1. От города Ашшур к могущественной державе. В глубокой древности в верховьях реки Тигр был основан город Ашшур. Так он назывался по имени своего небесного покровителя бога Ашшура - "владыки стран" и "отца богов". По именам бога и города небольшая страна на севере Месопотамии стала называться Ашшур или Ассирия. В течение многих веков она входила в состав различных государств. Ее жители занимались охотой, скотоводством, выращивали пшеницу, ячмень и виноград.Ашшур находился на скрещении торговых путей. Ассирийцы вели торговлю металлами, тканями, изделиями ремесла, продуктами питания. Ассирия многократно подвергалась иноземным завоеваниям. Это заставило ее жителей совершенствоваться в военном искусстве. Со временем ассирийцы превратились в жестоких покорителей народов. В 8 веке до н. э. они захватили почти все страны Ближнего Востока. Даже Египет вынужден был подчиниться власти ассирийских царей. Никто не мог противостоять натиску их армии. Ассирия стала огромной и могущественной империей, поглотившей множество стран и народов.2. Военная мощь ассирийцев. Основную часть ассирийской армии составляла пехота, вооруженная луками, железными мечами и пращами, копьями и боевыми топорами. Пехотинцы были защищены щитами, укрепленными железными пластинами. Конные подразделения состояли из воинов-всадников, также вооруженных копьями или луками, и боевых колесниц. У ассирийцев были передвигающиеся на колесах осадные машины - тараны. С их помощью пробивали крепостные стены и ворота при осаде городов.Ассирийцы заставляли целые народы переселяться в места, непригодные для жизни, перегоняя их, как скот, из одной местности в другую. Злодеяния ассирийцев вселяли ужас и заставляли порабощенные народы проклинать завоевателей, предрекая наступление часа расплаты. Так, ветхозаветный пророк Наум восклицал, прозревая гибель Ниневии, последней столицы Ассирии: "Разграблена, опустошена и разорена Ниневия! Горе городу кровей!"3. Цари-завоеватели. Ассирийские владыки считали себя царями царей, властелинами мира. Они уподобляли себя великим богам. Их изображали, подчеркивая физическую мощь, с тяжелыми руками, вздутыми мышцами, в величественной застывшей позе.Утверждению царского могущества служила охота на львов - любимое развлечение ассирийских правителей. Царь царей побеждал царя зверей, осуществляя свою власть не только над людьми, но и над природой. Войны приводили к тому, что в руках ассирийских царей сосредоточивались огромные богатства. Разрушая чужие города, ассирийцы стремились укрепить свои собственные. По специальным планам нередко с прямоугольной планировкой улиц строились и новые города. Царские дворцы возводились на высоких платформах и снаружи были обнесены мощными стенами. Вход во дворец охраняли пятиметровые статуи фантастических крылатых быков с человеческими головами. Эти статуи имели пять ног, что при взгляде сбоку позволяло создать видимость шага животного. Крылатые быки олицетворяли добрых духов, охранявших покой царя.С середины 19 века велись археологические раскопки на территории Ассирии. Была найдена легендарная Ниневия. Раскопаны дворец-крепость царя Саргона II, его царская резиденция. Выяснилось, что многие ассирийские правители предпочитали возводить свою собственную столицу. | За крепостными стенами скрывались не только дворцы, но и тщательно возделанные сады, где росли деревья, растения и цветы, привезенные из разных стран. Здесь были устроены искусственные бассейны, наполненные прозрачной водой, в которой резвились диковинные рыбы. А в специальных вольерах прогуливались животные из царского зоопарка. Ассирийские цари любили устраивать пиры и пышные празднества.4. Глиняная библиотека. Несмотря на свою жестокость, ассирийские владыки не чуждались просвещения. В их дворцах создавались библиотеки. Самая знаменитая из них - библиотека царя Ашшурбанапала. Ее обнаружили во время раскопок Ниневии.Эта библиотека представляет собой собрание сотен тысяч глиняных табличек, покрытых клинописью. Но это не просто груда табличек. Они были размещены по специальным разделам, по отдельным отраслям знаний. Таблички имели свои номера и опознавательные знаки. На полках таблички размещались в строгом порядке. Некоторые таблички хранились в нескольких экземплярах. Ими могли пользоваться несколько читателей сразу. По приказу царя во всех завоеванных странах делались копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмах или архивах. В царскую библиотеку свозились и оригиналы, и копии,В библиотеке Ашшурбанапала были собраны все сколько-нибудь значительные произведения, в которых отразился исторический опыт цивилизаций Месопотамии. Здесь обнаружились сочинения исторические, религиозные, познавательные, книги предсказаний, судебники и многие другие. Разнообразные знания об истории и культуре шумеров, аккадцев, вавилонян, ассирийцев почерпнуты нами из табличек, найденных в этой библиотеке.В начале 7 века до н. э. Ассирийская держава была разгромлена армиями вавилонян и их союзников. В пожаре погибла столица Ниневия, сгорел царский дворец, нашел свою смерть последний ассирийский царь. А глиняные таблички только закалились в огне. Тысячи лет пролежали они под слоем пепла и глины, чтобы после расшифровки учеными передать нам культурное наследие народов Месопотамии.5. Государство Урарту. В начале 1 тысячелетия до н. э. у северных границ Ассирии сложилось государство Урарту. Оно объединило племена, жившие в горных долинах Закавказья. Страна Урарту была богата металлами. Урарты изготовляли прекрасные изделия и оружие из бронзы. Мастера-оружейники могли делать из железа лучшие на Востоке мечи и наконечники копий. Ассирийцы стремились захватить как можно больше урартского оружия. Урарты были храбрыми и искусными воинами. В течение двух веков они противостояли натиску Ассирии и сохраняли самостоятельность своего государства.В Урарту было построено много городов. Одним из них был Ереван, столица современной Аpмeнии. В некоторых городах были широкие улицы, расположенные под прямым углом друг к другу. Города были хорошо укреплены, имели мощные оборонительные сооружения. Их не всегда могли разрушить даже ассирийские тараны. В конце 8 века до н. э. Ассирия предприняла самое мощное наступление на Урарту. Армия Урартов потерпела поражение, а их царь покончил с собой.Урарту заново открыл для мира российский археолог и историк Б. Б. Пиотровский, который раскопал основные центры урартской цивилизации. Он показал ее богатство и разнообразие, расшифровал письменные памятники Урарту. |
Афины были одним из крупнейших и сильнейших городов-государств Греции. Территория этого полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции.1. Господство знати. Как и в других полисах в это время, господствующее положение в Афинах занимала знать. Знатные люди захватили плодородные земли в долинах. А крестьяне владели маленькими участками на каменистых склонах гор. Из-за этого им нередко приходилось брать у знатных людей деньги в долг. Тогда на участок крестьянина ставился долговой камень. Если долг вовремя не возвращался, земля должника переходила в собственность аристократа.Крестьянин продолжал работать на этой земле, но часть урожая отдавал новому хозяину. Так крестьяне попадали в зависимость от знати. Иногда за долги крестьянин вынужден был продавать в рабство членов своей семьи и даже сам становился рабом.Простые афиняне не могли больше мириться со своим тяжелым положением. Крестьяне требовали полного освобождения от долгов и передела земли. Они хотели добиться равных прав со знатью. Знать, конечно, была против этого. Крестьяне были готовы взяться за оружие. Казалось, не сегодня завтра начнется вооруженная борьба. С целью предотвратить такое развитие событий, которое ослабило бы полис, в 594 году до н. э. обратились к Солону.2. Деятельность Солона. Солон был человек образованный и любознательный. Он родился в знатной семье, но не был богат и был честным человеком. Все уважали Солона и надеялись, что он положит конец борьбе между афинянами.Солон начал с реформы, которую назвал "стряхиванием бремени". Со всех участков были убраны долговые камни и уничтожены все долговые обязательства. Это означало, что крестьяне освобождались от зависимости. Солон писал:Мать черная Земля, с которой снял тогда Столбов поставленных я много долговых. Рабыня прежде, ныне же свободная.Стали свободными и все, кто находился в долговом рабстве. Отныне запрещалось обращать афинских граждан за долги в рабов. Солон старался выкупить из рабства тех граждан, которые были проданы за долги на чужбину "Вернул я многих, в рабство проданных, уже забывших речь аттическую", - с гордостью писал Солон в том же стихотворении. Теперь в Афинах все рабы были людьми, привезенными из других стран. | Солон желал все высшие должности в государстве оставить за богатыми, как было прежде. А всем остальным он хотел дать право исполнять прочие должности, занимать которые они раньше не могли. Для этого он разделил всех граждан на четыре разряда. Разряд зависел от количества продуктов, которые получал гражданин со своей земли. Богатые граждане, принадлежавшие к двум первым разрядам, должны были служить в коннице. Третий разряд был самым многочисленным, в него входила большая часть крестьян. Они были гоплитами и составляли основу армии Наиболее бедные составляли четвертый разряд и были легковооруженными воинами.3. Изменения в управлении государством. При Солоне сильно возросло значение народного собрания. На его заседаниях стали решать важные государственные дела, принимать законы. Все граждане, независимо от разряда, имели право участвовать в народном собрании и голосовать. Но на государственные должности могли быть избраны только граждане первых трех разрядов, а самые высокие должности могли занимать лишь самые богатые.Вторым важнейшим органом власти в Афинах стал созданный Солоном народный суд. В нем знать не имела никаких преимуществ, все были равны перед законами.Некоторые законы учили трудолюбию. Например, Солон ввел закон: "Если отец не научил сына никакому делу, то такого отца сын не обязан содержать в старости".Главное значение реформ Солона состояло в том, что благодаря им в Афинах были заложены основы демократии - власти народа. Реформы Солона, однако, не прекратили борьбу между знатью и демосом. Недовольными были и те и другие. Знать не могла больше закабалять крестьян и увеличивать свое богатство за их счет. Но и крестьяне не получили ранее захваченную знатью землю. Бедняки возмущались также тем, что не могут занимать все государственные должности.Солон, проведя реформы, уехал в путешествие. В Афинах же борьба между знатью и народом вскоре возобновилась. В результате к власти пришел тиран Писистрат.4. Тирания Писистрата. Писистрат не был жестоким тираном. Он не отменил законов Солона, но, пользуясь своей властью, делал так, что на все должности избирали его сторонников. Тиран заботился о хозяйстве Афин. Он поощрял разведение оливок и винограда, большое внимание уделял дальнейшему развитию ремесла. При нем и Афинах был построен водопровод. Для этот пришлось пробить в скале туннель высотой в человеческий рост. После смерти Писистрата власть перешла к его сыновьям. Но они правили жестоко и были свергнуты афинянами.5. Реформы Клисфена. К власти в Афинах после новой борьбы пришли сторонники демократии. Их вождь Клисфен с 509 по 500 год до н. э. провел ряд реформ. Был принят закон об остракизме, то есть "суде черепков" (от греческого слова "остракон" - черепок). Один раз в год во время заседания народного собрания обсуждался вопрос, угрожает ли кто-нибудь демократии. Если ответ был положительным, то проводилось голосование с помощью черепков. Каждый гражданин писал на черепке имя того человека, который, по его мнению, представляет угрозу демократическому строю. Тот, имя которого чаще всего встречалось на черепке, должен был уйти из Афин в изгнание на 10 лет.Государственное устройство Афин стало более демократичным, чем при Солоне. Завершился первый этап борьбы народа за демократию. Но малоземельные крестьяне и городская беднота, хотя и являлись гражданами, активного Участия в управлении Афинами еще они не принимали. |
Афинское государство и его армияАфины были самым большим городом Аттики — гористой области, расположенной в восточной части Средней Греции. Жители Аттики занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, ремеслами и торговлей.Все население Аттики подразделялось на четыре филы (племени). Каждая фила имела три фратрии, в каждой фратрии было по тридцать родов. Уже в период Троянской войны греческие племена объединялись в небольшие народности, которые жили в городах, окруженных крепостными стенами. Росла численность населения, увеличивалось количество скота, расширялось земледелие, развивались ремесла. В обстановке разложения родового строя все это усиливало имущественное неравенство, что способствовало обострению племенных противоречий. Отдельные народцы вели беспрерывные войны из-за лучших земельных участков и военной добычи; рабство военнопленных было уже признанным учреждением.Все более и более усиливавшееся имущественное неравенство населения Аттики оказывало влияние на ее общественное устройство. Возрастала роль знатных и богатых в управлении общественными делами. Рабство военнопленных дополнялось долговым рабством соплеменников и даже сородичей. Развивались торговля и денежное хозяйство. Богатство стало считаться высшим благом, а в связи с этим возникла необходимость его охраны от покушений со стороны неимущих и была узаконена существовавшая уже частная собственность на средства и продукты производства и, в первую очередь, на землю. Для решения этой задачи общественные учреждения родового строя были непригодны.В результате длительного процесса социально-имущественной дифференциации и разделения труда в Афинах сложились три общественные группы свободных греков: группа эвпатридов, или благородных, геоморов, или земледельцев, и демиургов, или ремесленников. Общественные должности теперь замещались только из семей эвпатридов. Прежнее деление афинян на рода и филы стало вытесняться новым общественным разделением труда между земледельцами и ремесленниками. Структура рабовладельческого общества все больше усложнялась.Органы военной демократии — народное собрание, совет племенных вождей, военачальник (basileus) — оказались непригодными для управления делами возникшего классового общества. Эти органы стали превращаться в органы государственной власти.Когда должность базилевса утратила свое значение, стали выбирать архонтов из среды эвпатридов, что усилило власть благородных. Впоследствии один из девяти архонтов выполнял обязанности военачальника (архонт-полемарх).Возникавшему государству нужна была военная сила. Эта сила появилась в виде военных кораблей и всадников, которых должны были снаряжать за свой счет навкарии — территориальные округа. Каждая фила была разделена на 12 навкарий. Навкария сооружала одну триеру, вооружала ее и укомплектовывала экипажем. Это был первый собственно военный флот, насчитывавший вначале 48 однопалубных 30—50-весельных кораблей. Кроме того, каждая навкария выставляла двух снаряженных всадников. Так зарождались афинский военный флот и конница; в основу их создания был положен территориальный принцип.Важное место в жизни Афин занимала борьба между благородными, с одной стороны, и земледельцами и ремесленниками, т. е. простым народом, демосом, — с другой. Экономической основой власти благородных были плодородные земли вблизи Афин. Некоторые эвпатриды занимались торговлей и ростовщичеством. Купля и продажа земли, развитие денежного обращения, возникновение ростовщичества и аренды привели в Греции к закабалению должников, а впоследствии и к порабощению самого должника и его семьи. “Вся же вообще земля”, — писал Аристотель, — “была в руках немногих. При этом, если эти бедняки, обрабатывавшие поля богачей, не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона”.Разорение свободных граждан и превращение их в рабов вызвало сильные народные волнения. Борьбу сельского населения Аттики против аристократических родов возглавили торговцы и ремесленники, которые составляли главную активную массу рабовладельческой демократии и выступали в союзе с мелкими земледельцами. Следует также учесть, что в составе демоса были и очень богатые люди неблагородного происхождения, т. е. не связанные кровными узами с родовой аристократией — эвпатридами.Борьба свободных должников с ростовщиками особенно обострилась к началу VI века до н. э., когда народ восстал против знатных. В 594 году до н. э. Солон, выбранный архонтом, своими реформами “...открыл ряд так называемых политических революций” (К Маркс и Ф Энгельс, Соч., т. XVI, ч 1, стр. 93.). По новым законам долги были объявлены недействительными, долговая кабала запрещалась. Был установлен максимальный размер земельной собственности. Эти реформы подрывали основы господства эвпатридов и усиливали средних землевладельцев, ремесленников и торговцев, которые становились главной социальной опорой Афин.По конституции Солона в зависимости от размера дохода, получаемого с земли, все граждане (за исключением рабов) были разделены на четыре имущественные группы (ценза). “Здесь, таким образом”, — пишет Энгельс, — “введен в конституцию совсем новый элемент — частная собственность. Права и обязанности граждан государства стали устанавливаться соразмерно величине их земельной собственности, и поскольку стали приобретать влияние имущественные классы, постольку стали вытесняться старые кровно-родственные группы; родовой строй потерпел новое поражение”. Граждане первых цензовых групп могли быть избранными на государственные должности, остальным же было предоставлено пассивное избирательное право — только выбирать, но не быть избранными.Цензовое деление афинских граждан по новым законам легло в основу комплектования и организации афинских вооруженных сил. Граждане первой имущественной группы обязаны были делать за свой счет поставки для государства. Вторая имущественная группа комплектовала всадников. Третья комплектовала главный род войск — тяжеловооруженную пехоту (гоплитов). Четвертая, самая бедная имущественная группа (феты) комплектовала легковооруженную пехоту или несла службу во флоте. Военную службу несли только свободные граждане, рабам оружие не доверялось. Поэтому афинская армия и флот имели единое классовое лицо.Каждый юноша, достигнув 18 лет, в течение года проходил военное обучение в Афинах, затем на смотру получал боевое оружие и приносил присягу. На втором году службы он включался в состав пограничных отрядов, где проходил полевое обучение. После этой службы афинянин состоял до 60 лет военнообязанным. В случае войны народное собрание устанавливало число людей, которые подлежали призыву. Это была милиционная система, однако в результате многочисленных малых и больших войн и системы подготовки в мирное время афинянин постепенно превращался по существу в профессионального воина.В 560 году до н. э. богатый представитель знатного афинского рода Писистрат с помощью нанятого им отряда воинов захватил в Афинах власть и установил тиранию. В целом Писистрат продолжал политику Солона, опираясь, главным образом, на средних землевладельцев. В период его правления был введен подоходный налог (десятина) и организована личная гвардия из наемников. Это были зачатки постоянной армии.В 509 году до н. э. — через 85 лет после Солона — власть благородных была окончательно свергнута. Вместе с тем были низвергнуты последние остатки родового строя. В основу новой государственной организации был положен территориальный принцип: “не народ подвергался делению, а территория; жители в политическом отношении превращались в простую принадлежность территории” (Маркс). Вся территория Аттики была разделена на 100 участков (демов). Каждые 10 .участков составляли племя (филу).Афинская рабовладельческая республика теперь управлялась народным собранием и “советом пятисот”, в который каждое племя избирало 50 своих представителей. “Классовый антагонизм, на котором покоились теперь общественные и политические учреждения, был уже не антагонизм между аристократией и простым народом, а между рабами и свободными, между неполноправными жителями и гражданами” (Маркс).В годы наибольшего расцвета рабовладельческой республики в ней насчитывалось 90 тысяч свободных афинских граждан, 45 тысяч неполноправных (иностранцев и вольноотпущенников) и 365 тысяч рабов. На каждого взрослого афинского гражданина приходилось 18 рабов и более двух человек неполноправных. Вместо того, чтобы по-старому жестоким образом эксплуатировать собственных сограждан, стали теперь эксплуатировать преимущественно рабов и покупателей неафинян. Этот момент определил внутреннюю и внешнюю политику афинского государства.В противоположность Спарте в Афинах рабы являлись частной собственностью отдельных граждан. Здесь преобладало индивидуальное рабовладение. Труд рабов, применялся в сельском хозяйстве, ремесле, на стройках, в горном деле и на морских судах. В V—IV веках до н. э., т. е. в период максимального развития рабовладения, в Афинах встречались ремесленные мастерские, в которых работало по 20—30 и даже 50 рабов | . Известен случай владения 100 рабами.Кроме свободных и рабов, в Аттике жили так называемые метэки — уроженцы других греческих полисов. Метэки не имели политических прав, но были обязаны принимать участие в защите города и платить большие налоги.Новое административное деление Аттики легло в основу организационной структуры афинской армии и флота. Каждая фила должна была выставить один таксис пехоты и одну филу всадников. Таксис делился на лохи, десятки и полудесятки. Это деление было административным и не имело тактического значения. Фила выбирала филарха, который командовал всадниками филы; таксиарха, который командовал пехотой; стратега, который командовал всей боевой силой территории филы. Кроме того, каждая фила снаряжала за свой счет 5 военных судов с экипажем и начальником. Командование всей армией и флотом Афин принадлежало коллегиииз10 стратегов. Выступив в поход, стратеги командовали войсками по очереди.Морской военный флот был первой основной военной силой афинской рабовладельческой республики. С помощью морского флота Афины победоносно отразили нападение персов и получили возможность оспаривать у Спарты гегемонию в Греции. Высшего своего развития морское могущество Аттики достигло в V веке до н. э. Основы его были заложены Фемистоклом, который в 480-х годах до н. э. добился того, чтобы на постройку флота были обращены доходы с серебряных рудников. К моменту нашествия персов афиняне имели в строю более 200 боевых судов. К началу Пелопоннесской войны 431 года до н. э. афинский флот имел свыше 300 кораблей.Военные суда афинян в V веке до н. э. разделялись на боевые, так называемые “длинные корабли”, и транспортные суда, предназначавшиеся для перевозок войск и военных материалов. В это же время афиняне начали строить многопалубные гребные суда по образцу судов Коринфа. Основным типом военного греческого корабля была трехпалубная триера. Нос триеры был обит медью. Экипаж триеры состоял из 170 гребцов: в верхнем ряду находилось 62, в двух нижних по 54 гребца. Все они гребли в такт, по команде специального начальника. Движением корабля управлял рулевой. Чтобы при гребле один ряд гребцов не задевал за весла другого ряда, отверстия для весел в триерах делались несколько наискосок, но чем выше располагался ряд гребцов, тем тяжелее и длиннее были весла и тем труднее было ими грести. Кроме гребцов, на кораблях были еще матросы, управлявшие парусами, и десантные солдаты — гоплиты. Общая численность экипажа триеры доходила до 200 человек. Командовал кораблем триерарх, выбиравшийся из числа богатых граждан, снаряжавших корабль. В качестве рулевых, матросов и гоплитов служили афинские граждане, но среди гребцов имелись метэки, а после поражения в 413 году до н. э. в Сицилии на “длинных кораблях” гребцами были рабы.Морская тактика афинян была очень проста. В морскомбою афиняне стремились зайти с борта и ударом обитого металлом носа протаранить корабль противника. Иногда, сбив на вражеских кораблях весла и руль, афиняне бросались на абордаж, перебрасывали мостики и начинали рукопашный бой, стремясь захватить неприятельское судно.Постепенно, тренируя свои экипажи в ежегодных учебных походах, заканчивавшихся двусторонними маневрами, афиняне достигли высокого совершенства в технике морских боевых действий. В течение V века до н. э. афинский морской флот неоднократно наносил поражения превосходящим его по численности вражеским эскадрам и справедливо заслужил славу лучшего из флотов греческих полисов. Основной базой афинских военно-морских сил в V—IV веках до н. э. была превосходно укрепленная и хорошо оборудованная гавань Пирей, соединенная с Афинами длинными стенами.Второй составной частью афинских вооруженных сил была сухопутная армия, главную силу которой составляли гоплиты.Вооружение афинского гоплита состояло из копья длиной в 2 м, короткого меча и защитного вооружения, которое было несколько легче спартанского. Легко вооруженные имели дротики и луки со стрелами. Всадники были вооружены копьями и имели легкие щиты. Воины должны были за свой счет приобретать вооружение и содержать себя. Каждый гоплит имел одного слугу из рабов; слуги носили кинжалы и топорики.Боевым порядком афинской пехоты, как и у спартанцев, была фаланга; о ней впервые упоминается в описании Саламинской войны 592 года до н. э. Сильной стороной афинской фаланги был удар накоротке; слабой — неспособность действовать на пересеченной местности, легко уязвимые фланги и тыл. По построению и тактическим свойствам афинская фаланга походила на спартанскую, но отличалась, по словам Энгельса, бешеным натиском.Начиная с первой половины V века до н. э., афиняне стали применять осадные и метательные орудия.При воспитании и обучении афинских воинов большое внимание уделялось как физическому, так и умственному развитию. Одинаково считали “хромым” (калекой) как не умеющего читать, так и не умеющего плавать.Афинские рабовладельцы хорошо понимали, что успешно действовать на войне могут только хорошо обученные воины. Воспитание и обучение воинов в Афинах начиналось с семилетнего возраста, когда ребенка отдавали в школу; там его обучали чтению, письму и гимнастическим упражнениям. Дети до 16-летнего возраста занимались в школах борьбы (палестрах), где их обучалипятиборью: бегу, прыжкам, метанию диска и копья, борьбе, а также плаванию. Палестры ежегодно устраивали публичные соревнования. В возрасте 16—20 лет юноши в обязательном порядке посещали гимнасин, где продолжалась физическая подготовка с военным уклономВ результате такого воспитания и физического развития афинские граждане были сильными, подвижными и ловкими бойцами. Красота, рослая фигура, внешнее выражение силы и ловкости должны были выгодно отличать рабовладельца от раба. Наряду с этим афиняне большое внимание уделяли тренировке своего мышления.В физическом воспитании греков большое значение имели Олимпийские игры, они проводились регулярно раз в четыре года. Первая известная нам Олимпиада датирована 776 годом до н. э. Олимпийские игры превращались в большие праздники, на время которых прекращались все внутригреческие войны. Игры проводились в форме состязаний, на которые стекалась масса народа, но участвовали, в них, как правило, лишь знатные и богатые граждане. Популярность Олимпийских игр среди греческого населения была очень велика. Победители в состязаниях пользовались славой и почетом: их имена провозглашались глашатаями, в честь их слагались хвалебные гимны, они получали ряд почетных общественных привилегий.Программа Олимпийских игр постепенно развивалась и усложнялась. Вначале она включала лишь бег на 192 м и борьбу. Затем в программу были включены бег на дальние дистанции, пятиборье, кулачный бой, “панкратион” (кулачный бой с борьбой), скачки на лошадях и бег в доспехах. Олимпийские игры стимулировали развитие физического воспитания греков.Воинская дисциплина у афинян поддерживалась чувством гражданского долга. В противоположность спартанским командирам, применявшим к воинам телесные наказания, афинские стратеги пользовались лишь ограниченными правами. По возвращении из похода они могли подавать на провинившихся жалобы в народное собрание, которое и выносило тот или иной приговор. |
34. Великая греческая колонизацияС середины 8 века до н.э. греки начинают расселяться по всем берегам Средиземного и Черного морей. На корабли люди грузили домашних животных, припасы и отправлялись в путь. По подсчетам ученых, греки основали тогда за морем несколько сот городов. Эти переселения сейчас называют великой греческой колонизацией, а новые города - колониями. Великой ее называют из-за огромного размаха колонизации. Продолжалась она примерно 300 лет.Греческая колонизация имела три основных направления. Самым значительным было западное направление - в сторону острова Сицилия, Южной Италии, Южной Франции и даже Испании. На юг греки плавали к северным берегам Африки. Но здесь они встретили сопротивление египетских фараонов. Поэтому на территории Египта был основан только город Навкратис. На северовосток путь шел в сторону проливов, соединявших Средиземное море с Черным морем, и далее к его берегам.1. Причины колонизации. Основание новых городов было вызвано различными причинами Например, в одном государстве условия жизни были очень хорошими и поэтому через некоторое время население настолько увеличилось, что прокормиться на имеющейся земле уже не могло. В другом полисе начиналась ожесточенная борьба между гражданами. Тогда народное собрание принимало решение выселить часть населения, чтобы другие жили спокойно. Или побежденные в борьбе покидали родной полис. Были и другие причины для колонизации.Греческие колонии основывали в местах, удобных для жизни, с плодородными землями. Как правило, они находились на морском берегу, где были хорошие гавани. Города строили там, где греки уже бывали раньше по торговым делам.Прибыв на место, переселенцы делили на равные участки землю и внутри города, и вокруг него, на полях и лугах. Они окружали город стенами, возводили храмы богам, строили жилища.Новые города были совершенно независимы от того города, из которого приплыли колонисты (этот город назывался метрополией - городом-матерью). Самым прославленным из метрополий был Милет в Малой Азии. Выходцы из Милета основали несколько десятков колоний.2. Результаты колонизации. Великая греческая колонизация оказала огромное влияние на развитие всего древнегреческого мира. Она расширила знания греков. Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии, культуре.Колонизация способствовала развитию хозяйства и торговли, а также мореплавания. Колонисты нуждались во многих вещах, которые первоначально не могли производить сами и вынуждены были покупать в Греции. Из Эллады в колонии везли изделия кузнецов и других ремесленников, оливковое масло, вино. Из колонии в обмен везли зерно, рабов, металлы. Новые городa росли и богатели.3. Колонии на северных берегах Черного моря. Много колоний греки основали на северных берегах Черного моря, на территории современных России и Украины. Самое мощное государство, которое возникло здесь, - Боспорское царство. Боспорское царство владело обширными плодородными землями и было богато хлебом. | На окраине Севастополя находятся развалины греческого города Херсонес. Сейчас здесь заповедник, и можно пройти по раскопанным археологами древним улицам и увидеть остатки различных зданий. Еще одним греческим городом была Ольвия (что значит "Счастливая"). Этот город во время своего путешествия посетил "отец истории" Геродот. Он собирал здесь сведения о скифах.4. Скифы. Скифы были ближайшими соседями греков в Северном Причерноморье. По словам Геродота, "скифы вовсе ничего не cеют и не пашут", "у скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища - в кибитках". Несмотря на примитивность жизни скифов, им удалось создать мощное государство. Скифам подчинялись многие народы, жившие по соседству с ними. В 512 году до н. э. скифы даже отразили поход мощной армии персидского царя Дария I.5. Курганы скифов. Если вы окажетесь в степях, которые протянулись вдоль северных берегов Черного моря, то обязательно увидите один или несколько курганов. Курганом называли холм, насыпанный над могилой. Археологи раскопали некоторые из курганов скифских царей.В могилах царей нашли останки людей и лошадей, которые были убиты и похоронены вместе с царем. Здесь же лежали различные вещи, которые сопровождали царя в загробный мир. Среди них много великолепных изделий из золота и серебра. Это украшения, кувшины, чаши, гребни и другие предметы. Делали их греческие мастера, но они старались, чтобы их изделия нравились скифам, поэтому украшали эти предметы изображениями, близкими и понятными для скифов. Например, на одной вазе изображены сцены из скифских сказаний.6. Греки и варвары. В результате колонизации греки познакомились со многими народами, которых они раньше не знали. Греки видели, что эти народы отличаются от них по языку, обычаям, культуре. Благодаря этому греки начали осознавать себя единым народом - эллинами. Все другие народы они называли варварами. Слово "варвар" возникло как звукоподражание. Когда греки хотели изобразить неэллинскую речь, они бормотали "вар-вар". Варварами греки считали и жителей Вавилонии, Персии и Египта - стран с многовековой историей и культурой. Варварами для них были и отсталые племена: фракийцы, иллирийцы, скифы.Сначала слово "варвар" означало прости "чужак", "не эллин". Но постепенно отношение греков к чужеземцам меняется. Эллины стали думать, что они во всем превосходят варваров. Поэтому всех людей, живущих по своим обычаям, они считали людьми отсталыми, рожденными для рабства. |
1. Гай Юлий Цезарь. Гай Юлий Цезарь (100-44 года до н. э.) происходил из знатного, но обедневшего рода. Сам он считал, что является прямым потомком Юла, сына Энея, а следовательно, и богини Венеры (см. § 48!!!). Тетка Юлия Цезаря была замужем за Марием, поэтому для Цезаря было естественным возглавить популяров.Цезарь был талантливым и образованным человеком. Он одновременно мог делать несколько дел одинаково хорошо, например читать, диктовать послание, обсуждать государственные дела.Цезарь славился своей приветливостью, учтивым обхождением, щедростью. Правда, щедрые подачки народу и роскошные зрелища он устраивал, влезая в огромные долги. В юности Цезаря считали человеком, любящим красиво одеться и повеселиться. Но на самом деле он был очень самолюбивым и целеустремленным. Его всепоглощающей любовью являлась власть. Это заметил еще Сулла, сказавший о Цезаре: "В этом мальчишке кроется много Мариев".Из "Записок о Галльской воине" Цезаря мы знаем, что, став наместником галльских провинции, он не ограничился их управлением. Цезарь начал завоевание "косматой" Галлии, где жили дикие племена, враждебные Риму. Покорив их, Цезарь своими действиями устрашил и соседей галлов - германцев. Затем он двинулся в Британию. Цезарь переправился через реку Темзу. Позднее на месте переправы был сооружен римский военный лагерь, предшественник города Лондона. Цезарь первым организовал выход римских кораблей в Атлантический океан, где они потопили корабли галлов.Слава Цезаря росла. Римский народ любил его и возлагал большие надежды на более справедливое правление. Испугавшись усиления Цезаря, римские аристократы, оптиматы обратились к Помпею для защиты. Узнав об этом, Цезарь двинулся на Рим, перейдя со словами "Жребий брошен" реку Рубикон, по которой в то время проходила северная граница Римского государства. С тех пор выражение "перейти Рубикон" стало символом самых решительных действий.2. Возвращение и диктатура Цезаря. Цезарь продвигался к Риму без боев. Бывшие марианцы открывали ему ворота городов. Помпей и сенат бежали из Рима. Цезарь стал властелином Вечного города. Римляне боялись террора. Однако Цезарь проявил необычайное милосердие, Он простил своих врагов.Не столь покорными Цезарю оказались провинции. Ему пришлось воевать с войсками Помпея в Греции и Испании. Преследуя Помпея, он высадился в Египте. Здесь египетский царь преподнес Цезарю страшный дар - отрубленную голову Помпея. При виде ее у Цезаря на глазах выступили слезы. | Рим встретил возвращение Цезаря ликованием. Ему была предложена пожизненная диктатура. Он стал верховным понтификом.Цезарь отблагодарил ветеранов - старых солдат, верно служивших ему, наделив их землей и деньгами. При нем были отстроены заново Карфаген и Коринф, туда переселились люди из Италии. Он улучшил положение населения провинций, щедро раздавая права римского гражданства.В своих делах Цезарь опирался на верную ему армию, всадников и на провинциалов. Цезарь заботился о благе государства, но больше всего об укреплении и возвеличивании собственной власти. Ему воздавали божественные почести. Цезарь носил пурпурные одеяния и вел себя как всесильный царь. Он заявлял: "Республика ничто, пустое имя без тела и облика". Все это вызывало недовольство у сторонников республики. Был организован заговор, который возглавил Марк Юний Брут, считавший себя потомком того самого Брута, что положил конец правлению царей в Риме. Впрочем, в Риме ходили слухи, что Брут был незаконным сыном Цезаря.3. Мартовские иды. Наступили мартовские иды 44 года до н. э. Иды по римскому календарю - середина месяца. В марте это 15е число.Древние историки повествуют, что идам предшествовали грозные предзнаменования. У жены Цезаря были тревожные предчувствия. Она умоляла мужа не идти в сенатскую курию (здание сената). Но Цезарь, повинуясь долгу, пошел. Когда он входил в курию, ему протянули свиток с сообщением о заговоре. Цезарь не развернул его. Он сел в кресло, за которым высилась статуя Помпея. Один из сенаторов протянул ему прошение, Цезарь отклонил его. Тогда сенатор схватил Цезаря за пурпурную мантию и попытался стащить его с кресла. "Негодяй, что ты делаешь?!" - воскликнул Цезарь. Тут к нему бросились сенаторы с обнаженными мечами и кинжалами. В руках Цезаря был только стиль для письма. Он попытался защишаться. В этот момент над ним занес кинжал Брут. Пораженный Цезарь произнес по-гречески: "И ты, дитя!" - и перестал сопротивляться. Залитый кровью Цезарь упал к подножию статуи Помпея.Народ Рима был потрясен убийством Цезаря. Брут и его сторонники надеялись, что римляне поддержат их. Однако ярость народа обратилась не против поверженного диктатора, а против его убийц. Им пришлось бежать из Рима. Цезаря же похоронили с божественными почестями.Имя Цезарь позже превратилось в Риме в императорский титул. Римских императоров называли цезарями. От имени Цезаря и этого титула произошло русское слово "царь", немецкое слово "кайзер" - император Германии.4. Великий оратор. Политическим противником Цезаря был Марк Туллий Цицерон. Выходец из всаднического сословия, Цицерон добился успехов на политическом поприще силой своего ума и замечательным красноречием. Он был избран консулом, выступал на стороне противников Цезаря. Его судебные и политические речи стали непревзойденными образцами ораторского искусства для современников и для потомков.Цицерон написал и замечательные философские произведения, в которых в совершенной литературной форме изложил многие знания древних. Цицерон именовал установление единоличной власти "убийством отечества", взывал к справедливости и римской доблести. Молодых людей он наставлял в необходимости упорно учиться и следовать добрым нравам.Гражданские войны не заставили замолчать поэтических муз. Тит Лукреции Кар создал грандиозную поэму "О природе вещей". Он придерживался взглядов греческого философа Эпикура, считая, что первоосновой мира являются атомы. Богам же, полагал Кар, нет дела до происходящего на Земле. |
В гречеких полисах, за исключением городов, где правили тираны, искусство не использовалось в пропагандистских целях. Символом греческого города-государсва был храм, а не царский дворец. Могущественные греческие боги наделялись чисто человеческими слабостями, что определило их особое место в истории религии: как и люди, они вздорны, завистливы, жадны, вспыльчивы и даже не слишком честны. Это не удивительно в контексте культуры, придававшей такое значение индивидуальной свободе. Прямые и непосредственные контакты между человеком и богом, характерные для греческой мифологии, не встречаются ни в одной другой религии. Поэтому греческий храм в большинстве случаев не имел массивного и монументального входа: все здание окружала колоннада. В центре, образованном колоннами, стояла статуя бога, которому посвящался храм, религиозные церемонии происходили не в храме, а на площади перед ним. Скульптура украшала два фронтона и метопы фриза. Храм Зевса в Олимпии был построен около 460 г. до н.э. Усиление реалистических тенденций в его пластике указывало на возросший интерес к человеку. Это особенно заметно в статуе Алоллона на западном фронтоне. Индивидуализированные и более живые черты лица, по сравнению с лицами куросов, свидетельствуют о значительных изменениях, происшедших за это время. Метопы украшены сценами на сюжет подвигов Геракла. В них видно все то же стремление к реалистичности. В целом для дорийской скульптуры, как и архитектуры, характерен простой и строгий стиль. Интерес к человеку, отличавший философию V столетия, выразился и в греческой скульптуре той эпохи, где несомненно внимание к формам человеческого тела. Его проработка безусловно основывается на наблюдениях за живыми моделями, хотя такие статуи, как "Возница" , (ок.460 г. до н.э., Дельфы) меньше всего походят на портретные. Правая рука в статуе Посейдона (или Зевса) - из национального археологического музея в Афинах - отведена назад, как у человека, который собирается метнуть копье, что свидетельствует о вни мательном и аналитичном наблюдении за натурщиком. То же самое можно сказать о статуе Дискобола из Римского музея Терм (ок.450 г.до н.э., римская мраморная копия греческого бронзового оригинала). И хотя одна изображает бога, а другая спортсмена, обе они выполняют почти одинаковую функцию. В статуи атлетов фактически вкладывался тот же смысл: они символизировали высшую степень совершенства, почти идеал. Огромное влияние на дальнейшее развитие скульптуры оказала статуя Дорифора, созданная Поликлетом в подтверждение его теории о пропорциях. Стремление объяснить и выразить живую природу математическими законами было очень характерно для революции в греческой мысли. После Поликлета и другие скульпторы писали трактаты о перспективе и ракурсах. Идеал искали в точно выверенной, почти математической соразмерности. Идеальные пропорции человеческого тела также рассчитывались строго математически. Греческие термины, означающие порядок, меру, соответствие, безупречность и орнамент, имели одну и ту же основу - космос. У греков было прекрасно развито чувство стиля. Они умели понимать художественные достоинства произведений искусства, как умели признавать и ценить различия политических деятелей. Таково было их восприятие. Эти особенности греческого искусства и мышления со всей полнотой отразились в сооружениях афинского Акрополя. | ||
2. Китайские мудрецы. Конфуций. Древние китайцы почитали ученых людей. В 6 веке до н. э. в одном из китайских государств жил мудрец Лао Цзы. Он создал учение о дао - пути природы и человека. Это учение называют даосизм. Лао Цзы учил, что человек должен жить в соответствии с законами природы, не совершать |зла. Он осуждал угнетение одних людей другими, выступал против богатства и роскоши. Мудрец считал, что правители должны заботиться о своих подданных.'Его младший современник Конфуций (по-китайски - Кун Цзы) был самым знаменитым мудрецом в истории Китая. До сих пор многие китайцы следуют его наставлениям. Учение Конфуция называется конфуцианством.Самое главное в учении Конфуция - правила поведения человека. Конфуций учил, что в мире существует незыблемый порядок, в котором каждый человек должен найти свое место. Человек обязан наилучшим образом исполнять свои обязанности. "Правитель должен быть правителем, отец - отцом, сын - сыном", - говорил Конфуций.Очень важно почитать старших. Надо следовать тем правилам, которые выработали предки. Дети должны слушаться родителей, уважать их. С особым почтением следует относиться к старикам, помогать им во всем. Долголетие - это благословение небес. В старости человек становится мудрым. Мудрость стариков защищает людей от ошибок. Конфуций настаивал на почитании предков. Каждая семья должна была иметь домашний храм, где размещались таблички, символизирующие предков. Здесь совершались религиозные обряды. Предкам приносились жертвы.Конфуций учил, что благородный человек не должен бояться того, что угрожает ему извне. Самое страшное - это зло и зависть в душе.Особое значение Конфуций придавал образованию. Он открыл школу и записал множество изречений. Своим ученикам он толковал старинные книги, приобщая к мудрости древних.С детства китайцев из состоятельных семей приучали правильно вести себя. Ребенок должен быть всегда вежливым, слушаться старших, но не заискивать перед ними.Благовоспитанный китаец всегда снимал обувь перед входом в дом. Сидел он, выпрямив спину и опираясь на пятки. Ему следовало быть аккуратно одетым и обязательно хорошо причесанным. Мужчины собирали длинные волосы в пучок. Женщины сооружали сложные прически. Ели китайцы с помощью специальных палочек. Этот обычай сохранился до сих пор.Китайские мудрецы считали, что гармония в мире удерживается соединением двух начал - |Ян и Инь. Ян - это мужское начало. Оно символизирует свет, солнце, небо, единицу. Инь - это женское начало. Оно символизирует ночь, луну, землю, двоицу. Соединение этих двух начал порождает жизнь. Эти начала стремятся друг к другу, а когда они враждуют, возникает угроза гибели. | ||
Новое царство. Реформа Эхнатона Египет был освобожден, и гиксосский этнический конгломерат перестал существовать. Начался период Нового царства - самый блестящий период в истории Древнего Египта. Была создана крупнейшая по территории египетская держава. Активизируется внешняя завоевательская политика по старым направлениям, для этого проводится коренная реорганизация армии, в т.ч. внедряется новая система набора в армию: призывается один воин из 10 взрослых мужчин. Результатами успешных походов были обширные завоевания: побережье Средиземноморья (Сирия, Палестина), Финикия, северные земли до излучины Евфрата, южные земли до четвертого порога Нила. Теперь организуется не только захват материальных ценностей при завоевании территорий, но и получение с них систематической ежегодной дани, что имело стимулирующее влияние на экономику Египта. Все это дало толчок развитию технической базы и технологии производства. Египетское общество все еще делилось на три класса: господ, мелких производителей, рабов. В Новом царстве появились прослойки, прежде занимавшие прочное положение в обществе. Укреплялись рабовладельческие отношения - появилась прослойка мелких рабовладельцев. Усложнялась структура господствующего класса - люди незнатного происхождения, низшие должностные лица в администрации, обязанные своим благополучием царской милости, становятся прочной опорой фараонов. Выделяется служилая аристократия, наследная номовая знать, жрецы. Противостояние этих высших слоев египетского общества вылилось в религиозную реформу Эхнатона. "Социальное обстановка в Египте эпохи Нового царства была довольно противоречивой: в период успешных завоеваний и экономического оживления она была достаточно стабильна, но внутри египетского общества всегда существовали скрытые противоречия и социальная напряженность: эксплуатация рабов обостряла отношения между рабами и рабовладельцами; положение мелких производителей было неустойчиво; наконец, внутри господствующего класса развивались коллизии, чреватые открытой конфронтацией".1 Расширение территории вызвало перестройку государственного аппарата - в связи с усложнением функций и увеличением объемов государственного управления, увеличилось количество чиновников, внедрялась четкая иерархия подчинения и регламентирование обязанностей каждой ступени управления. В целом, структура управленческого аппарата выглядела следующим образом: 1. во главе государства стоял центральный аппарат управления, подчиненный высшему сановнику - везиру (чати), он не столько направляет деятельность ряда ведомств, сколько сосредотачивает их функции в своих руках. Зачастую существовало два везира - для Верхнего и Нижнего Египта. 2. аппарат регионального администрирования, подчиненный номарху. Выделение этого регионального звена способствовало большей централизации, преодолению традиционного сепаратизма. Удалось вытеснить номовую знать из аппарата номового управления, и поставить его под строгий контроль везира. В целом, управление в номах строилось по образцу центральной администрации и состояло из соответствующих палат со своим штатом чиновников; 3. окружное управление (более мелкие административные единицы); 4. управление в деревнях и поселках, подчиненное окружному начальству. Весь этот сложный аппарат подчинялся верховному сановнику - везиру. | Систематическая эксплуатация завоеванных государств требовала создания постоянной египетской администрации на местах. Южные территории управлялись специальным ведомством во главе с сановником. Для управления областями в Азии была создана египетская администрация во главе с наместником "северных стран". Однако, такая власть никогда не была особенно сильной, что создавало основу для сепаратизма. Религиозно-политическая реформа Эхнатона. После освобождения Египта от гиксосов утвердился культ верховного бога Амона-Ра. Жрецы этого культа постепенно приобретали огромное влияние: они получили возможность влиять на передачу власти по наследству через, так называемый, оракул Амона. Усиливающееся политическое влияние фиванского жречества вызвало недовольство других слоев господствующего класса, кроме того, оно объективно препятствовало политической централизации власти в стране. Аменхотеп VI объявил бога Атона главным и единственным, а - себя сыном Атона и меняет имя на Эхнатон, по его приказу меняют имена члены его семьи и придворные. "Культ Атона олицетворяет могущество животворящего солнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционных теологических и мифологических построений и изощренной символики".2 Столь существенные изменения привели к перестройке самого культа и изменили функции и положение жречества. Реформу поддержал слой служилой знати, средние прослойки египетского общества; против выступало жречество, номовая знать и основная масса простых людей. После смерти Эхнатона культ Атона был отменен. "В области политики, несмотря на крушение реформ, новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, его бюрократией и жречеством были заимствованы следующими египетскими династиями".1 Новый фараон осторожно, без репрессивных мер для новой знати, реставрировал старую. Была проведена податная реформа, регулирующая сбор налогов с разных слоев населения. Новый правитель продолжает привлекать к управлению средние классы, вместе с тем усиливая надзор за чиновничеством. Изменения были проведены и в структуре армии: улучшилась комплектация за счет набора большего количества наемных иноземных войск, вся армия делилась на два корпуса Северный и Южный. Восстанавливается внутренняя стабильность и внешнее могущество, развиваются мирные международные отношения (1280г. до н. э. - мирный договор Египетского и Хеттского государств). В конце XIX династии возникает угроза т. н. народов моря - конгломерата различных племен западной части Малой Азии и островов Средиземноморья. Претерпела изменения судебная власть. Высшим судебным органом стало "Присутствие Тридцати", юридическая практика становится обязательным образцом для судебных коллегий округов и городов. Судьям помогают множество писцов. Наряду с этим продолжают существовать храмовые и номовые суды. Новая религиозная политика фараона, направленная на культ бога Птаха, приводит к росту напряжения между фараоном, его окружением и влиятельным фиванским жречеством. Такие разногласия повлекли за собой ослабление центральной власти, массовые, стихийные восстания и потерю территорий Палестины и Сирии. XX династия восстанавливает потенциал страны, армии с помощью увеличения количества наемников и новой призывной системы. После прекращения этой династии Египет пришел в упадок, подвергаясь набегам варваров и теряя завоеванные территории. Единое государство распалось, на Юге власть захватили жрецы, а на Севере правила XXI династия, под властью которой оставался только Нижний Египет |
.