Религиозное, социальное и политическое значение верований горё (из истории религии Японии)
С.С. Пайчадзе, Хоккайдийский педагогический университет, г. Саппоро, Япония
В последние время в отечественном японоведении появилось немало работ, посвященных различным вопросам японской религии, переведено значительное количество источников [1]. Однако есть темы, пока остающиеся за рамками исследований. В данной статье сделана попытка представить одну из них - "Гор" синко", или другими словами, "Верования гор"", - тему, связанную с различными аспектами японской истории религии и политической истории, проблемами синкретизма буддизма и синтоизма, представлениями японцев о душе. Предлагая вниманию читателей данную статью, мы надеемся вызвать интерес у исследователей, изучающих подобные вопросы в других регионах и у других народов. К сожалению, размеры статьи не позволяют полно осветить проблему, что обусловило сжатость аргументации и изложения фактов.
Что же представляют из себя верования гор"? Следует заметить, что адекватный перевод этого термина на русский язык весьма затруднителен. Слово состоит из двух частей: первая из которых - префикс "го" (уважительный), а вторая - "р"" - выражает понятие дух.
Большой словарь японской истории да"т следующее объяснение: "Страх перед духами людей, умерших неестественной смертью, утешение этих душ, желание спастись от их мести, действия, направленные на обеспечение безопасности - это и есть верования гор". Эти верования - это вера в то, что эпидемии, голод и другие бедствия были порождены духами... Происхождение верований гор" весьма древнее, однако широкое распространение их началось с периода Хэйан (794-1185). Особенностью основной части этих духов является то, что это конкретные личности, большинство из которых люди, лишенные своего политического положения. Имена их становятся широко известны, и их духам начинают поклоняться повсеместно" [2].
В течение длительного времени проблемы, связанные с религиозным сознанием, являлись предметом изучения философии или этнографии. Тема гор" неоднократно рассматривалась японскими этнографами. Здесь прежде всего следует назвать имена таких видных японских уч"ных, как Янагида Кунио, Оригути Синобу, Хори Ичиро [3]. Этнографы, обозначая тему "гор" синко", достаточно подробно описывают данные верования. Однако в силу особенности предмета есть проблемы, которые оставались за рамками этнографических исследований, к примеру, проблема возникновения и развития верований гор", их политический и социальный аспект.
За последние двадцать лет появился ряд работ, посвящ"нных гор" синко. Рассмотреть все, к сожалению, не позволяют рамки работы, но мы попытаемся представить основные из них. Их можно подразделить на две группы: 1) как верования простых сло"в населения; 2) как возникшие в аристократической среде.
Обычно отправной точкой для исследователей гор" является запись из "Сандай дзицу року", ("Действительные записи тр"х поколений)", от 5года Дз"ган (863). Этот источник содержит следующие сведения: "В двадцатый день Дзинго, в Саду божественного источника (Синсенъэн) было устроено собрание духов (гор"). Согласно императорскому указу, генерал-лейтенант левой стороны гвардии, имеющий четв"ртый придворный ранг, асон Фудзивара Мотоцунэ, а также заместитель генерал-лейтенанта правой стороны гвардии, возглавляющий ведомство финансов дворцового министерства, асон Фудзивара Цунэюки, были посланы (для контроля)" [4]. Наследник двора и придворные должны были наблюдать за делами праздника. Было приготовлено шесть мест для духов. На столике, покрытом рогожей, были разложены цветы и фрукты, источавшие чудный запах.
Духовный учитель (Рицу-си) Эйтацу проч"л одну часть сутры "Конком"" и шестой свиток сутры "Ханнясин". Рэйдзин приказал людям из ведомства увеселений организовать музыку. Дети приближ"нных императора и из хороших семей (аристократических) танцевали. Кроме того, были представлены танцы Китая и Кореи. Проводились соревнования по различным видам мастерства. По велению императора в тот день были открыты все четыре ворота сада. Зная о приказе императора, жители столицы входили и выходили.
Вышеупомянутыми духами стали Император Судо, наследный принц И", Фудзивара Бунин (императрица), а также Фудзивара Наканари, Тачибана Хаянари, Бунъя Миятомаро. Эти люди были тайно казнены. Злобные духи сделали следующее: "В последнее время эпидемии сильно распространялись, много народу поумирало. Поднебесная думала, что эти бедствия - порождение злобных духов. Началось это со столицы и е" окрестностей и распространилось на дальние страны. Каждый осенне-летний период организовывались подобные собрания духов. Постепенно это стало обычным делом. Или буддийские обряды и чтение сутр. Или пение и танцы. Дети аристократии стреляли из луков, сильные отроки демонстрировали искусство сумо и стрельбу из луков с лошадей, лошади соревновались в беге. Акт"ры устраивали забавные, эротические буффонады, хвалясь между собой, соревновались. Народу было столько, что было не продохнуть. Подобное проводилось не в первый раз и уже стало обычаем. Теперь, в начале весны распространилась эпидемия кашля, много людей умерло. Двор организовал молитвословия, подобно тому было организовано и это собрание духов. Этот праздник был подобен предыдущим" [5].
Содержание этого сообщения вызывает ряд проблем. Например, каким образом связаны верования в гор" с древними верованиями в злых духов, духов болезней? Верованиями какой социальной группы они являются? Отражает ли поклонение духам политических деятелей определ"нный уровень политического сознания как аристократии, так и простого народа?
Попробуем рассмотреть, как на эти вопросы отвечает японская историография.
Прежде всего, обратимся к книге Мурояма Сюити "Хондзи Суйдзяку" [6]. В главе "Празднования гор" - возникновение и формирование" есть следующая характеристика верований гор". "Можно предположить, что верования гор" или, другими словами, вера в мстительных духов (онр") включает в себя связь между местью духов людей, умерших неестественной смертью, и стихийными бедствиями. В большинстве мстительные духи не являются духами людей, потерявших сво" политическое положение. Это просто соответствие им в высших слоях общества. Основное внимание было сосредоточено на эпидемических болезнях, так как несчастья, подобные эпидемиям, одновременно угрожали жизни большого количества людей" [6, с.72].
Об отношении аристократии и простого народа к гор" Мурояма пишет следующее: "Тайные распри политического мира обязательно имели отклик в народной среде... С течением времени истинное положение дел обязательно просачивается в народ, поэтому скрытая критика неизбежна" [6, c.73].
В такой характеристике верований гор" есть, как нам кажется, следующий ряд спорных моментов. Первый из них - "верования гор"" или "вера в мстительных духов". Однако вера в мстительных или злых духов существует в различных культурах. Эти верования не связаны с политической борьбой, и духи не обязательно являются душами людей, потерявших сво" положение среди аристократии. Безусловно, верования гор" связаны с верой в злых духов, но между этими верованиями, как нам кажется, нельзя поставить знак равенства.
Следующий спорный вопрос - это положение о том, что политическая борьба обязательно "просачивается в народ". Насколько сознание основной массы населения было политизировано и какой процент информации оно получало о политической борьбе аристократии? Подобные спорные вопросы порождают стимул для поиска новых объяснений происхождения верований гор".
Иноуэ Мицуо, в выпущенной в 1976г. работе "Верования гор" - возникновение и развитие" [9], говорит, что думать будто "все люди верили в одинаковую форму существования гор" будет неверным" [7, c.189]. Он считает, что это достаточно быстро стало единым типом верований, но изначально существовало два типа, относительно социальных групп. Один - это духи политических деятелей, другой - гор" масс. Не имеющие непосредственных контактов, две различные социальные группы поклонялись одному и тому же. В любом случае для обеих социальных групп гор" - это нечто, осуществляющее месть (татари). Однако смысл татари для разных групп не одинаков. Для аристократии результат этой мести - "потеря политического положения, болезнь, смерть" [7, c.195]. Для масс татари есть "угрожающие их жизни эпидемии, пожары, наводнения и другие стихийные бедствия" [7, c.195].
Сами духи - гор", с точки зрения Иноуэ, являются "богами столицы Хэйан". Поэтому выводы его звучат следующим образом: "...возникшие в 9веке верования гор" в конечном сч"те были связаны с жизнью в столице, с жизнью столичного люда. К этому выводу приводит нас факт вспышки эпидемических заболеваний и других бедствий в столице" [7, c.197]. А так как эпидемии были более распространены среди простого люда, то "празднования гор" родились не с верований аристократии, а с верований из народной среды. Естественно, эпидемии были опасны не только для простого люда, поэтому аристократия тоже была вовлечена (в процесс)" [7].
Однако действительно ли аристократия была лишь вовлеч"нной частью? Впервые празднование гор" проводилось в саду "Синсэн", месте обычно закрытом для простого народа. Это место играло важную роль в жизни аристократии. Там проводились и церемонии очищения. Так в "Сандай дзицу року" мы читаем (запись от четв"ртого марта того же 863года): "Этой весной распространилась эпидемия кашля. Много людей поумирало", а затем от двадцать третьего марта": двумстам монахам было приказано - в тр"х местах: во внутренних покоях, в центральном дворце и в саду Божественного источника, - читать сутру "Дайхання" в течение тр"х дней" [8]. Из этой записи видно, что во время распространения эпидемий в стране сад "Синсэн" являлся местом, где двором устраивались очистительные обряды.