Более того, проводимое в 863г. празднование гор", свидетельствует не о том, что верования стали едиными, а скорее всего о том, что оно стало отправной точкой для складывания таковых. Хотя противоречия сохранялись ещ" достаточно долго. Так, например, через два года после того, как впервые было организовано гор", мы читаем: "Начиная со столицы, (а затем) и на семи дорогах множество людей организовали собрание духов. Народ сам собрался. Устраивали бег лошадей, стрельбу из луков" [9]. Противоречия остаются до десятого века, что отражено в хронике Хонч"сэйки [10].
В какой же социальной группе родились верования гор" и "собрания духов"? Или процесс формирования обоих обрядов ш"л параллельно? Если это так, то каким образом происходил обмен между аристократией и простым людом столицы Хэйан? И с какого времени эти верования являются едиными?
'сие Акио в своей книге "Симбуцу сюго" [11] в главе, посвящ"нной вере в мстительных духов, объясняет процесс складывания гор" синко из противостояния императорской верхушке. Другими словами, верования гор" были связаны с неудовлетвор"нностью правящими властями. "Люди, находящиеся у подножья "королевской" власти, семьи людей, погибших в политических стычках, удал"нная от политического курса и находящаяся под гн"том аристократия соотносилась с (монахами школы японского эзотерического буддизма) "Микк"" [12].
Сами духи, по мнению 'сиэ, это не что иное, как "безвинно погибшие люди, не ставшие буддами и являющиеся, согласно представлениям школы Микк", богами. В подтверждение виновности правящей власти в безвинных смертях было организовано празднование гор", в качестве "хоэ" [13]. Так развивались народные верования гор", что вызывало тревогу правящих властей. Организовывая в 5году Дз"ган празднование гор", двор, "питаясь народной энергией, пытался превратить сердца противников в сердца защитников" [13, c. 100].
Таким образом, 'сиэ исследует процесс складывания гор", как движение народа против правительства. Однако процессы, происходящие внутри двора, остаются за рамками его исследований. Кроме того, проблема отношений "двор - микк"" и "народ - микк"" не так однозначна. Эта тема требует отдельного рассмотрения. Заметим лишь следующее. Школа эзотерического буддизма Микк" действительно была очень популярна среди народа. Однако не менее хорошо известна и е" роль в качестве охранителя императорской власти [14].
Рассмотренные выше работы условно можно отнести к разряду "народной теории", но есть и противоположная точка зрения. Так, Нисияма Рюхэй в работе "Теория верований гор"" [15], подробно рассматривая историографию проблемы, делает следующие выводы: духи - "гор" не были связаны с городами, но имеют одну основу с духами болезней. Гор" не выходит за рамки проблем, связанных с политикой и властью. Именно здесь смысл и границы мира гор"" [15, c.345].
Вместе с тем, если бы в народной среде не было соответствующих верований, то вряд ли бы народ принял верования "сверху" и участвовал в праздновании гор".
Нам кажется, что процесс складывания гор" синко был двусторонним. Однако здесь мы опять выходим на проблему отличия верований гор" от верований в мстительных духов онр". Для объяснения ещ" раз обратимся к Большому словарю японской истории: "Особенностью основной части этих духов является то, что это конкретные личности, большинство из которых люди, лишенные своего политического положения. Имена их становятся широко известны, и их духам начинают поклоняться повсеместно".
На наш взгляд, данное объяснение содержит две части. Первая - это "Страх перед духами людей, умерших неестественной смертью, утешение этих душ, желание спастись от их мести, действия, направленные на обеспечение безопасности... вера в то, что эпидемии, голод и другие бедствия были порождены духами..." Это вера в так называемых мстительных духов онр". Как уже говорилось выше, подобные верования существуют и в других культурах.
Именно подобные верования существовали с древнейших врем"н в Японии и активизировались в девятом веке в столице Хэйан среди простого народа, в связи с изменившимися условиями жизни.
Вторая часть объяснения состоит в том, что эти верования несут непосредственную политическую окраску и связаны с социально-политическим положением умершего при жизни. Именно это и является основным отличием онр" и гор" синко или, иными словами, народных верований и верований аристократии.
Собрание духов в 5году Дз"ган, а затем и повсеместное возведение храмов гор" консолидировало верования.
Подобное разделение на верования онр" (как народные) и гор" синко (как верования аристократии) вызвано ещ" и следующим обстоятельством. Сам термин "гор"", как уже говорилось выше, представляет из себя сочетание префикса вежливости и слова "дух". Это сочетание не возникает впервые в девятом веке, во время празднования гор". Изначально данное слово употреблялось по отношению к умершим императорам (возможно также и по отношению к императрицам и наследным принцам). Именно в этом смысле словосочетание "гор"" неоднократно встречается в императорских указах периода Нара - "Сэмм"" [16].
Большое количество политических конфликтов внутри императорского двора, зачастую несправедливые обвинения, влекущие за собой убийства или самоубийства, порождают представления о "татари" или, другими словами, "мести несправедливо осужд"нных".
Первые сведения подобного рода относятся к правлению императора Конин (770-781). В 772году императрица Иноуэ и наследный принц Осабэ [17] были осуждены за то, что пытались убить императора при помощи магии. Запись в "С"кунихонги" от второго марта третьего года Хоки (772) содержит следующее: "Императрицу Иноуэ за связь с колдовством - изгнать" [18]. По поводу принца Осабэ сказано, что он особых прегрешений не имеет, но оставлять в качестве наследника престола отпрыска мятежницы опасно [19]. В следующем, четв"ртом году Хоки (773), Иноуэ опять была обвинена в колдовстве и вместе с принцем отправлена в ссылку [20]. Через два года, 27апреля шестого года, Хоки (775), императрица и принц одновременно скончались [21]. Естественно, что подобная одновременная смерть вызывает подозрения: либо убийство, либо самоубийство. Затем в "С"кунихонги" содержатся записи о том, что в императорском дворце начинают происходить странные вещи. Так например, запись от 19марта восьмого года Хоки (777) сообщает, что: "В центральных покоях из-за наличия привидений устраивается великое очищение" [22]. В этом же году запись от 25декабря сообщает: "Наследный принц болен. Разослать послов с приношениями во все храмы пяти районов в окрестностях столицы" [23].
А через три дня после этого содержится запись о перезахоронении императрицы Иноуэ [24]. Как известно, перезахоронение, по представлениям многих народов, является одним из способов усмирения души.
Термины "гор"" или "татари" в данных записях непосредственно не встречаются, однако мы видим следующую цепь событий: политический инцидент - ссылка за пределы столицы - насильственная смерть - болезнь члена императорской семьи - перезахоронение (прощение) жертвы. В дальнейшем подобная цепочка прослеживается при всех инцидентах, связанных с гор". Непосредственно с татари имя Иноуэ было связано при императоре Сага (809-823). Запись от 3июля четв"ртого года Дайдо сообщает о болезни императора Хэйдзэй, вызванной татари могилы императрицы Иноуэ [25].
Перезахоронение императрицы Иноуэ ещ" раз происходит и при императоре Камму (781-806). Однако на его правлении надо остановиться чуть подробнее.
Камму стал наследным принцем в результате насильственного смещения вышеупомянутого принца Осабэ. Вслед за своим отцом - Конином, прич"м даже в более резкой форме, Камму оказывал сопротивление все укрепляющимся силам буддизма. С этим, в частности, был связан перенос столицы из Нара в Хэйан (Киото), осуществл"нный им в 794году.
Именно с переносом столицы, а также войнами на северо-востоке страны связаны политические передвижки периода Камму. Естественно, что они вызывали и интриги. В 785году младший брат Камму, наследный принц Савара, был обвин"н в том, что по его приказу был застрелен из лука Фудзивара Танэцугу - один из разрабатывающих план переноса столицы в Нагаока [26]. За это Савара синно был отправлен в ссылку, но по дороге отказался принимать пищу и умер в храме Отокунидера [27].
Имя принца Савара (Судо тэнно) упоминается в рассмотренном выше источнике "Сандай дзицу року" во время первого празднования гор", в 863году. Однако его история в качестве духа - гор" началась ещ" в правление Камму.
После смерти Савара о н"м неоднократно упоминается в источниках, содержатся, например, следующие сведения. Запись от 10марта одиннадцатого года Энряку сообщает, что наследный принц (будущий император Хэйдзэй) болен из-за татари Судо тэнно [28]. В восемнадцатом году Энряку (799) состоялось перезахоронение Судо тэнно [29].
Через год, в 19году Энряку (800) источник "Нихон киряку" содержит запись, согласно которой происходит официальное присвоение принцу Савара титула Судо тэнно, а вышеупомянутой Иноуэ возвращается титул императрицы. Кроме того, здесь же упоминается о превращении могил обоих в мавзолеи [30].
Подобные указы содержатся и на протяжении последующих лет правления императора Камму.
Так, например, указ от 14января двадцать четв"ртого года Энряку (805) гласит о возведении в земле Авадзи (место ссылки принца) храма для поклонения императору Судо [31], а 2февраля сообщается о строительстве специальной кладовой, предназначенной для сбора подношений разгневанному духу [32]. В апреле того же года указ о создании подобных кладовых рассылается во все районы страны [33].