В сфере социально-экономической важнейшей мерой была подушная перепись 1718 – 1724 гг. (до этого переписи были подворными). Именно эта перепись окончательно закрепостила основную массу населения, лишив ее возможности свободно передвигаться по стране и самостоятельно выбирать себе занятие. На основе переписи была введена паспортная система, облегчившая борьбу с крестьянскими побегами. В то же время Петр принял меры по консолидации своей главной опоры – сословия феодалов. В 1714 г. Указ об единонаследии уничтожил различия между поместьем и вотчиной, которые в равной степени объявлялись наследственным владением. При этом их нельзя было дробить: земли могли быть переданы лишь одному из наследников. Петр пытался развивать и промышленное производство, необходимое для вооружения армии, создания флота и пр. При нем в России было создано более ста мануфактур – металлургических, суконных, парусно-полотняных и пр. Главным инициатором создания этих мануфактур было государство, которое затем нередко передавало их в руки частным лицам при условии регулярных поставок продукции в казну. Вопрос о рабочей силе Петр решил по-крепостнически: в 1722г. Владельцы мануфактур получили право приписывать (покупать) к предприятиям крепостных. Подневольный труд стал определяющим на мануфактурном производстве.
Серьезные перемены произошли в сфере государственного устройства. В 1711г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Права Сената были широки, хотя несколько неопределенны: контроль над правосудием, решение бюджетных вопросов; через Сенат происходило назначение на различные должности. В отличие от Боярской думы, представлявшей интересы аристократии, Сенат был сугубо бюрократическим органом, формируемым царем и полностью зависящим от него. В 1717 – 1721 гг. громоздкая приказная система была заменена новыми центральными органами – коллегиями, названными так вследствие их устройства: во главе каждой стоял не один начальник, а Совет из пяти человек во главе с президентом. Всего коллегий было 11. На правах коллегий было создано еще два учреждения: Главный магистрат (1720), с помощью которого самодержавная власть пыталась контролировать деятельность купечества и богатых горожан; с помощью Синода (1721)– церкви. При всех недостатках этой системы явилось заметным шагом вперед по организации самодержавно-бюрократического управления. Меньше удалась областная, или губернская, реформа (1708 – 1710), по которой страна была разделена на 8 губерний, отличных друг от друга и по территории и по численности населения. Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, который обладал всей полнотой власти и чья деятельность слабо контролировалась. Важную роль в становлении новой бюрократии сыграла «Табель о рангах» (1722), впервые поставившая в основу служебной карьеры не знатность рода, а личную выслугу каждого чиновника.
Важнейшим достижением было создание регулярной армии и военно-морского флота. С начала XVIII в. проводились рекрутские наборы: крестьяне поставляли рекрутов в армию, а горожане – во флот. Дворяне составляли офицерский корпус. Военная служба была практически пожизненной.
4. Преобразования в области культуры, науки и быта.
В культурной жизни XVII в. было положено начало тем явлениям, которые принято называть «обмирщением» культуры, т. е. проникновением в неё светских начал.
Заслуга Петра в том, что он не ограничился пассивным созерцанием того, как зародившиеся до него процессы продолжали автоматически развиваться. Он властно вторгался во все сферы жизни страны и отдал свой незаурядный талант и кипучую энергию ускоренному развитию всех начал, возникших до него. Пётр как бы подстёгивал события.
Трудно обнаружить такие области из истории России в первой четверти XVIII в., в которые бы не вторгался Пётр I и не оказал на них своего влияния.
Большие перемены произошли в области просвещения, науки, культуры. В те годы, как никогда ранее, с особой остротой встала задача подготовки специалистов самого различного профиля: кораблестроителей, моряков, инженеров, архитекторов, картографов и многих других, не говоря уже о просто грамотных людях. Жизнь властно требовала широких государственных мер и здесь.
Процесс европеизации России получил самое яркое воплощение в культурных преобразованиях Петровского времени. И именно в них сильнее всего видна противоречивость всей Петровской эпохи.
Многие новшества, которые обычно принято относить ко времени петровских преобразований, появились гораздо раньше – в XVII, а то и XVI вв. В 1630 – 1670гг. заметно усилились связи с зарубежными странами, прежде всего – западноевропейскими. В Россию начинают поникать европейские культурные традиции. Даже знаменитое бритьё бород своими корнями уходит в эпоху Московского государства. Так, в середине XVII в. среди высших слоёв русского общества распространилось брадобритие по польскому образцу, с которым отчаянно, но безуспешно боролись «ревнители православного благочестия». Новые веяния появились и в искусстве. Патриарху Никону пришлось организовать целую компанию по уничтожению икон, написанных «по фряжскому» (т.е. иностранному, реалистическому) образцу.
К XVII в. Относится и открытие первого высшего учебного заведения (Славяно-греко-латинской академии, 1687г.), а также первого театра (придворного театра царя Алексея Михайловича под руководством немецкого пастора И. Г. Грегори, 1672г.).
В области просвещения прослеживаются два новшества. Одно из них, основное, состоит в том, что сеть школ во много крат расширилась. В конце XVIIв. в России существовало единственное учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. За первую четверть XVIII в. возникло ещё восемь типов школ, готовивших специалистов различного профиля.
Другая особенность просвещения состояла в том, что оно приобрело светский характер. Из учебных программ исключались богословские схоластические предметы, присущие учебным заведениям средневековья.
Ещё в юные годы Пётр неприятно удивлял многих своих подданных частыми посещениями Немецкой слободы и общением с иностранцами, кое-кто из которых оказал на него значительное влияние. Но по-настоящему важным стало путешествие Петра по Западной Европе в составе «Великого посольства».
По возвращении в Россию царь отправил за границу для обучения немало молодых дворян, главным образом для овладения «навигацкими» (морскими) науками, а также механикой, артиллерийским делом, математикой, иностранными языками. Не все из посланных проявляли рвение к наукам, многие просто старались пожить за границей в своё удовольствие. Однако уже одно пребывание в Западной Европе производило на русских людей неизгладимое впечатление, расширяло их кругозор, меняло мировоззрение.
В конце XVII в., в начале царствования Петра I, в России быстрыми темпами строились новые промышленные предприятия. Международное положение вынуждало Русское государство готовиться к войне: нужно было организовать регулярную армию, создать сильную артиллерию, построить военный флот. Для этого требовались знающие, образованные люди. С этой целью он выписывал из-за границы учителей. В 1701г. в Москве, в Сухаревской башне, под руководством профессора Абердинского университета Форварсона из Шотландии открылась первая в стране Школа математических и навигацких наук. Первое время желающих учиться было немного, поэтому приходилось набирать учеников принудительно. Именно преподаватель навигацкой школы Леонтий Филиппович Магницкий стал автором «Арифметики…» (1703г.) – знаменитого учебника, по которому училось не одно поколение русских людей. Навигацкая школа принесла большую пользу стране. Из неё выходили моряки, инженеры, гидрографы, топографы, архитекторы, учителя и др. Ученики школы работали не только на флоте, но и везде, где нужны были знающие люди. Воспитанники Навигацкой школы много сделали для русской науки. Они впоследствии исследовали самые отдалённые области Русского государства и составили карты России. В 1711г. в Москве появляется инженерная школа, которая, подобно навигацкой, была доступна не только дворянам, но и представителям других сословий.
На фоне этих учебных заведений, специализировавшихся на изучении какого-либо одного предмета, выделялась гимназия, основанная в 1705г. пленённым саксонцем Глюком. Её программа предусматривала изучение географии, этики, политики, латинской риторики и ораторского искусства, философии, иностранных языков и даже танцевального искусства и верховой езды. К сожалению, гимназия эта не прижилась: некоторые из её учеников перевелись в медицинскую школу, открытую в 1707г. при московском военном госпитале, а часть преподавателей перешла в Морскую академию, основанную в 1715 г. в Петербурге. В неё приняли учеников из навигацких школ, а также детей высшего дворянства, ещё нигде не учившихся, для которых было организовано подготовительное отделение. Пётр много внимания уделял Морской академии. Он сам составил план преподавания. Правительство испытывало большие трудности с обеспечением новых школ учениками. Многие из насильственно отданных в обучение «недорослей» убегали, их возвращали под угрозой телесного наказания.
Первое время учебники и учебные пособия для профессиональных школ переводили с иностранных языков, позже стали выпускать русские учебники. В 1708 г. вышла первая книга – «Геометрия», напечатанная новым гражданским шрифтом, который заменил прежний, церковнославянский, замысловатый и трудный для чтения.
Старый Московский печатный двор не мог уже справиться с выпуском нужного количества книг, и в помощь ему построили три типографии в Петербурге