Смекни!
smekni.com

Шпоры по истории древнего мира (стр. 3 из 3)

Греки, можно сказать, не любили финикийцев. Дикими им казались многие финикийские верования и обычаи. Финикийские торговцы были прижимисты, да и слишком часто сталкивались лицом к лицу финикийские и греческие пираты и купцы. Тем не менее греки переняли от финикийцев очень многое, в частности любовь к дальним морским путешествиям, полным опасностей и приключений. Финикийцы первыми достигли Геркулесовых столпов (так в древности называли Гибралтар) и рассказали грекам о землях на берегах великого океана.Финикийцы стали учителями греков в непростом искусстве торговли. Переимчивые греки усваивали язык своих более опытных партнеров. Известно, что в древнегреческом языке слова "золото", "вино", "меч", "сукно" имеют финикийские корни.У Финикийцев греки заимствовали и алфавитное письмо, изменив его и приспособив к своему языку. Именно купцы финикийских городов - Библа, Тира и Сидона - отказались от применения иероглифов и клинописи при ведении деловых записей и изобрели более удобную для запоминания и чтения разновидность письма. В финикийском алфавите каждый значок-буква передавал определенный звук, и написанные слова действительно можно было читать, а не расшифровывать как сложные иероглифические рисунки, обозначающие то слог, то целое слово. Изобретенное финикийцами алфавитное письмо впоследствии широко распространилось по свету, и сейчас большинство народов мира пользуется алфавитами, происходящими от первого - финикийского.Варварские обычаи странным образом сочетались у финикийцев с высокой культурой торговли, письменности, ремесла. Вероятно, этот народ казался загадочным уже людям древности, а не только современным историкам. Внимательный взгляд на географическую карту Древнего Востока поможет нам пролить свет на некоторые темные места финикийской истории.Библ, Тир и Сидон располагались на побережье Средиземного моря, на территории современного Ливана. Здесь сходились торговые пути Передней Азии. По узкой полоске между скалами и морем, по дороге, буквально нависавшей над водой, в 3-2 тыс. до н.э. шли бесконечные караваны. Они двигались с севера на юг, в Египет и Палестину и в обратном направлении. Время от времени там появлялись военные отряды египтян, хеттов и ассирийцев, грабившие финикийские торговые караваны. Существовали и морские торговые пути, проложенные финикийцами. Их гавани были единственными удобными морскими портами в Восточном Средиземноморье, и к ним сходились нити и морской торговли, и морского разбоя. Одним словом, финикийцы жили как бы в коридоре, в то время как другие народы Передней Азии занимали каждый свою комнату.Финикийцы постоянно испытывали давление со стороны более сильных и воинственных соседей, и создать собственное крепкое государство им так и не удалось. До 1000 г. до н.э. господствующее положение в Финикии занимали египтяне. Они вывозили отсюда ценную древесину, необходимую для постройки кораблей. После ослабления Египта, примерно с 900 г. до н.э., Финикию начинают прибирать к рукам ассирийские цари. За сто лет мирной передышки (1000 – 900 гг. до н.э.) финикийцам удалось многое: царь Тира Хирам объединил под своей властью все прибрежные земли, значительно расширил островок, на котором располагался Тир, присыпав к нему землю со стороны материка, построил новые храмы Мелькарта и верховной богини Астарты, а в храм Ваала пожертвовал золотую колонну.Обычно же каждый из крупных финикийских городов выступал как центр небольшого самостоятельного царства. Власть царей была слабой, ее ограничивали советы городских старейшин. Более того, правители финикийских городов именовали себя "царями" только перед своими подданными.В дипломатической переписке ни египтяне, ни хетты не называли "царями" правителей Библа, Тира и Сидона.После захвата Финикии ассирийцами местным жителям пришлось навсегда отказаться от далеко идущих политических планов и сосредоточиться на выгодной морской и сухопутной торговли.Финикийцы умели извлекать выгоды из жизни в "проходном дворе" Передней Азии. Технические новшества, ремесленные приемы они осваивали быстро. Уже к 1500 г. до н.э. в Библе научились окрашивать шерстяные ткани в очень красивый пурпурный цвет. Эти ткани сразу же вошли в моду и пользовались огромным спросом - купить их могли только очень богатые люди. Раскопки древних финикийских городов открыли взглядам археологам груды пустых раковин, оставшихся после получения краски: судя по количеству отходов, можно догадываться о размахе производства и богатстве финикийских торговцев тканями. Краситель добывался из морских моллюсков, и секреты его производства финикийцы не открывали никому. Высоко ценились в древности и прекрасные изделия финикийских ремесленников из бронзы и серебра, а позднее - знаменитое стекло и Сидона, секреты изготовления которого уже в средние века перешли к венецианцам.Привычка получать большие барыши при достаточно свободной жизни под властью слабых местных правителей побуждала финикийских торговцев ускользать от нажима египетских и ассирийских царей.Спасти свою жизнь и имущество можно было, переселившись в одну из торговых колоний, основанных финикийцами на африканском (Утика и Карфаген) и европейском побережьях Средиземного моря, на атлантическом побережье современной Испании (город Гадес).Существовали финикийские колонии и на островах Кипр, Мальта, Сардиния и Сицилия. Греки стали создавать заморские колонии позже финикийцев и, как правило, не селились в освоенных теми местах. Только Сицилия показалась грекам лакомым куском, и они оттеснили потомков переселенцев из Тира к западной оконечности острова.Финикийцы первыми протянули через Средеземное море нити торговых связей, соткав из них потом частую сеть. Они определили времена года, удобные для дальних плаваний, разведали укромные, защищенные от ветров бухты и устроили удобные гавани. Корабли из Тира с носами, украшенными деревянными лошадиными головами, в течении долгого времени натягивали нити, связывавшие Египет и Сицилию, Кипр и Иберию, как в древности назывался Пиренейский полуостров. Но сделать следующий шаг и сплотить, подобно грекам, все средиземноморские земли в единое культурное пространство финикийцы так и не смогли. Для этого у них, по-видимому, не оказалось достаточно прочной государственной и политической основы. К тому же финикийское общество как бы раздвоилось: верхи легко перенимали высокую культуру Египта и Вавилона, а простой народ упорно держался за древние обычаи и предрассудки. Финикийцы на протяжении своей долгой истории (Библ существовал уже во второй половине 3 тыс. до н.э.) пытались соединить несоединимое: они желали остаться господами в мире золота, драгоценных сосудов, пурпурных тканей и при этом стремились за горизонт, за Геркулесовы столпы - туда где нет ни деспотов, ни рабов.

9. Культура Шумера

1. Возникновение письменности. Развитие системы управления государством, накопление богатств правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков.Сначала люди рисовали изображения животных или предметов, которые надо было посчитать, на влажных глиняных табличках с помощью палочек. Изображение было упрощенным. Постепенно оно стало настолько условным, что превратилось в знак.Люди поняли, что знак может обозначать не только предмет или животное, но отдельное слово, слог или даже звук. С помощью знаков можно было выражать сложные понятия, записывать разные сведения, рассказы о прошлом, законы. Поскольку шумерские знаки выдавливались палочкой на глине, они походили на клинья. Запись представляла собой сложное сочетание знаков-клиньев. Такая письменность называется клинописью. Сначала знаки шумерской письменности располагались вертикально сверху вниз. Потом писцы стали выстраивать их горизонтально, что значительно ускорило процесс нанесения знаков на сырую глину.У шумеров клинопись переняли другие народы, жившие в Месопотамии.Клинописью в Месопотамии пользовались почти 3 тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году Г. Роулинсон. английский офицер и любитель древностей. не расшифровал ее. На отвесной скале в Иране сохранилась одинаковая надпись на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.Изобретение письменности было одним из величайших достижений человечества. Письменность дала возможность сохранять знания, сделала их доступными большому количеству людей. Хранить память о прошлом стало возможным в записях (на глиняных табличках, на папирусе), а не только в устном пересказе, передаваемом от поколения к поколению "из уст в уста". До настоящего времени письменность остается главным хранилищем информации для человечества.2. Рождение литературы. В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания и рассказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего времени. Так родилась литература. Шумерская поэма о Гильгамеше повествует о герое, который отважился бросить вызов богам. Гильгамеш был царем города Урук. Он похвалялся перед богами своим могуществом, и боги разгневались на гордеца. Они сотворили Энкидy - получеловека-полузверя, обладавшего огромной силой, и послали его сразиться с Гильгамешем. Однако боги просчитались. Силы Гильгамеша и Энкиду оказались равными. Недавние враги превратились в друзей. Они отправились в путешествие и пережили множество приключений. Вместе они победили страшного великана, охранявшего кедровый лес, и совершили немало других подвигов. Но разгневался на Энкиду бог солнца и обрек его на смерть. Гильгамеш безутешно оплакивал смерть друга. Понял Гильгамеш, что не сможет победить смерть.
Отправился Гильгамеш искать бессмертие. На дне моря он нашел траву вечной жизни. Но как только герой уснул на берегу, злая змея съела волшебную траву. Так и не смог осуществить Гильгамеш свою мечту. Но созданная людьми поэма о нем сделала его образ бессмертным.В литературе шумеров мы встречаем изложение мифа о потопе. Люди перестали повиноваться богам и своим поведением вызвали их гнев. И боги решили погубить род человеческий. Но среди людей был человек по имени Утнапиштим, который во всем слушался богов и вел праведную жизнь. Бог воды Эа сжалился над ним и предупредил о надвигающемся потопе. Утнапиштим построил корабль, погрузил на него свое семейство, домашних животных и имущество. Шесть дней и ночей носился его корабль по бушевавшим волнам. На седьмой день буря утихла.Тогда Утнапнштим выпустил ворона. И ворон не вернулся к нему. Понял Утнапиштим, что ворон увидел землю. То была вершина горы, к которой и пристал корабль Утнапиштима. Здесь он принес жертву богам. Боги простили людей. Утнапнштиму боги даровали бессмертие. Воды потопа отступили. С тех пор опять стал множиться род людской, осваивая новые земли.Миф о потопе существовал у многих народов древности. Он вошел в Библию. Даже древние жители Центральной Америки, оторванные от цивилизаций Древнего Востока, тоже создали сказание о Всемирном потопе.3. Знания шумеров. Шумеры научились наблюдать за Солнцем, Луной, звездами. Они вычислили их путь по небу, определили многие созвездия и дали им имена. Шумерам казалось, что звезды, их движение и расположение определяют судьбы людей и государств. Они открыли пояс Зодиака - 12 созвездий, образующих большой круг, по которому Солнце совершает свой путь в течение года. Ученые жрецы составляли календари, вычисляли сроки лунных затмений. В Шумере было положено начало одной из древнейших наук - астрономии.В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия с восходом солнца. Школы были организованы при храмах. Учителями были жрецы.Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать сказания о богах и героях было нелегко. За плохие знания и нарушение дисциплины строго наказывали. Тот, кто успешно заканчивал школу, мог получить место писца, чиновника или стать жрецом. Это давало возможность жить не зная бедности.Несмотря на суровость дисциплины, школу в Шумере уподобляли семье. Учителя называли "отцом", а учеников - "сыновьями школы". И в те далекие времена дети оставались детьми. Они любили поиграть и пошалить. Археологи нашли игры и игрушки, которыми забавлялись дети. Младшие играли так же, как и современные малыши. Они возили за собой игрушки на колесиках. Интересно, что величайшее изобретение - колесо - было тут же применено в игрушках.
Эллинизм начался с походов Александра Македонского на Восток в 334 г. до н. э. и закончился завоеванием последнего эллинистического государства (Египетского царства) римлянами в 30 г. до н. э., т. е. общая продолжительность эллинизма составляет около 300 лет. Эллинизм – насильственное объединение древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивающихся раздельно, в единую систему государств, имеющих много общего в социально-экономической структуре, политическом устройстве, культуре. В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы появилось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого, так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры. Греческий полис к середине 1У в. до н. э. исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом исторического развития. На фоне постоянной напряженности в отношениях между классами рабов и рабовладельцев развернулась острая социальная борьба между олигархией и демократическими кругами гражданства, которая вела к тирании и взаимоуничтожению. Раздробленная на несколько сот мелких полисов небольшая по территории Эллада стала ареной непрерывных войн между коалициями отдельных городов-государств, которые то объединялись, то распадались. Исторически необходимым для дальнейшего развития греческого мира представлялось прекращение внутренних беспорядков, объединение мелких враждующих между собой независимых полисов в рамках крупного государства. Другой основой эллинизма стал кризис древневосточных общественно-политических структур. Если Греция середины 1У в. до н. э. страдала от излишней активности внутриполитической жизни, перенаселенности, ограниченности ресурсов, то Персидская монархия, напротив, от застойности развития, слабого использования огромных потенциальных возможностей, дезинтеграции отдельных частей. Таким образом, на очередь дня вставала задача некоего объединения, своеобразного синтеза этих различных, но могущих дополнить друг друга социально-экономических и политических систем. В состав эллинистического мира включаются мелкие и крупные по территории государственные образования от Сицилии и Южной Италии на западе до Северо-Западной Индии на востоке, от южных берегов Аральского моря до первых порогов Нила на юге. Иначе говоря, в состав эллинистического мира вошла территория классической Греции (включая Великую Грецию и Причерноморье) и так называемый классический Восток, т. е. Египет, Передняя и Средняя Азия (без Индии и Китая). Наиболее характерные черты, присущие эллинизму как синтезу греческих и восточных начал во всех сторонах жизни, производства и культуры проявились в Египте и на Ближнем Востоке, так что этот регион может рассматриваться как район классического эллинизма. Образование более значительного территориального единства, установление более тесных связей между разными частями эллинистического мира расширили возможности для развития эллинистической экономики в целом, включая Элладу, Македонию, Великую Грецию и Причерноморье. В этих регионах усилились хозяйственные, этнические и культурные контакты с окружающими их местными племенами (фракийцами, скифами, сарматами и др.). В самой Элладе кризис системы независимых и враждующих между собой полисов в 17 в. до н. э. привел к росту объединительных тенденций и возникновению более прочных, чем в классическое время, полисных федераций (Ахейский союз, Этолийский союз) или государственных образований нового типа, которые включали кроме греческих полисов территории местных племен.
Этапы ЕгиптаДревний Египет, как государство, ведет свою историю со времени
зарождения классового общества (вторая половина IV тыс. до н.э.) до
падения и присоединения его к Персидской державе (VI в до н.э.). История
его делится на следующие периоды:

Раннее царство - (3000-2800 гг. до н. э.) возникновение меновой
торговли, образование единого государства с неограниченной властью
фараона, формирование государственного аппарата и прослойки чиновников -
писцов,, грабительские походы в Нубию, царское и общинное землевладение

Древнее царство -(2800-2250 гг. до н.э.), расцвет культуры и
государственности Древнего Египта, появление частных землевладений
отдельных рабовладельцев и храмов; укрепление бюрократического аппарата,
апогей могущества фараона, появление постоянного войска.

I распад - (2250-2050 гг. до н.э.), усиление номовой знати, выступление
ее против центра, распад единого государства на отдельные номы

Среднее царство - (2050-1700 гг. до н.э.), возрождение централизации, к
которой стремятся зажиточные крестьяне, т.к. хотели обрабатывать т.н.
высокие поля, которые без общей ирригационной системы были слишком
засушливыми.

II распад - (1700-1580 гг. до н.э.), ослабление Египта, разорение
крестьян порождают народные восстания (Лейденский папирус), захват
Египта гиксосами (1730г. до н.э.).

Новое царство -(1580-1070 гг. до н.э.) борьба с гиксосами усиливает
военную мощь, строго централизованный военно-административный аппарат
власти, успешные захватнические войны, рост численности рабов, расцвет
цивилизации, присоединение Сирии и Палестины, удачные походы в Азию,
создание Египетской империи.

Позднее царство -(1070-332 гг. до н. э.), Усиление эксплуатации приводит
к восстанию рабов, которое поддержали наемники-иностранцы. Ослабление
центральной власти влечет нарастание сепаратистских настроений. Египет
попадает под власть иноземных династий. Увеличение числа наемников в
армии влечет покорение Египта и включение его в Персидскую империю (525
г. до н.э.), возрождение Египта при сансской династии.

Греко-римский период - (332 г. до н.э.-395 г. н.э.) В IV в. до н.э.
Египет захватывают войска Александра Македонского, в I в. до н.э. он
становится провинцией Рима, а в 395 г. н.э. - провинцией Византии.
Эпоху Римской империи принято делить на два периода -период принципата и период домината. Границей между ними служит III век н.э. Принципат (от слова “принцепс”, как называли императора по его званию “первого сенатора”) сохраняет еще видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. Собираются народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но словесная приверженность исторической традиции и принципам демократического управления была прикрытием произвола и самовластия.Император - принцепс - соединяет в своих руках полномочия диктатора, консула, претора, цензора, трибуна, верховного жреца. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другом качестве. Как консул и диктатор, он командует армией. Как претор, он осуществляет суд по гражданским делам. Как цензор, он комплектует сенат, назначая одних сенаторов и изгоняя других. Как трибун - отменяет действия любого органа власти, арестовывает граждан по своему усмотрению и т.д.Выбор членов коллегий зависит только от императора. Ни один из магистратов не решает чего-либо без доклада императору.Компетенция народных собраний была ограничена делами самого города Рима, Собирались они редко.Упадок собраний превращал сенат, по крайней мере в официальной теории, в единственный полномочный законодательный орган империи. Его постановления - сенатус-консульты - приобрели силу закона.Действительное положение сената было иным. Законопроекты исходили от принцепса, и только его воля была источником законодательства. Сенат играл роль совещательного органа при императоре, но и в этой роли ему приходилось сносить неприкрытые унижения и вполне очевидное пренебрежение.Римский писатель Светоний сообщает в биографии Августа как о достойном упоминания событии, что кто-то из сенаторов сказал во время речи императора: “Я бы тебе возразил, будь это возможно”.В конце концов устанавливается правило, получчвшее официальное признание: “Что решил принцепс - имеет силу закона”.Средоточием всех высших учреждений империи сделался двор. Среди них особого упоминания заслуживают императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами.Необычайное развитие получает финансовое ведомство, задачей которого было взыскание многочисленных имперских налогов и сборов - прямых и косвенных. Никогда еще государство не проявляло такой изобретательности в отыскании источников обложения, как в период империи. Никогда еще не была столь многочисленна армия чиновников финансового ведомства, грабившая и обиравшая народ.Известный эпизод с налогом на уборные приходится на времяяимператора Веспасиана (1 в. н. э ,). Светоний рассказывает: “Тит упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. “Нет”, - ответил Тит. - “А ведь это деньги с мочи”. Именно этот эпизод послужил поводом для поговорки “Деньги не пахнут”. Армия была наемной. Солдаты служили 30 лет, получая жалованье и по выходе в отставку земельный участок. Командный состав комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат мог дослужиться лишь до должности центуриона (командира роты).В III веке н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия. Это - период домината (от “доминус” - господин). Старые республиканские учреждения исчезают даже по названию. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император.Среди этих ведомств следует отметить раньше всего два: государственный совет при императоре - орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики, - и ведомство финансовое.Во главе военного ведомства стоят назначенные императором генералы.Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаютсяяпривилегии. Они получают право на пенсию.Государственные формы поздней империи были образцом для подражания в течение всех средних веков. В особенности это сказалось на истории государственной власти во Франции, Германии, Испании, самой Италии. Созданнаяяв период империи терминология сохраняется до сих пор. Это же в значительной степени относится и к тому, что может быть названо делопроизводством. Отсюда ведут свое начало титулы и некоторые церемонии, дипломатический ритуал и т.д.Многое принадлежит здесь эллинистической Греции и странам греческого мира вообще. Именно здесь возникают земельные описи и описи имущества, получившие распространение в Риме, а затем и во всей Европе, здесь зарождается печально известный институт продажи должностей; греческие города открыли институты “почетных граждан” и присвоения гражданам одного города почетных званий другого города. Здесь начинается практика разъездных судей и многое другое, с чем мы еще столкнемся в истории государства и права феодальной Европы и что в том или ином виде удержалось до сих пор.В III веке н.э. Римская империя была разделена в интересах управления на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе (ныне Стамбул). Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу.В 395 году было произведено окончательное разделение Римской империи на две указанные части.
1. Воцарение Александра. В 336 году до н. э. после смерти Филиппа царем Македонии стал его 20-летний сын Александр. Он был выдающимся полководцем и талантливым политиком, действовал решительно и быстро. Храбрость молодого царя доходила до безрассудства.Александр с детства отличался любознательностью и получил очень хорошее образование. В учителя сыну Филипп пригласил известного ученого и философа Аристотеля. Три года тот учил царевича многим наукам: биологии, медицине, математике, политике, искусству. Особенно любил Александр читать "Илиаду" Гомера. Рукопись поэмы он хранил в дорогой шкатулке и всюду возил ее с собой.Любимым героем Александра был Ахиллес, а больше всего он мечтал о воинской славе. Каждый раз при известии о победах Филиппа он говорил друзьям: "Мальчики, отец успеет захватить все. А мне вместе с вами не удастся совершить ничего великого".2. Первые победы Александра. Уже в начале своего правления Александр показал, что умеет действовать решительно и быстро. Известие о смерти Филиппа обрадовало греков. Демосфен в Афинах явился в народное собрание как на праздник - в белом плаще и с венком на голове. В городах начались волнения. Фиванцы выгнали македонский отряд из своего города. Но Александр стремительно двинулся к Фивам и захватил их. Он жестоко расправился с восставшими - Фивы разрушили до основания, а всех жителей продали в рабство. Эта расправа наполнила греков ужасом.3. Поход в Малую Азию. Весной 334 года до н. э. Александр во главе войска выступил в поход против Персидского царства. Тогда он думал о завоевании Малой Азии. У Александра была прекрасная армия, превосходившая персидские войска своей выучкой и вооружением. По численности она намного уступала противнику.Македонское войско переправилось через пролив Геллеспонт и ступило на землю Азии. Первое сражение произошло на реке Граник. Во главе отряда всадников Александр первым бросился на врага. Бой был тяжелым, но македоняне победили.4. Завоевание Сирии, Финикии и Египта. Александр подошел к границе Сирии и у городка Исс в 333 году до н. э. одержал вторую победу. Теперь он победил войско, во главе которого стоял сам персидский царь Дарий III. Дарий первым бежал с поля боя. В плен попали его мать, жена, малютка-сын и две дочери. Планы Александра меняются. Он думает уже о покорении всей Персидской державы.Александр без труда захватил Сирию и Финикию. Сопротивление оказал только город Тир, находившийся на скалистом островке недалеко от побережья. Восемь месяцев продолжалась осада Тира. После падения города всех его жителей продали в рабство.В Египте жрецы приветствовали Александра как освободителя от персидского ига. Они торжественно возложили на него корону фараона. Александр основал здесь город и назвал его своим именем - Александрия.5. Гибель Персидской державы. Дарий III готовился к решающей схватке с македонцами. Он усилил армию боевыми колесницами с серповидными мечами, наводившими ужас на врагов. Царь очень надеялся на индийских слонов. Ведь воинам Александра предстояло впервые встретиться с этими огромными животными.Главное сражение произошло в 331 году до н. э. около местечка Гавгамелы в Месопотамии. Битва при Гавгамелах стала одним из самых крупных сражений древности. Обе стороны проявили большое мужество. Но расчеты Дария на колесницы не оправдались, не помогли ему и слоны. Александр смог нанести решающий удар в центр персидских сил, Дарий вновь бежал, персы потерпели сокрушительное поражение. Вскоре владыку Персии предательски убили его придворные.Древний Вавилон не оказал сопротивления греко-македонской армии. В Персеполе - столице Персидской державы по приказу Александра был сожжен замечательный по красоте царский дворец. Это рассматривалось как месть за сожжение персами греческих храмов во время их похода в Элладу.Смерть Дария во многом изменила поведение Александра. С этого времени он считал себя его наследником, царем Персидской державы. Александр стал надевать корону персидских царей. Как перед персидским царем, перед Александром все должны были преклонять колени, целовать край одежды. Это было привычно для жителей Востока, но греков и македонян такие требования раздражали и вызывали недовольство. Александр жестоко расправлялся с недовольными. 6. Борьба народов Средней Азии против македонян. С крушением Персидского царства поход не закончился. Самое сильное сопротивление войско встретило в Средней Азии. Здесь армия понесла такие потери, каких не было ни в одном из больших сражений с персами. Александр беспощадно жег селения, убивал и порабощал жителей. Одновременно он пытался договориться с руководившей сопротивлением местной знатью. В конце концов знать перешла на его сторону.7. Индийский поход и возвращение в Вавилон. Александр думал теперь о мировом господстве. Он хотел достичь края земли. Ведь греки считали, что земля кончается уже где-то совсем недалеко.Вблизи реки Инд произошла битва завоевателей с войском царя одного из индийских государств Пора. Александр вновь одержал победу, но она досталась ему ценой больших потерь. Дальнейшее продвижение по Индии было опасным и тяжелым. Войско двигалось сквозь джунгли, в любой момент могли напасть местные племена. Воины устали от похода. Шел восьмой год, как они покинули свои дома. Много дней продолжалась тропическая буря. Войско отказалось идти дальше. Никакие уговоры и угрозы не подействовали. Александр уступил, пришлось ему расстаться с мечтой о покорении всего мира. Решение возвращаться вызвало всеобщее ликование, многие плакали от радости.Часть войска двинулась назад на кораблях по Индийскому морю, остальных Александр повел по суше. Воины шли по пустынной безводной местности, солнце и раскаленные пески мучили их. Очень многие погибли в пути. Наконец в 324 году до н. э. поход завершился. Вернулась лишь четвертая часть той армии, с которой Александр начинал поход.8. Империя Александра Македонского. Александр обосновался в Вавилоне. Перед ним стояла задача наладить управление огромными владениями. Во время похода он основал много новых городов, большинство из которых назвал Александриями. В них селились греки и македоняне. Это способствовало распространению греческой культуры и языка на огромных территориях.Для укрепления империи Александр стремился примирить македонян и персов, особенно их знать. По его приказу в один день пышно отпраздновали свадьбу 10 тысяч его воинов с местными девушками. Александр женился на дочери Дария. Женами ближайших сподвижников царя - Антигона, Птолемея, Селевка и других стали дочери придворных Дария и его сатрапов.Александр мечтал о новых походах, его интересовали неведомые земли. Отовсюду стягивались войска, строились корабли. Но в разгар приготовлений Александр заболел лихорадкой и умер, не дожив до 33 лет. Некоторые древние историки считают, что его отравили.