Смекни!
smekni.com

Религиозное социальное и политическое значение верований горё из истории религии Японии (стр. 3 из 3)

Мы привели несколько примеров относительно складывания представлений о гор", формировавшихся внутри двора. Эти представления складывались в обстановке борьбы за императорский трон. Однако возникает закономерный вопрос, почему гор" синко не возникают в восьмом веке, когда политическая борьба была не менее ожесточ"нной? [34]. В особенности во время правления императрицы Кокэн (С"току), когда происходило достаточное количество политических конфликтов среди претендентов на императорский престол. Многие из конфликтов имели религиозную окраску. Здесь необходимо напомнить, что император в Японии играл не только политическую роль, но и обладал определ"нным религиозным статусом в системе Синтоизма [35]. Восьмой век, как нам кажется, являлся временем перелома сознания от чисто религиозного к религиозно-политическому, что в какой-то мере ослабляло позиции императора. Отсюда - заговоры, носящие религиозный характер (магические заклинания).

Однако, несмотря на большое количество жертв, представление о мести (татари) не встречается в источниках. На наш взгляд, что это можно объяснить огромной ролью, которую стал играть буддизм в идеологическом оформлении политической системы Японии, во время правления императрицы Кокэн. Кокэн тэнно попыталась, как нам кажется, заменить ослабевающую синтоистскую идеологию на буддизм. Это, правда, одобрялось далеко не всей аристократией и вызывало новую волну конфликтов [36].

Основу пробуддийской идеологии Кокэн составляют такие понятия, как морально и аморально, добро и зло. В системе, где преступник является злом, а государство, его наказующее, это зло исправляет, нет места для таких понятий, как жертва и месть [37].

Однако, как уже говорилось выше, пришедший в 770году к власти император Конин, а затем его сын Камму становятся на позицию критики действий Кокэн и буддизма в целом [38]. Однако обстановка при дворе не меняется, политические конфликты продолжаются, а освободившееся место в идеологии начинают занимать гор" синко.

Таким нам представляется общий процесс развития верований гор", хотя, конечно, он был более сложным, и многие проблемы этого процесса требуют детального и глубокого рассмотрения.

Список литературы

Мещеряков А.Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм. М.: Наука, 1987; Норито. Сэмм" (перевод, исследования и комментарии Л.М. Ермаковой). М.: Наука, 1991; Буддизм в Японии. М.: Наука, 1993; Кодзики, свиток 1 (перевод и комментарии Е.М. Пинус); свиток 2 (перевод и комментарии Л.М. Ермаковой, А.Н. Мещерякова). СПб.: Шар, 1994; Нихон р"ики (перевод и комментарии А.Н. Мещерякова). СПб.: Гипперион, 1995.

Кокуси дайдзитен (Большой словарь японской истории). Т.6. Токио, 1986.

См., например: Хори Ичиро. Вага куни кокумин синкоси-но кэнкю сюк"си хэн.(Исследования по истории верований народа нашей страны). Токио, 1971. Оригути Синобу Даидз"сай-но хонги (Действительный смысл праздника Дайдз"). Оригути Синобу дзэнсю (Полн. собр. соч.). Т.7. Токио, 1936.

Звание соответствовало определ"нному рангу (генерал-лейтенант - 4ранг). Левая сторона считалась выше правой. Асоми - титул знати.

Сандай дзицу року (Действительные записи тр"х поколений) Дз"ган 5год (863), 5месяц, 20день; Кокуси тайкэй (Основные произведения японской истории). Токио, 1955.

Мурояма Сюичи. Хондзи Суйдзяку. Гл.6. Гор"э-но хассей то сэйрицу. Происхождение и формирование празднований гор". Токио, 1976.

Иноуэ Мицуо. Гор" синко сэйрицу то хаттэн (Верования гор" - становление и развитие). Нара дайгаку ки" (Труды Нарского университета). 1976. 5.

Сандай дзицу року (Действительные записи тр"х поколений). Дз"ган 5год (863), 3месяц, 4день. Кокуси тайкэй (Основные произведения японской истории). Токио, 1955.

Сандай дзицу року. Дз"ган 7год (865), 6месяц, 14день.

Хонч"сэйки (Век нынешнего царствования). Т"хо 1год (999), 6месяц, 14день. Кюан 3год (1147), 6месяц, 15день. Кокуси тайкэй (Основные произведения японской истории). Т.9. Токио, 1955.

'сиэ Акио. Симбуцу сюго. Гл. 3 (1). Гор"э то ва нани ка (Что такое празднование гор"?). Токио, 1996.

Указ. соч. С. 96-98; Микк" - тайное учение, школа эзотерического буддизма. Возникла во второй половине 7века в Индии, затем через Китай попала в Японию. См. например, Буддизм в Японии. Гл.3. Школа Сингон. М.: Наука, 1993.

"Хоэ" - собрание служителей буддийского монастыря совместно с прихожанами, предназначенное для отправления ритуалов, организации празднеств, совершения церемоний. Поводы для подобных собраний могли быть самыми различными. Один из известных "хоэ" - собрание для выпуска на волю животных и птиц. Похороны также можно рассматривать, как "хоэ".

Буддизм в Японии. Игнатович А.Н. Гл.3. Школа сингон.

Нисияма Рюхей. Гор" синко рон (Теория верований гор"). Нихон цуси, Т.5. Токио, 1995.

Сэмм". С"кунихонги (Продолжение Анналов Японии). Кокуси тайкэй (Основные произведения японской истории). Токио, 1955; Норито. Сэмм". М.: Наука, 1991.

Императрица Иноуэ, дочь императора С"му, сестра императора Кокэн (С"току), жена императора Конин. Имела достаточные права для притязания на императорский престол, так же, как и ее сын - наследный принц Осабэ.

С"кунихонги (Продолжение Анналов Японии). Хоки 3год (772), 3месяц, 2день. Кокуси тайкэй (Основные произведения японской истории). Токио, 1955.

С"кунихонги Хоки 3год (772), 5месяц, 27день.

С"кунихонги Хоки 4год (773), 10месяц, 19день.

С"кунихонги Хоки 6год (775), 4месяц, 17день.

С"кунихонги Хоки 8год (777), 3месяц, 19день.

С"кунихонги Хоки 8год (777), 12месяц, 25день.

С"кунихонги Хоки 8год (777), 12месяц, 28день.

Нихон киряку (Выборочные записи о Японии). Дайдо 4год (809), 7месяц, 3день; Кокуси тайкэй (Основные произведения японской истории). Токио, 1955.

Перенос столицы происходил дважды. Сначала е" перенесли из Нара в Нагаока (784), а затем, вследствие конфликта с принцем Савара, в 794году столицей стала Хэйан (нынешний Киото).

Нихон киряку (Последующие записи о Японии). Энряку 4год (785), 9месяц, 28день. Кокуси тайкэй (Основные произведения японской истории). Токио, 1955.

Нихон киряку (Выборочные записи о Японии). Энряку 11год (792), 6месяц, 10день. Кокуси тайкэй (Основные произведения японской истории). Токио, 1955.

Нихон коки. (Последующие записи о Японии). Энряку 18год (799), 2месяц, 15день. Кокуси тайкэй (Основные произведения японской истории). Токио, 1955.

Нихон киряку (Последующие записи о Японии). Энряку 19год (800), 7месяц, 23день. Необходимо заметить, что принц Савара звался Судо тэнно (император Судо) и до указанного присвоения ему этого имени.

Нихон киряку. Нихон коки. Энряку 24год (805), 1месяц, 14день.

Нихон коки. Энряку 24год (805), 2месяц, 6день.

Нихон коки. Энряку 24год (805), 4месяц, 5день.

Действительно, и до восшествия на престол императора Конин 8век отличается большим количеством заговоров или обвинений в них. Начиная с заговора принца Нагая (729), во время правления С"му тэнно и вплоть до скандального происшествия с фаворитом императрицы Кокэн (С"току) монахом Док" (769), которого она пыталась возвести на престол. К сожалению, рамки данной работы не позволяют остановиться подробно на всех происшествиях. Заметим только, что все они были связаны с претензиями на императорский престол, а многие носили религиозный характер (магия). Подробно см. содержание конфликтов ЕрмаковаЛ.М. Норито. Сэмм". Предисловие и комментарии.

Император - тэнно, согласно синтоистским принципам мировоззрения, является божественным потомком богини солнца Аматерасу и находится в положении "камуннагара", благодаря которому он является посредником между богами и людьми и осуществляет управление страной.

Особенно ярко это проявилось в конфликте с вышеупомянутым Док". С"кунихонги, Дзинго Кэйун 3год (769), 9месяц, 25день.

С"кунихонги (Продолжение Анналов Японии). Дзинго Кэйун 3год (769), 10месяц, 1день. Кокуси тайкэй (Основные произведения японской истории). Токио, 1955. Норито. Сэмм". Сэмм". 45. М.: Наука, 1991.

С"кунихонги Хоки 1год (770), 2месяц, 23день. Хоки 3год (772) 4месяц, 29день.