Творчество г-на Малиа ярко демонстрируют политическую направленность либеральной цивилизациологии. Для подобной парадигмы, утверждает А.Семенов, характерна редукция различных периодов советской истории к «идеал-типическому периоду «высокого тоталитаризма», многообразного советского опыта к идеологемам коммунизма[112].
Субъективизм г-на Малиа мешает корректно интерпретировать и выгодные для него факты. Например, причины Августовской революции 1991 года в России. Ирония состоит в том, что, не имея методологических ресурсов, г-н Малиа вынужден использовать марксистские понятия. «Таким образом, Августовская антисоветская революция являла собой взрыв, а не прорыв, - размышляет профессор. - И силой, пришедшей на смену коммунистическому режиму, стало относительно неструктурированное «гражданское общество», состоящее из бывших диссидентов, идеологов-демократов и моральных лидеров. Если воспользоваться здесь марксистской терминологией, то они представляли собой надстройку без «базиса»: у них не было ни материальной власти, ни собственности, ибо все это до последнего времени находилось под контролем старой номенклатуры»[113].
С господином Малиа не о чем спорить: у него нет элементарных сведений о событиях конца 80-начала 90-х годов в России. Просто сообщим профессору, что к концу правления М.С. Горбачева в стране уже возникла буржуазия, фактически существовала частная собственность, функционировала товарно-сырьевая биржа, государственные предприятия вышли из-под контроля планирующих и управляющих органов. Десятки миллионов людей, руководствуясь своими потребностями и интересами, не желали «жить по-старому», а «верхи» не могли по-старому управлять. Требования оппозиции выражали возникшие в противовес КПСС либеральные и иные партии, а также Съезд депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР, его председатель, а затем Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, российское правительство, объявившие о суверенитете России. «Старая номенклатура» была расколота, занималась разделом государственной собственности и не собиралась защищать падающую власть. Как и многие военные, хлебнувшие горя в «горячих точках».
Короче говоря, речь идет о сложившихся социально-экономических, политических, духовных предпосылках революции, общенациональном революционном кризисе. Интеллигенция, студенты, рабочие были деятелями, как и их предки в период Февральской и Октябрьской революций 1917 года, которые осмысливали события в формах, предопределенных их бытием. Революция – движение масс, во взаимодействии с которыми раскрыли свой потенциал морально-политические лидеры. Производительные силы России разрушили старые производственные отношения, государственный капитализм, проложили путь к более совершенному капитализму, в котором развивается возлюбленная Малиа частная собственность, формируется буржуазное правовое государство и гражданское общество. Теория Маркса является ключом к объяснению этих противоречивых процессов.
Вот почему г-н Малиа не может объективно посмотреть даже на «буржуазный» Август 1991 года. Немедленно возникнет вопрос о действительных предпосылках и причинах революций в 1917 году. О причинах других революций, включая две американские. О реальном содержании капитализма в прошлом и настоящем, о его будущем. В результате вся концепция профессора из Беркли предстанет тем, чем и является – мыльным пузырем.
Одобряя программирование экономического развития, посмеиваясь над ультралибералами, г-н Малиа заколачивает свой гвоздь в гроб капитализма образца XIX – начала ХХ века, коммунистическим (потом грубокоммунистическим - сталинистским) антитезисом на ужасы которого был «советизм». Онтогенез деспотического коммунизма в ХХ веке был изоморфен филогенезу раннего капитализма с его первоначальным накоплением, «работными домами», подавлением личности трудящегося человека. Он ужаснул обожателей абстрактной либеральной идеи, и они не признали в сталинизме своего единоутробного братика. Тем временем СССР совершил рывок в развитии производительных и интеллектуальных сил народов, населявших страну. Советский Союз сыграл и антибуржуазную роль: став конкурентом, он способствовал продвижению капитализма и мира в целом по пути гуманизации. Во второй половине 50-х годов началась растянувшаяся на 30 лет эволюция мелкобуржуазного коммунизма, накопление предпосылок для скачка в новую фазу капитализма в России.
Крах мелкобуржуазного коммунизма не означает преодоление коммунизма как идейного течения и политической практики. Капитализм – конфликтный строй, а потому разновидность коммунизма, соответствующая его новому этапу, неизбежна.
Тем временем г-н Малиа в духе цивилизациологии уверяет нас в полной и окончательной победе либерализма над всеми другими течениями общественной мысли[114]. Утверждает, что современные противоречия носят не классовый, а только расовый, половой, сексуальный, экологический характер. Полагает, что современное американское общество при всем его несовершенстве совершенно, а Новый курс Рузвельта есть идеал для несовершенного мира[115]. Не понимает, что для реформирования «всего мира» при его разнообразии и сложности понадобятся качественно иные решения.
Все это напоминает мечты о мелкобуржуазном Dogville[116], у жителей которого либеральным демиургом оставлено добродушие, но вырезано стремление эксплуатировать слабого и скотство. Героиня фильма во имя иллюзии о прекрасных догвильцах, превративших ее в общинную рабыню и наложницу, упорно оправдывает их убожество: иначе для чего жить? Ее мифологическое сознание, сформированное папой-гангстером, олицетворением Большого Брата, оказывается податливым на манипулирование. Расправа с Догвиллем в ответ на «предательство» выглядит неосмысленным поступком, «очищением» мира от неудачного местного варианта либеральной мечты. Режиссер европейский, материал американский, дух сталинский. Что делать с мировым «Догвиллем»?
Творчество «партийного» пропагандиста Малиа, для которого что Ленин, что Пол Пот – все едино[117], само по себе представляет интересный объект для исследования. Представляется, методологию подобного рода деятелей хорошо охарактеризовал В. Днепров. «Субъективизм – это фальшивое важничанье субъекта, а не его действительная важность, – заявил советский критик и культуролог. – Он объявляет субъект последним основанием нравственности и тем самым лишает ее действительного основания. Он перерезает нравственные корни, прорастающие в структуру личности из глубины социально-классовых интересов и идеалов, и имеет дело с нравственностью, лишенной ее действительных корней…. То, что отложилось в субъекте в результате длительного общественного развития, субъективизм наивно и некритически принимает за изначальный факт. И такого рода субъективизм представляет собою не только характерное явление западной философии, а также и характерное, распространенное явление современного западного искусства»[118].
Свободное воспроизводство подобного субъективизма материально обеспечено правящими кругами западных стран: либеральным профессорам, отрицающим материализм, они создали комфортабельные условия для застойного образа жизни и мысли.
Совсем недавно подобное имели и советские профессора, формально утверждавшие материализм. Вступление России в новую фазу капиталистического развития высветило всю меру их интеллектуальной несамостоятельности, их конъюнктурщину.
В работах вузовских преподавателей цивилизационный подход занял место установок ЦК КПСС. В начале 90-х годов, когда у историков появилась возможность действительно свободно творить с использованием архивных документов, бывшие историки КПСС[119] под чутким вниманием государственных органов стремительно освоили очередное единственно верное учение[120], довели его до понятного им уровня исторической попсы. «Принципиальный анализ», проведенный авторами пособия для студентов Московского педагогического университета (МПУ; МОПИ) под руководством профессора М.В. Рубана, привел их к «принципиальному представлению всей истории современных цивилизаций»[121]. Со времен Геродота подобное не удавалось сделать всему сообществу историков. Особенностью российской цивилизации, а для цивилизационного подхода характерен поиск «сверхидеи», лежащей в основании «цивилизации»[122], труженики науки признали в том числе «русскую идею»: «В основе этой идеи многие века была триада: собирание русских земель, православная вера и русская соборность, общинность…Единая русская идея, несомненно, имеет принципиальное значение и для современной России»[123].
К сожалению, авторы пособия не показали методологических возможностей обретенного ими духовного сокровища. Не смогли в духе «русской идеи» и некритически усвоенной цивилизациологии А. Тойнби[124] продемонстрировать игру своих общинных интеллектуальных сил при анализе новых архивных и иных документов, похоронить «беспринципное» формационное прошлое. Для них характерен позитивистский уход от прямых ответов на поставленные вопросы. «Трудно отдать предпочтение любой из названных причин», – пишет один из бывших «материалистов» о причинах распада СССР[125]. Творчество вузовских преподавателей иллюстрирует верность важнейшего постулата философской основы формационной теории: «общественное бытие определяет их сознание…С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке»; «мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями»[126].