Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по истории (стр. 1 из 10)

1. а)Формац. и цив. Подходы в истор. Познании. Тойнби.

Формационная теория:

3 стадии: дикости, варварства, цивилизации. (рабовлад, феод, капиталист, коммунист.) Термин цив-я М и Э используют для обознач-я этапа. Признаки перехода от 2 к 3 стадии:

1. переход от присв. пр-ва к производящ.

2. отделение ремесла от с\х

3. начало соц. расслоения об-ва, появление ч/с

4. появл-е письм-ти

5. появл-е моногамной семьи

6. формиров-е предпосылок обр-я г-ва

обозначается прим-но 5 тыс л.н.

Осн- критерии для выдел-я цив-ции:

1. спосбоб пр-ва (производ. Силы + произв. Отн-я)

2. социально-классовая структура об-ва.

Недостатки:

1. не выражен личностный аспект в историч. Процессе

2. не все страны подходят под эту теорию

3. всему человеч-ву предлагается лишь 1 путь развития, хотя мир так разнообразен

4. абсолютизируется роль насилия и конфликтов, т.к. смена обществ.-эк. формаций происходит путем рев-ции

Достоинства:

1. хорошо раскрыта соц-эк структура Зап-Евр обществ до середины 19 века

2. хорошо выражены отношения классов

б) цивилизационный подход.

Суть: человечество не развивается по единым всемирно-историческим законам. В разное время в разных климатических зонах появляются, развиваются, исчезают отдельные челов об-ва. Они имеют свои закономерности развития.

1 путь для России: возврат к авторит системе

2 путь: объединение народа и г-ва

3 путь: исчезновение русской цив-ции.

Авторы теории: Данилевский, Тойнби, Гумилев, Шпенглер, Сорокин.

Арнольд Тойнби выделяет 2 типа чел общ-в:

1.примитивное об-во

2.цивилизация

Примитивные об-ва:

· короткий срок существования

· небольшая территория и небольшое колво насел-я

· существуют в стационарном состоянии

· характерно сходство обычаев и традиций

· небольшое разделение труда

· примитивные языческие верования

· отсутствие классов и г-ва.

Цивилизация: это единые организмы, все части которого всзаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Признаки:

· обширная терр-рия

· имеют тенденцию к распространению через подчинение или ассимиляцию других обществ

· большое кол-во людей

· находятся в постоянном развитии

· большое разделение труда

· наличие мировой религии

· наличие гос-ва и классов

Средняя продолжит жизни цив-ции 1тыс лет.

Критерии выделения цив-ции:

1. природная среда обитания

2. система ведения хоз-ва

3. соц орг-ция

4. религия и духовн ценности

5. полит индивидуальность

Классификация цив-ций:

1. Расцветшие: Эллинская, Западная, Шумерская, Египетская, Минойская, Хетская, Индская, Дальневосточная, Православная (осн и в России), Иранская и др.

2. Цив-ции-спутники: Тибетская

3. Неразвившиеся

4. Застывшие: Спартанская, Эскимосская.

Этапы развития:

1. генезиса и роста

2. расцвет

3. надлом

4. разложение

Причиной формирования цив-ции Тойнби называет ответ на вызов.

Причины исчезновения:

1. неверный ответ на вызов

2. творческое меньшинство идет на поводу общества

3. творч меньшинство применяет силу и теряет доверие народа.

Позитивные моменты цив подхода:

1. ц.п. позволяет рассмотреть историч процесс во всем многообразии

2. открывает народу возможность не подгонять свою судьбу под заданные схемы

3. позволяет оценить вклад разных народов в развитие мирового сооб-ва

4. учитываются роль чел-ка, духовн, нравств, интеллект фактор об-ва

недостатки:

1. расплывчатость выделения критериев

2. трудно определить ментальность и дух развития чел-ка

Цивилизация (по цив. подходу) - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-полит орг-ции, культуре, эк-ке, и психолог чувство принадлежности к данному сооб-ву.

3. Типы общественного развития. (типы чел об-в)

Признаки выделения типов чел. Об-в.

1. общность и взаимозависимость историко-полит судьбы и эк развития

2. взаимопереплетение культур

3. наличие сферы общих интересов и общих задач с т.з. перспектив развития

1.Непрогрессивная форма: (аборигены Австралии, коренное насел-е Аиерики, племена Африки, малые народы севера Европы и Свбири). Сущность непрогр. типа: неизменность единыжды установл порядков, жесткое табу на изменение.

Для эк жизни характерен кочевой или полукочевой образ жизни.

Соц орг-ция: коллективизм, отсутствия гос-ва, обществ отн-я регулируются на основе обычаев и традиций.

Духовная культура: обожествление могущ сил природы, человек воспринимается как часть живой природы. Ценность типа:

1. глубокое знание законов природы

2. нет разрушения природы и среды обитания

2. Циклический тип. К этому типу относятся вост цив-ции Суть типа: изменения в этом типе происходят медленно после акробации опыта многими поколениями. Развитие происходит в виде спирали, медленно.

Экономич. Структура:

1. основу эк жизни сост аграрный тип развития

2. господтво нат хоз-ва

3. общинный коллект труд (формы ч/с не выражены)

4. гос-во явл верховным собственником всех земель

Полит структура:

1. характ чертой явл созд-е сильных централиз г-в

2. личный интерес был подчинен обществ интересу

3. управление г-вом осуществляется при помощи чин-бюр м-ны

4. обезличенность госуд машины

соц структура:

1. строгая иерархия слоев

2. существуют только вертикальные связи

Характерна глубокая религиозность и вера в преопределенность мирового порядка.

3.Прогрессивный тип. (древнегреч, древнеримск, З-Е цив-ции)

Суть: быстрое поступательное развитие.

Экономич структура:

1. ярко выражен изначально индустр тип

2. интенсивное развитие торговли и ремесла, развитие формы с/х

Политич структура:

1. рано появляется новая форма гос власти в виде демократии

2. разумное сочетание личных и обществ интересов

3. наличие развитых, независимых от власти горизонт связей

Соц-классовая структура:

1. множество прослоек

2. возможен переход от одной соц группы к другой

Дух жизнь и ментальность:

1. эти об-ва скорее светские, нежели религиозные. Здесь боги - те же самые люди, только наделенные большими кач-вами

2. антропоцентрический хар-р культуры и ментальности

3. инновационный хар-р мышления

4. духовная свобода человека

Противоречия:

1. высокая соц-классовая дифференциация об-ваа и нерав-во

2. возведение европ ценностей в абсолют

3. научно-техн прогресс ведет к господству голого рационализсма и потере гуманист ценностей

4. постепенно на фоне нтп идет утрата ценности личности, идет стандартизация мышления

радикальное вмешат-во в окр природу привело к глоб проблемам

4. Особенности становления русской цив-ции, факторы ее формирования.

1я концепция утверждает, что Россия - это часть зап цив-ции, и Россия и запад имели общие христианские ценности

2я концепция утверждает, что Россия - это часть вост цив-ции, и имеет много Восточных черт

3я концепция (Данилевский) утверждает, что России предначертан исключит тип развития, Россия будет спасительницей мира.

Исходные позиции для анализа Русск цив-ции:

1. Россия цивилизационно не однородное государство. Это конгломерат разных народов с разной ментальностью

2. Россия находится на перекрестке двух типов цив-ций В и З, поэтому Р всегда будет стоять перед проблемой выбора путей развития

Осн факторы становления Р цив-ции

1. природно-географич и климатич

2. этнич фактор

3. духовный фактор

Этапы развития:

1. Доисторический (2 тыс лет до н.э. - 9 в)

2. Киевская Русь 9-13 вв

3. Московская Русь 14-17 вв

4. Авторитарная Россия нач 18 в -1985 г

5. Демократич правовая Россия 1985 - ????

6. Образование восточнославянского гос-ва. Норманская и антинорманская теории.

По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории:

1. Норманская ( о завоевании Руси варягами)

2. Антинорманская

3. Теория о призвании варягов

Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер.

Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва

2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.

Доводы

1. Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э.

2. дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т

3. 1-е киевск князья были варягами

4. в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны.

Антинорманская теория

Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав г-ва

Доводы:

1. термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан

2. рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии

3. у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во.

Теория о призвании:

Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности.

В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.

Государство - это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и призванный охранять обществ порядок.

Признаки гос-ва:

1. единая терр-рия

2. наличие чиновнич апп-та

3. армия

4. наличие суд системы

К 7-8 вв начинается тенденция объединения терр-рий, где проживали славяне, а именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять суд ф-ции.