Смекни!
smekni.com

ПН Савицкий об аграрном вопросе в России от Столыпина к Сталину (стр. 1 из 3)

П.Н. Савицкий об аграрном вопросе в России: от Столыпина к Сталину

Матвеева А. М.

Так исторически сложилось, что в России аграрный вопрос всегда стоял остро. Сегодня эта проблема вновь обрела вид "бесконечно запутанного клубка средневековых противоречий". Как показывает историческая практика, причина такой "спутанности" — в отсутствии своевременных комплексных и адекватных реформ. Однако в императорской России была предпринята попытка отменить эту роковую для государственной власти закономерность при проведении системной аграрной политики П.А. Столыпиным — одним из виднейших ее деятелей. Далеко идущим замысла этого смелого не суждено было реализоваться до конца, но его идеи дали импульс к появлению новых оригинальных экономических концепций. Так, в том числе, и на опыте осмысления столыпинской реформы был построен аграрный проект евразийского движения Русского Зарубежья, созданием которого занимался один из его лидеров и главных идеологов Петр Николаевич Савицкий (1895–1968 гг.) географ, экономист (ученик П.Б. Струве). В отечественной, как и в зарубежной историографии, данный аспект евразийской программы остается и по сей день неизученным и требует отдельного масштабного исследования. Поэтому в этой статье будут затронуты лишь некоторые вопросы данной проблемы.

Еще в доэмигрантский период, будучи студентом экономического отделения Петроградского Политехнического института Савицкий интересовался проблемой переселенческой политики Столыпина, что нашло отражение в его статье "Сметы Переселенческого управления в период Третьей Думы". Во время Гражданской войны, Петру Николаевичу, как начальнику экономического отделения Управления иностранных дел при Главнокомандующем ВСЮР П.Н. Врангеле, пришлось столкнуться с решением земельного вопроса уже на практике, при проведении крымским правительством аграрной политики, включавшей в себя и некоторые положения столыпинского проекта, в частности, приоритетное развитие крепких единоличных крестьянских хозяйств.

Этот опыт существенно повлиял на экономические воззрения Савицкого, отразившись в дальнейшем на аграрной программе евразийцев. Но проект Савицкого был гораздо сложнее концепции Петра Аркадьевича, прежде всего, в силу перегруженности евразийской экономической теории "метафизическими" компонентами. Остановимся на ней подробнее.

Отправной точкой научных исканий Савицкого являлась попытка создания "научной системы россиеведения", в которой данные всех наук, посредством установления общих закономерностей, были бы сведены в единую "картину-систему" России-Евразии. Причем "закономерности" эти были детерминированы относительно постоянными географическими факторами, поскольку в центре "россиеведческой" теории Савицкого находился "историко-географический синтез". Отсюда вытекала геоисторическая обусловленность экономического идеала евразийцев, основополагающими принципами которого были этатизм, "самодовление" или автаркия и "хозяинодержавие".

Этатизм, как "хозяйствование от государя и государства" рассматривался Савицким, как геополитически обусловленная экономическая традиция евразийского месторазвития: "Страна эта (Россия. — А.М.), помещенная между нередко враждебными ей странами Европы и Азии, с сухопутной границей огромного протяжения, которую нелегко защищать, принужденная бороться с большими трудностями экономического развития (суровая зима, огромные расстояния) может жить и развиваться только при наличии сильной и жесткой власти, принудительно организующей страну в целях социальных, хозяйственных, военных".

Полагая, что "нарастание этатизма ведет к плану" Савицкий являлся горячим сторонником планового начала в экономике, поскольку "только государство в силах охватить все народнохозяйственное целое". При этом подчеркивалось, что план должен быть ограничен "допущением известной меры частной самодеятельности", "не нарушающей порядков и навыков государственного хозяйства". Савицкий предлагал свой вариант смешанной экономики или "экономики третьего пути", которая, по его мнению, опиралась на формы хозяйствования, укоренившихся в истории евразийских народов. Так, в качестве "аксиомы экономического мышления евразийцев" утверждалась своеобразная "плановая государственно-частная система хозяйства" с преобладанием государственного начала, действующего через рынок. Отношения между государственным и частным секторами здесь должны были урегулироваться следующим образом: "Каждый собственник, не исполняющий своих обязанностей перед государством, может быть лишен собственности (с частичным возмещением или без возмещения, в зависимости от характера нарушения)".

В аграрной сфере, по мнению евразийского экономиста, "лично-хозяйственное" начало должно превалировать, охватывая не только усадебные, но и полевые и луговые угодья. Распространение мелких частных сельскохозяйственных предприятий, розничной частной торговли в деревне, по мысли Савицкого, может позитивно отразиться на функционировании крупного "обобществленного" хозяйства, составив ему конкуренцию, и держать его таким образом, в "постоянном творческом напряжении, не давать ему распускаться", что будет обеспечивать права личности "лучше, чем любые торжественные декларации", поскольку сохраняется свобода выбора хозяйственных форм. Государство же при помощи ценовой, налоговой политики должно будет обеспечить включение мелкого производства, "не подрывая автономности отдельной хозяйственной единицы", в общий плановый замысел. Таким образом, "через посредство плана хаос индивидуальных усилий пронизывается космосом общего дела".

Вышеописанный способ хозяйствования рассматривался как необходимое условие для реализации экономической автаркии России-Евразии, поскольку естественно-промышленное одарение ее "близко к идеалу самодовления", т.е. заключает "все то разнообразие природно-экономических данных, которое содержит в себе планета" в рамках "геополитического пространства более трех десятков миллионов км. кв." Но основные ресурсоносные территории, экономический "центр тяжести государства", находятся к востоку от Урала (территория "монгольского ядра континента", область между Алтаем, Енисеем и Байкалом), поэтому от их освоения зависит достижение цели самодостаточности: "Только ориентацией в сторону Востока возможно превращение России в подлинное евразийское целое". В этой связи и столыпинская переселенческая политика, и политика Советской власти по освоению богатств "русского Востока" оценивались позитивно.

Ключевым принципом "системы россиеведения" Савицкого являлся принцип личности, выводимый им из области геоистории и распространяемый, в том числе, и на экономическую теорию евразийцев. "Сама Россия, — писал он, — как особый исторический мир есть своего рода личность, (…) в личности видим мы средоточие хозяйства, и не марксова "экспроприация", но "хозяйское ценение хозяйства" есть для нас основной факт экономической сферы. Только личность может быть держателем государства…". Таким образом, система хозяинодержавия опиралась на "хозяина-личность". Важно отметить, что при построении данной экономической модели применительно к советской действительности 20–30-х гг., Савицкий брал за основу некие идеалистические, "метафизические" представления о "хозяине-личности", который направляет свою деятельность исключительно на получение наибольшей прибыли через "выжимание" ее из человека, лошади, земли и т.д., а ставит помимо цели получения дохода еще одну "самостоятельную цель — сохранение, повышение порядка и качественности обнимаемых рамкой хозяйства скотов и вещей…". Такой порядок, по мнению евразийского экономиста, должен стимулировать мотивацию труда. Как видно, эти положения перекликаются с идеей Столыпина делать ставку на трудолюбивого крестьянина-собственника. Более того, в оценке роли общины в развитии сельского хозяйства взгляды П.Н. Савицкого и П.А. Столыпина тоже совпадали. Так, в коллективной работе "Евразийство. Формулировка 1927 г.", большая часть которого была написана Савицким, в разделе "Земельное дело" утверждалось, что евразийцы "требуют установления личной собственности на землю (…) в функциональном понимании этой собственности. Евразийцы отстаивают обеспечение свободы хозяйственного самоопределения крестьян (землевладельцев).. (…). Крестьянские хозяйства, самоопределяющиеся в пользу общинного порядка, остаются при существующем способе землепользования. Евразийцы считают необходимым проведение мероприятий по широкому распространению в их среде (…) кооперативно-аграрных улучшений (выделено мной. — А.М.)". Евразийский проект также, как и столыпинский, допускал возможность проведения землеустройства внутри общин.

Совпадение позиций великого реформатора и евразийского идеолога предопределило и отношение второго к первому. Для Савицкого Столыпин был героем, "подлинным победителем революции 1905 года", который, распространяя в России индивидуальную крестьянскую собственность на землю, пытался "парализовать революционное крестьянское движение". Савицкий считал подобную политику экономически успешной, поскольку она привела к "увеличению числа и ценности средств производства, находящихся в его собственности". При этом, евразийский экономист полагал, что целью столыпинского замысла являлась "ставка на сильных" в лице крупного крестьянства — кулачества, "лучших работников в смысле качества продукции".

Единственным недостатком Петра Аркадьевича Петр Николаевич считал то, что первый, "находивший творческое разрешение крестьянскому вопросу (в виде своей крестьянской реформы), оказался неспособным дать творческий импульс в менее знакомой ему области вопроса рабочего".