Смекни!
smekni.com

Монашество на Руси (стр. 1 из 2)


Санкт-Петербургский Государственный

Аграрный Университет

Реферат

на тему:

Монашество на Руси

в XVI-XVII вв.

Выполнила студентка

4112 гр.

Преподаватель:

Морозан В.В.

Санкт-Петербург 2004 год

Вступление

В тройственной модели феодализма монахам отводилось самое почетное место. В средние века именно в духовенстве видели самое главное сословие, так же как в церкви–самый важный институт. Церковь и духовенство – посредники между Богом и человеком. Монашество считалось идеальной формой жизни, а монахи пользовались привелегированным положе – нием. Главный герой средневековья – монах или святой. В ту эпоху монашество было повседневным и необходимым для функционирования общества явлением. И это, наверное , уди – вительно для эпохи , стоявшей перед столь серьезными проб лемами пропитания и материального обеспечения населения. Тем не менее монахи были глубоко интегрированы в средне вековое общество, которое позволяло себе содержать много монахов, считая, что они моляться за других.

Причины возникновения

монашества

Монашество – ( от греч. Monachos – отшельник ) – социальная религиозная группа, члены которой берут на себя обязатель ство : ” уход из мира ” , как правило отказ от имущества, воздержание ( обязательно безбрачие ), разрыв старых родст – венных и социальных связей , прикрепление к монастырю, подчинение его уставу.

Но что же послужило непосредственной причиной возник - новения монашества ? Прежде всего , печальное состояние общества и церкви. Официальная церковь уже не казалась ве - рующим якорем спасения: с одной стороны, безразветвленной церковной структуры обойтись было нельзя, с другой же, такая структура казалась очень далекой от Царства Божия. Верую – щий христианин в рамках официозной церкви неизбежно ис – пытывал чувство болезненной раздвоенности между землей и небом , чувство трагической неудовлетворенности своим бы-

2

тием. Многих христиан , особенно остро ощущавших грехов- ность и безумие общества , которое называло себя христианс- ким , захватило желание покинуть его. Люди жаждали снова обратиться к Евангелию , души их вновь запросили “ хлеба жизни ” , а не суетных мирских благ. Немаловажную роль играл и сам ход исторического и экономического развития. Христианские церкви все больше стали заполняться варварами, принесшими с собой полуязыческие обряды , которые были невыносимы для особо благочестивых христиан. Повсеместно усиливалось стремление оставить мирские дела и , подражая Господу, отправиться в путь с легким сердцем , не связанным никакими узами. Приводило людей в пустыню и глубокое раскаяние , чему можно найти множество примеров в агиогра- фической литературе ( житиях святых ).

Основание монастырей

Начинается возникновение монастырей нового типа , которые основывались людьми , не имевшими земельных владений , но обладавших энергией и предприимчивостью. Они добивались от великого князя пожалования земель , принимали пожертвования земель , принимали пожертвования от соседей – феодалов “ на помин души ” , скупали и выме- нивали земли , вели собственное хозяйство , торговали , за – нимались ростовщичеством и превращали монастыри в фео- дальные вотчины.

В первой половине XVI в. рост вотчины продолжался по – прежнему главным образом путем покупок. Основание монастырей – вотчинников и пожалование им земель ( да- же без крестьян ) вызывали сопротивление окрестного на- селения. Крестьяне прогоняли отшельников , основавших монастыри. Это испытали Дмитрий прилуцкий , Стефан махрищский , Арсений комельский , Антоний сийский. Нес- колько раз пытались поджечь келью Кирилла Белозерского.

3

Убили Григория и Кассиана авнежских , Агапита то - темского. Примеры можно было бы продолжить. Но это не могло остановить основание монастырей и рост их вотчин. “ Многие из этих монастырей , если не большинство , – отмечал В. О. Ключевский , специально изучавший жития святых – основателей монастырей , – разрослись в крупные землевладельческие общества со сложным хозяйством и привилегированным хозяйственным управлением , с многообразными житейскими суетами , поземельными тяжбами и запутанными мирскими отно- шениями. Окруженное монастырскими слободами , слобод ками и селами , братство такого монастыря представ-ляло из себя черноризческое барство , на которое ра-ботали сотни и тысячи крестьянских рук , а оно власт- но правило своими многочисленными слугами , служками и крестьянами”.

В XVI в. обилие монастырей и монахов бросалось в глаза современникам и удивляло иностранцев. “ Мона- шествующих у них бесчисленное множество , – писал Дж. Флетчер в конце XVI в. , - гораздо более , чем в других государствах , подвластных папе. Каждый город и значительная часть всей страны ими наполнены… все лучшие и приятнейшие места в государстве заня ты обителями и монастырями … монашеская жизнь наи- более отстранена от притеснений и поборов , подаю – щих на простой народ … Кроме того что монахи владеют поместьями ( весьма значительными ) , они са- мые оборотливые купцы во всем государстве и тор-

гют всякого рода товарами”.

Все это - хозяйственная деятельность церкви , сосредо- точение в ее руках огромных земельных владений , закрепощение крестьян , нарушение церковных заповедей архиереями и монахами – вызывало недовольство и осуждение не только со стороны посторонних лю – дей , но и самих церковников , среди которых

развернулось движение за отказ от церковных бо-

4

гатств. Один из самых видных деятелей этих “ нес- тяжателей ” , Вассиан , писал : “ Господь сказал : раздай имение твое. А мы , войдя в монастырь , не переста ем , по нашему безумию , всячески приобретать себе чужие села и имения , то бесстыдно выпрашивает у вельмож лестью , то покупая … Господь повелевает : от- дай нищим. А мы , заразившись ненасытным сребро – любием , различным образом оскорбляет братий наших , живущих у нас в селах , обижаем их неправедными поборами , налегаем на них лихву на лихву … И если они не имеют сил отдать нам лихвы , то мы без жалости лишаем их имущества , отнимаем у них ко-рову или лошадку , а самих с детьми , как поганых иноверцев , далеко прогоняем от своих пределов , а иных , предав княжеской власти , доводим до конечного разо - рения… ”

Конечно , в отношении жажды наживы и нравст- венной распущенности православная церковь не пред – ставляла собой что – то особенного : католические мона- хи ни в чем ей не уступали.

Развитие экономики сопровождалось и в значитель – ной мере обуславливалось ростом численности населе – ния. Этот рост тоже шел замедленно вследствие фео – дальных войн и вызванных ими голода и эпидемий ,

но он был. Войны , голод , эпидемии увеличивали чис- ло увечных , инвалидов , одиноких женщин , прибежищем для которых были монастыри – богадельни.

Укрепление феодальных отношений выражалось в увеличении зависимости крестьян от феодалов , росте налогов , стеснении их жизни. Для части населения уход в монастырь был средством облегчить себе жизнь.

Церковь получала привилегии как от татар , осво - бодивших ее от дани ( при условии проповеди покор- ности хану ) , так и от великого князя , что также способствовало росту числа монастырей.

Прежде всего , оказывается возможным выделить

5

Монастыри , имевшие в середине и конце VXII в. на- селенные имения , то есть земли с крепостными крес- тьянами. Хотя приобретение земель монастырями было в конце XVI в. ограничено правительством , оно все же про- должалось , и владения духовенства возросли. Сильно уве- личилось и количество монастырей.

В XVII в. было основано 657 монастырей - в пол – тора раза больше , чем в XVI . При этом , несмотря на ограничение монастырского землевладения , 189 монас- тырей , то есть около трети , имели в конце XVII в . крепостных крестьян. В их число вошли только те монастыри , которые имели крестьян в конце столетия , но монастырей , имевших крепостных лишь в середние века , было очень мало , не больше двух десятков. К концу столетия многие монастыри прекратили свое су – ществование.

В XVI в . на втором месте по числу новых монас- тырей был Озерный район , то теперь он уступил это место Северному.

Вообще вопрос о формировании земельных владе -ний духовенства в целом и отдельных церковных ор- ганизаций в частности еще ждет всестороннего изу – чения. Пока мы располагаем только общими данными , подчерпнутыми из хозяйственных описаний земельных вла- дений , производившихся с целью определения величины налога и зафиксированных по уездам в так называе- мых писцовых книгах второй четверти XVII в . В них сообщаются размеры пахотных участков в одном по- ле и количество собирающегося сена в копнах.

В XVII в . ни сенокосные угодья , ни леса сколько- нибудь точно и полно не измерялись , а это созда- вало условия для расширения владений – запашки но- вых участков. Так , описаний ряда уездов Черноземного района в 1684 – 1686 гг . выявило увеличение пашни в поместьях и вотчинах до 30 % по сравнению с имев – шимися в них количеством по описанию второй чет –

6

верти столетия. Вряд ли можно сомневаться , что такая распашка происходила и во владениях духовенства. Из- вестно , например , что между 1645 и 1678 гг . ( то есть между производившимися в эти годы подворными пере- писями ) во владениях духовенства в Вологодском уез- де возникло несколько десятков новых деревень. А так как ведения нормального хозяйства в период феода-лизма должно было существовать определенное соотно- шение между пашней , сенокосными угодьями и леса- ми , то крестьяне , расширяя запашки , осваивали и но- вые площади лугов и леса , увеличивая тем самым общую территорию вотчин духовенства.

В середине XVII в . был маленький монастырек , при- писанный к московскому Андреевскому монастырю , и его вотчина состояла из одного села и 20 пустошей. В 1678 г . он стал самостоятельным , а с 1683 г . начи- нается стремительное расширение его владений : в тече- нии двух лет к нему приписываются шесть монасты- рей , он активно приобретает населенные имения , и в 1700 г . у него и у приписанных к нему монасты-рей было уже около 1500 дворов и свыше 13 тыс . десятин пашни.