Воо­ру­жен­ные си­лы Гер­ма­нии долж­ны быть спо­соб­ны вес­ти

во­ен­ные дей­ст­вия че­рез 4 го­да.

1. 2. Эко­но­ми­ка Гер­ма­нии долж­на быть го­то­ва к вой­не че­рез

4 го­да.59

В пе­ри­од 1936-39 гг. кон­троль над не­мец­ким де­ло­вым ми­ром был рас­ши­рен и за­кре­п­лён «че­ты­рёх­лет­ним пла­ном». Роль пред­при­ни­ма­те­лей и ча­ст­но­го ка­пи­та­ла же­ст­ко кон­тро­ли­ро­ва­лась и бы­ла све­де­на к без­ус­лов­но­му вы­пол­не­нию эко­но­ми­че­ской про­грам­мы на­цис­тов. В ко­неч­ном ито­ге про­мыш­лен­ни­ки и бан­ки­ры ока­за­лись на по­ло­же­нии го­су­дар­ст­вен­ных слу­жа­щих.60

Гит­лер пол­но­стью под­чи­нил се­бе соб­ст­вен­ную пар­тию в 1934 го­ду, а к кон­цу 30-х го­дов он сумел, опи­ра­ясь на тер­рор, про­па­ган­ду, и ор­га­ни­за­цию, под­чи­нить се­бе все слои об­ще­ст­ва в Гер­ма­нии.

3. Аб­со­лют­ная власть фю­ре­ра над Гер­ма­ни­ей.

Опор­ная, не ог­ра­ни­чен­ная власть Гит­ле­ра окон­ча­тель­но офор­ми­лась к кон­цу 30-х го­дов. Это по­зво­ли­ло ему с 1938 го­да об­ра­тить все свое вни­ма­ние на внеш­нюю по­ли­ти­ку, пред­став­ляв­шую­ся ему в ви­де со­че­та­ния ди­пло­ма­ти­че­ской борь­бы и во­ен­ной по­ли­ти­ки.

Еще в «MeinKampf» Гит­лер от­кры­то про­воз­гла­шал свои внеш­не­по­ли­ти­че­ские пла­ны. На­цизм и шо­ви­низм ста­ли «тео­ре­ти­че­ской ба­зой» куль­та на­си­лия и апо­ло­гии вой­ны.61 Вой­на не­из­беж­на и не­об­хо­ди­ма, он долж­на вес­тись на ос­но­ве край­ней же­ст­ко­сти. Гит­лер го­во­рил: «Бу­ду­щая вой­на бу­дет ужас­ной кро­ва­вой, жес­то­кой. Я хо­чу вой­ны и все сред­ст­ва для ме­ня хо­ро­ши… Вой­на бу­дет вес­тись по-мо­ему, вой­на – это я!».62 На ба­зе это­го ос­но­вы­ва­лось пра­во «выс­шей арий­ской ра­сы» на рас­ши­ре­ние «жиз­нен­но­го про­стран­ст­ва» за счет зе­мель на Вос­то­ке, т. е. Рос­сии.

В ран­ней внеш­ней по­ли­ти­ке Гит­ле­ра, спе­ци­фи­че­ски на­ци­ст­ской по на­прав­ле­нию, не бы­ло прак­ти­че­ски ни че­го ори­ги­наль­но­го. Она не бы­ла сра­зу же столь аг­рес­сив­на, не­же­ли в тео­рии. Гит­лер был спо­со­бен по­чув­ст­во­вать сла­бое ме­сто оп­по­нен­та и пе­ре­вес­ти ди­пло­ма­ти­че­ские от­но­ше­ния на со­вер­шен­но но­вый уро­вень при по­мо­щи рез­ко­го рыв­ка впе­рёд. Это бы­ло уже за­ме­че­но в ус­ло­ви­ях, со­про­во­ж­дае­мых вы­хо­дом Гер­ма­нии из Ли­ги На­ций в ок­тяб­ре 1933 го­да, и в за­клю­че­нии пак­та о не­на­па­де­нии с Поль­шей – в ян­ва­ре 1934.63

По­сле раз­гро­ма СА и уси­ле­нии ру­ко­во­дя­щей ро­ли фю­ре­ра в го­су­дар­ст­ве, Гит­лер в по­сле­дую­щие 2 го­да пе­ре­шел к но­во­му кур­су. Это пре­ж­де все­го се­рия внеш­не­по­ли­ти­че­ских три­ум­фов 1935-1938 го­дов, ко­то­рые при­ве­ли к то­му, что Гит­ле­ра стал всё боль­ше за­са­сы­вать культ по­кло­не­ния: о нем го­во­ри­ли и пи­са­ли, как о ве­ли­ком стра­те­ге, глав­ном спе­циа­ли­сте по во­ен­ной тех­ни­ке и ди­пло­ма­ти­че­ском ге­нии.64 В этот пе­ри­од обо­соб­лен­ность Гит­ле­ра, его уве­рен­ность в соб­ст­вен­ном ве­ли­чии и не­по­гре­ши­мо­сти, зна­чи­тель­но воз­рос­ла. Он ста­но­вить­ся все бо­лее не­тер­пим к ма­лей­шей кри­ти­ке, ок­ру­жив се­бя кру­гом льсти­вых лю­дей, он все боль­ше те­рял кон­такт с ре­аль­но­стью, как счи­та­ет пси­хо­лог Э. Фромм.65