Смекни!
smekni.com

Судетский кризис (стр. 2 из 3)

Победа нацистов в Германии и наступление правых сил в других странах Европы побудило международное сообщество рассмотреть вопросы об угрозе фашизма. Этому была посвящена Международная конференция СРИ в Париже (21-25 августа 1933 г.), ставшая последним форумом этой организации международной социал-демократии в межвоенный период. Среди участников конференции не было единства относительно целесообразности соориентированности повестки на проблеме фашизма. Некоторые партии, в которых демократия не подвергается реакционным фашистским атакам в степени, угрожающей этим демократическим режимам, в том числе и НСДРП(Ч), предлагали не заострять особого внимания на проблемах фашизма, так как это могло повредить интересам дела демократии в этих странах. От имени германских социал-демократов Ф. Штампфер выразил благодарность социал-демократии ЧСР за предоставление, "невзирая на значительные жертвы", политического убежища германским социал-демократам. Судето-немецкие социал-демократы в свою очередь опасались, что использование идеи нацистской угрозы может быть негативно воспринято чехословацким руководством, что в свою очередь грозило ударить по интересам германских социал-демократов, нашедших в ЧСР политическое убежище.

Выступивший на конференции от имени чехословацких социал-демократов Л. Винтер указывал, что его партия и НСДРЩЧ) разделяют убеждение в том, что социалисты ЧСР должны защищать имеющуюся демократическую систему "пока нет другой, более совершенной демократии". Делегация НСДРЩЧ), представленная всего одним делегатом (3. Тауб) и двумя гостями, не присутствовала при голосовании по резолюциям конференции.

Победа сил фашизма и реакции в Германии, Австрии, других европейских странах на время отодвинула судетскую проблему на второй план. Особенностью периода 1933-1938 гг. в отношениях между СРИ и судето-немецкой социал-демократией было то, что последняя как бы делегировала представление собственных интересов партии чехословацкой социал-демократии. Эта тенденция наглядно прослеживается, начиная с Парижской конференции 1933 г.

В рассматриваемый период на повестке дня работы организации международной социал-демократии остро стоял вопрос предотвращения новой мировой войны, в частности, как отмечали сами функционеры СРИ на совещании с участием представителей социал-демократических партий ЧСР в 1935 г., реакция на постоянно вспыхивавшие в различных частях мира вооруженные конфликты, как то абиссинский, испанский и др. Члены НСДРЩЧ) периодически принимали участие в заседаниях Бюро и Исполкома СРИ.

Одним из важнейших вопросов была проблема единого фронта. В этом вопросе инициатива принадлежала чехословацким социал-демократам. Ф. Соукуп решительно отверг идею единого фронта с чехословацкими коммунистами. Позднее представители Чехословакии Ф. Соукуп, Й. Стивин и А. Шефер вновь высказались против идеи единого фронта с чехословацкими коммунистами и объединения усилий с Коминтерном. При этом именно члены ЧСДРП озвучили позицию социалистического движения ЧСР. Судето-немецкие социал-демократы не проявили собственной инициативы. Неслучайно, в СРИ НСДРЩЧ) рассматривалась в качестве части социалистической организации ЧСР, а не как самостоятельная политическая сила.

Попытки пересмотреть роль СРИ и судето-немецкой социал-демократии в этой организации предпринимались ее оппозиционно настроенными лидерами. В. Якш писал, что Социалистический Рабочий Интернационал должен ограничить прежние линейные требования и обратиться на базе конструктивной программы к переосмыслению политической и экономической жизни внутренней Европы, как особой континентальной зоны между Россией и Пиренеями, повернуться лицом к скандинавским, иберийским и балканским народам. Аналогичные заявления Якш делал еще в начале 1930-х гг., ратуя за поддержку руководством СРИ региональной интеграции социалистических партий Центральной Европы как бастиона против наступления сил реакции. Однако эти призывы не оказали воздействие на политическую линию организации международной социал-демократии.

Среди публикаций СРИ относительно развития событий в ЧСР основное место на 1934 г. занимала информация о движении солидарности с борьбой австрийского пролетариата, в которой декларативно обе партии, и НСДРП(Ч) и ЧСДРП, действовали сообща. В изданиях СРИ и на его заседаниях доминировала информация о деятельности чехословацких социал-демократов. Внешним показателем единства социалистического движения в Чехословакии стала Рабочая олимпиада 1934 г. в Праге, в которой приняли участие представители всех национальностей страны

После 1933 г. НСДРП(Ч) пришлось столкнуться с новыми реалиями в международном социалистическом движении; взаимодействие со СРИ начинало отходить на второй план, уступая место прямым контактам с отдельными социалистическими партиями. Обращает на себя внимание попытка судето-немецких социал-демократов консолидировать усилия с немецкоязычными социалистическими организациями соседних стран, в частности, Венгрии и Югославии.

После октября 1938 г. и, особенно после марта 1939 г., остро встал вопрос о перераспределении мандатов и для социал-демократических организаций Чехословакии. Согласно принятой руководством СРИ классификации все национальные партии, оформившие свое членство в этой организации, подразделялись на три основные категории: партии демократических государств, партии из стран без демократии (в которых установлена диктатура) и партии из государств, положение которых не совсем ясно. Под последнюю категорию подпадали социалистические организации Испании и Чехословакии. До мая 1939 г. Бюро СРИ не выносило никакого решения относительно этих стран. Затем Чехословакия была переведена в разряд стран, в которых установлена диктатура и социал-демократические партии в которых действуют в обстановке полной нелегальности Было определено представительство для чехословацких и других партий-членов СРИ: от ЧСДРП - 11 делегатов и 2 представителя в правлении, от НСДРП(Ч) - 6 и 1 соответственно. Судето-немецкие социал-демократы таким образом имели столько же мандатов, сколько германские и австрийские социал-демократы вместе взятые

Аншлюс Австрии в марте 1938 г. вновь поставил судето-немецкую проблему перед руководством СРИ в качестве самостоятельной. Еще накануне аншлюса, на совместном заседании руководства СРИ и профсоюзов было оглашено требование к великим державам принять меры по укреплению коллективной безопасности и дать гарантии экономической и политической независимости Чехословакии. В канун коммунальных выборов, в мае 1938 г., Судеты посетили делегации социалистических организаций США, Великобритании, Нидерландов, Бельгии, скандинавских государств. В свою очередь руководители НСДРП(Ч) также совершили в это период целый ряд зарубежных поездок: например в апреле-мае 1938 г. Ф. Кесслер собирался в Швецию для консультаций с местными социалистами, а В. Якш совершил поездку в Англию, где вел переговоры с руководством лейбористской партии.

Лидеры судето-немецкой социал-демократии стремились заручиться поддержкой крупнейших социалистических партий Европы, как политической, так и финансовой. Британские лейбористы разделяли убеждение о том, что необходимо достичь компромисса в судето-немецкой проблеме за счет предоставления широкой автономии. Их поддержка обнадежила Якша, дала надежду на защиту демократии в ЧСР со стороны великих держав.

29-30 мая 1938 г. в Брюсселе состоялось заседание СРИ по судетскому вопросу, в котором принимали участие судето-немецкие и чехословацкие социал-демократ ы. На этом заседании разрешение судетской проблемы предполагалось производить на принципах равноправия, свободы и требовалось остановить германский фашизм посредством организации коллективного антифашистского фронта под руководством ведущих держав Лиги Наций.

На этом заседании была предпринята попытка выработать социал-демократический план разрешения судето-немецкого вопроса. Инициативу в этом вопросе взяли на себя британские лейбористы, которые выступали за сохранение основного ядра чехословацкого государства. Их представители высказали предположение, что ситуацию в стране можно стабилизировать за счет уступок со стороны ЧСР в пользу Польши в районе Тешинской Силезии, что должно было лишить Германию поддержки со стороны поляков. Однако это предложение о сепаратном соглашении с Польшей так и осталось на уровне проекта. В принятой резолюции была выражена поддержка чехословацкому правительству в его стремлении разрешить конфликт конституционными средствами.

Таким образом, СРИ не предложил путей разрешения судето-немецкого кризиса. Поддержав чехословацкое правительство, организация международной социал-демократии фактически изолировалась от этой проблемы, встала на позиции стороннего наблюдателя. Вновь, как и 20 лет назад международное социалистическое сообщество не смогло реально повлиять на развитие ситуации в Судетской области. Однако на этот раз СРИ продемонстрировал непонимание проблемы. Вопрос о положении судетских немцев, об их дискриминации был отодвинут на второй план. Главным стала поддержка ЧСР как демократического государства, однако и здесь руководство СРИ ограничивалось лишь резолюциями. Не удалось ему добиться взаимопонимания между судето-немецкими и чехословацкими социал-демократами. Последние предпочли дистанцироваться от участия в обсуждении судето-немецкой проблемы.