ДРЕГОВИЧИ – начальная летопись отводит им пространство между Припятью и Западной Двиной. Этноним племени произведен от «дрегва» (белорусское – трясина в болоте; смоленское диалектное – болото, зыбун, трясина; украинское «дряговина»- болото; литовское – сырой, влажный). Дреговичи – обитатели сырой, болотистой местности. Область дреговичей – Припятское Полесье – характеризуется сильной заболоченностью. В русских летописях упоминаются до середины Х11 в., упоминаются они также и в сочинении византийца Константина Порфрогенета. Из письменных сообщений видно, что дреговичи были отдельным племенем, жившим самобытно, имевшим собственную территорию и, до вхождения в состав Киевской Руси, - свою политическую организацию, свое «княжение».
Первые раскопки курганов в земле дреговичей относятся к началу Х1Хв. Т.Нарбут в 1810-1811 гг. раскопал несколько курганов на восточной окраине дреговичской территории, в окрестностях Быхова и Рогачева. В середине и второй половине Х1Хв. раскопками дреговичских курганов занимались многие исследователи, но основным исследователем курганов этого типа считается В.З.Завитневич. В течение 1885-1892 гг. он раскопал более 700 погребальных насыпей в 82 могильниках, расположенных в разных местах территории дреговичей – в бассейне Припяти, на Днепре, в бассейне Березины и в верховьях Немана. После него раскопки курганов в земле дреговичей не проводилось вплоть до 20-х годов ХХ в..В 20-30-х годах прошлого века белорусские археологи провели большую работу по выявлению, обследованию т раскопкам археологических памятников в Белоруссии, было раскопано около 400 дреговичских курганов.
Анализ и картография деталей курганного погребального обряда и вещевых инвентарей в междуречьи Припяти и Западной Двины показали, что самым важным этноопределяющим признаком дреговичей являются крупные металлические бусы, покрытые зернью.
Древнейшими славянскими памятниками на дреговичской территории являются поселения и могильники У1-У11 вв., принадлежащие к кругу древностей с керамикой пражско-корчкаского типа. Основная часть поселений и могильников будущих дреговичей в этот период концентрировалась в той части Припятского Полесья, где позднее был основан их племенной центр – Туров.
Дреговичские курганы с трупосожжениями по устройству и деталям погребального ритуала ничем не выделяются среди синхронных курганных насыпей других восточнославянских земель. В большинстве курганов присутствуют остатки кострищ. Вещевой инвентарь курганов с сожжением очень малочислен. Украшения и одежды, по-видимому, сгорали на погребальных кострах. Единичные предметы, не подвергшиеся воздействию огня (перстнеобразные височные кольца, бусы, пряжки, браслет, ножи, кресало, серп), принадлежат к общевостосточнославянским типам.
Курганы южной части дреговичской земли (поречье Припяти и области южнее этой реки), т.е. районов, где славяне появились ещё в середине 1 тысячелетия н.э., по своему строению и вещевому материалу очень близки погребальным насыпям волынян, древлян, и полян. В северной части дреговичского ареала вещи в курганных трупоположениях встречаются чаще. Кроме предметов общевосточнославянского типа, здесь найдены и предметы украшения латгальских типов. Для северной части обычны захоронения в деревянных домовинах-теремах. Большинство этих домовин срубные, сложенные из бревен на высоту 0,3-0,8 м и покрытые двускатной крышей. Мужчины, похороненные в курганных домовинах, как правило имеют неславянскую ориентировку. Это оюстоятельство наряду с распространением домовин исключительно в землях, прежде занятых балтами, дает основание предположить возможность связи домовин с погребальной обрядностью дославянского населения.
Земли Брестского Побужья кроме волынян заселяли также дреговичи, о чем свидетельствуют находки дреговичских крупнозерненных бус. Очевидно, из поречья Припяти и окрестностей Турова и Пинска дреговичи расселялись на запад по Ясельде, верховья которой почти вплотную соприкасались с бассейном Буга. По мнению многих исследователей, город Берестье был основан выходцами из дреговичского племени и первоначально принадлежал Туровскому княжеству, возникшему на племенной территории дреговичей.
Вторым регионом дреговичского расселения было Верхнее Понманье, где также открыты курганные захоронения с крупнозерненными металическими бусами.
Племена юга
ХОРВАТЫ - называются в Повести временных лет в перечне восточнославянских племен: «Иживяху в мире поляне и древляне, и северъ, и радимичи, вятичи и хрвате». Кроме русских хорватов, летопись знает ещё южнославянских: «А се ти же словени: хровати белии и серебь и хорутане». Источники не содержат сведений о географическом положении восточнославянских хорватов. По мнению исследователей они должны принадлежать к южной группировке племен. Н.П.Барсов отводил хорватам обширные пространства в Прикарпатской области. Хорваты- племя праславянского периода.. Около 560г. хорваты подверглись нападению со стороны авар, в результате которого значительные части этого праславянского племени переселились в Далмацию (хорваты до сих пор живут в западной части Балканского полуострова), а также на запад к верховьям Эльбы. Некоторые ученые думают, что остатки хорватов в Прикарпатье потеряли племенную самостоятельность и разделились на несколько племенных групп. Другие же утверждают, что хорватский племенной союз в Прикарпатье существовал до рубежа У111-1Х вв. и охватывал всю Малую Польшу и верхнеднестровские земли. Курганный обряд захоронения в области расселения хорватов не получил распространения. В ареале хорватов погребения, видимо, совершались в грунтовых могильниках, обнаружить которые всегда очень трудно. Бескурганные могильники подразделяются на два типа: грунтовые без каких-либо наземных признаков; такие же захоронения, покрытые каменными плитами (в архелогической литературе они получили название подплитовых). Большинство подплитовых захоронений имеет лишь крупную плиту, положенную горизонтально после засыпки могильной ямы.
В 20-30-х годах ХХв. большое внимание полевым изысканиям бескурганных могильников Верхнего Поднестровья уделяли польские и украинские археологи. Е.И.Тимофеев, анализируя погребальные древности Правобережной Украины, высказал догадку о принадлежности рассматриваемых могильников хорватам. Многие бескурганные погребения Верхнего Поднестровья не содержат вещей. Вместе с тем встречено много захоронений ( главным образом женщин), в которых находились металлические и стеклянные украшения. Среди височных украшений преобладают перстнеобразные кольца с заходящими концами.. Интересные поясные бляшки происходят из Калиновщины. Из других предметов можно отметить железный топор (Короливка), шиферное пряслице (Мване-Злоте), бронзовую иглу и обломок костяного шила. Среди перечисленных вещей нет определенно датируемых находок. Все они принадлежат к древнерусским типам, широко распространенным в домонгольское время.
ТИВЕРЦЫ – занимали самую южную часть восточнославянской территории. Места их поселений полностью расположены в области расселения антов.Летописные известия о тиверцах немногочисленны. В Повести временных лет им отводится Поднестровье. Последний раз тиверцы упомянуты в летописях под 944г., как участники похода Игоря на Византию.
Этноним тиверцы скорее всего произведен от античного названия Днестра –Тирас. Гидроним Тирас-Тира образован от иранского turas – «быстрый» и упоминается ещё Геродотом. Позднее он встречается в сочинениях Страбона, Плиния и Птоломея.
Тиверцами, вероятно, стала называться та часть славян-антов, которая обитала в бассейне Днестра ещё в эпоху черняховской культуры. Можно полагать, что в У1-У11 вв. предки летописных тиверцев были одним из племен антов. В Х-Х1 вв. в период натиска на славян печенегов и половцев тиверцы наряду с другими южнорусскими племенами вынуждены были отступить к Карпатским горам в Закарпатье.
УЛИЧИ – летописные известия о них немногочисленны. В научной литературе имеют место различные мнения относительно ареала, истории и судьбы этого племени. Наибольшее распространение получила гипотеза о расселении уличей в Нижнем Поднестровье. Согласно летописи уличи имели свой город - Пересечен. Н.И. Надеждин предположил, что основным районом расселения уличей было побережье Черного моря между устьями Днепра и Дуная.
В 50-х годах ХХв. Б.А.Рыбаковым были проанализированы все сведения письменных источников об уличах.. Наиболее ранние сведения относятся к эпохе Аскольда и Дира. Очевидно в этот период уличи жили , как и древляне, где-то по соседству с полянами. Борьба Киева с уличами продолжалась до середины Х в. Есть основания полагать, что основной территорией уличей до середины Х в. было Поднепровье южнее полянской земли. Возможно правы исследователи, которые связывали уличей с рекой Орелью-Углом, или изгибом Днепра. Б.А.Рыбаков показал, что уличский город Пересечен должен находится не в Поднестровье, а в бассейне Днепра. Данных для того, чтобы очертить ареал уличей слишком мало. По Б.А.Рыбакову до Х в. уличи жили в районе Днепровской луки и днепровских порогов доходя на западе до Южного Буга, а на юге до черномоского побережья.
Летопись знает несколько вариантов написания этнонима уличи – угличи, улучи, улучичи, улицы, лутицы и др. Этимологические розыскания О.Н.Трубачева показали, что древнерусская форма уличи – улучи отражает тюрскую передачу древнерусского угличи. Таким образом, форма уличи, известная летописи, -видоизменение, полученное от тюрских соседей. Тюрки-кочевники длительное время жили в соседстве со славянами-уличами. М.К. Любавский полагал, что тюрки- печенеги не только соседили с уличами, но частично смешались с ними и ассимилировали их.
В 60-х годах ХХв. в Нижнем Поднепровье были обнаружены славянские памятники У1-1Х вв. (раскопки в бассейне Тясмина). Эти поселения и могильники принадлежат к древностям пражско-пеньковского типа и следующим за ним и древностям типа Луки-Райковецкой, распространенным на широкой территории от Нижнего Дуная до Днепра.