Смекни!
smekni.com

Сергей Есенин 2 (стр. 6 из 8)

Для такой важной цели бумага, конечно же, нашлась, а первой была издана книжка стихов Есенина "Радуница". "Артель", правда, вскоре распалась, но успела выпустить несколько книжек.

Чтение стихов

В конце 1918 года Есенин несколько недель прожил в Туле, спасаясь от московской голодухи. Каждый вечер в доме, где он жил, собиралась образованная публика, и каждый день Есенин читал свои стихи. Все свои стихи он помнил наизусть. Декламацию Есенин сопровождал очень выразительной жестикуляцией, что придавало его стихам дополнительную выразительность и силу.

Иногда Есенин имитировал Блока и Белого. Стихи Блока он читал серьезно и с уважением, а стихи Белого — с издевкой, имитируя его манеру чтения стихов.

Салон-вагон

Когда в 1919 году Есенин познакомился с Мариенгофом, приятель последнего по гимназии некий Малабух оказался одним из железнодорожных начальников. У Малабуха был в своем распоряжении салон-вагон, в котором он мог свободно разъезжать по всей стране. Вот в этом вагоне он и предоставил Мариенгофу и Есенину постоянные места. Часто доходило до того, что поэты сами составляли маршрут поездки и легко получали согласие хозяина салон-вагона.

Имажинисты и футуристы

Есенина как-то спросили: "В чем состоит причина резко враждебных отношений между имажинистами и футуристами?"

Есенин лаконично ответил: "Они меня обкрадывают".

Дело в том, что Есенин совершенно искренне считал, что футуристы используют те же самые поэтические приемы, что и он, но для отвода глаз насыщают их урбанизмами и гиперболами. Никто и ничто не могло переубедить Есенина в этом вопросе.

Читка "Пугачева"

В конце 1919 году у Мейерхольда возникла идея поставить пьесу Есенина "Пугачев", на которую поэт возлагал очень большие надежды. Мейерхольд представил Есенина своей труппе, сказал несколько слов о предлагаемой пьесе и предложил начать чтение текста. Один из артистов спросил: "Кто из нас будет читать?"

Мейерхольд жестом остановил артиста: "Читать будет автор!"

И когда Есенин вдохновенно читал свою пьесу, Мейерхольд время от времени посматривал на сомневавшегося артиста и словно бы спрашивал: "А ты прочтешь так, как он?"

Реакция Есенина

В 1920 году Есенин с Мариенгофом гостили в Харькове у своих друзей. Однажды во время обеда шестнадцатилетняя девушка стояла за стулом Есенина и вдруг простодушно сказала: "Сергей Александрович! А Вы лысеете!"

Все замолчали, а Есенин улыбнулся и ничего не сказал. На следующее утро за завтраком он прочитал свое новое стихотворение: "По-осеннему кычет сова..."

Рассказ Есенина

Однажды Есенин рассказывал случай, который с ним недавно произошел.

Дело было в 1923 году. Говорит Есенин: "Недавно один из видных государственных деятелей вызвал меня к себе и повел такой разговор:

"Вы, Сергей Александрович, видимо, чем-то недовольны? Это заметно по вашим стихам и по вашему поведению".

Я ответил: "Вы совершенно правы, и я имею на это основания".

Он спросил: "Какие?"

Я продолжил: "У нас, крестьянских поэтов и писателей, нет ни журнала, ни издательства".

Деятель заявил: "Если причина вашего недовольства лишь в этом, мы ее устраним. Организуйте журнал. Соберите крестьянских поэтов и прозаиков и составьте редакционную коллегию. Деньги на журнал мы отпустим вам лично. Вы и будете отчитываться перед нами. Согласны?"

Я подумал и — отказался. Поймите, кого я позову в журнал? Да ведь за полгода растащат все деньги. Другие растащат, а я буду в ответе. Нет, я не хочу позорить свое имя".

Режим дня в Батуми

Когда в 1924 году Есенин был в Батуми, его постоянно окружала толпа собутыльников, что начало пагубно сказываться на его здоровье. Хозяин дома, в котором жил Есенин, предложил ему следующий распорядок: утром хозяин уходит на работу и запирает Есенина в доме; в два часа дня он приходит с работы, они обедают, а потом Есенин волен делать все, что ему заблагорассудится.

Есенин согласился с таким распорядком. В это время он писал поэму "Анна Снегина". Работа в новых условиях пошла быстро и успешно, и вскоре Есенин закончил работу над поэмой. Он был очень доволен: "Эх, если б так поработать несколько месяцев, сколько бы я написал!"

К несчастью, установленный распорядок вскоре был сломан.

Родители

Александр Никитич Есенин (1873-1931) и Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (1865-1955).

Отец Сергея Есенина Александр Никитич мальчиком пел в церкви. Он работал старшим приказчиком в мясной лавке на улице Щипок и куда в 1912 году поступил работать Сергей Есенин конторщиком, когда переехал из своего села Константиново в Москву. А жил он с отцом недалеко от улицы Щипок в Большом Строченовском переулке, в доме Крылова, 24, в общежитии "холостых приказчиков"...

Федор Андреевич (1845-1927) и Наталья Евтихиевна (1847-1911) Титовы - дед и бабушка Есенина по матери (родители Татьяны Федоровны). Титов Иван Федорович, дядя Есенина по матери. Есенин Илья Иванович (1902-1942) двоюродный брат поэта.

Вот что пишет о своем детстве Есенин: "С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду".

Сестры

Сестры Екатерина Александровна (1905-1977) и Александра Александровна (1911-1981).

Мифы о смерти

Револьд БАНЧУКОВ (Германия)

МИФЫ О СМЕРТИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Известно, что за последние годы авторами многочисленных газетных и журнальных публикаций, рассчитанных на шумную сенсацию и саморекламу, официальная версия о самоубийстве Сергея Есенина отвергнута: мол, поэт в последние месяцы 1925 года был абсолютно здоров, никаких оснований кончать жизнь самоубийством у него не было, убили его "враги" — власть предержащие и чекисты.

Поэт национал-патриотического толка Иван Лысцов (журнал "Молодая гвардия", 1990, #10) в статье "Убийство поэта" пишет о том, "насколько важно для антирусского аппарата в тот период было физическое устранение Есенина", и далее следует сноска о подавляющем количестве лиц еврейской национальности, "стоящих на вершине советской иерархии в 1917-25 годах". Теперь все понятно: евреи убили Есенина, Троцкий был вдохновителем убийства поэта, а друг Есенина Вольф Эрлих ("по моему личному предположению" — так "аргументирует" свою "версию" И.Лысцов) в этом преступном деле был "наводчиком".

"Точкой отсчета" для этой и других публикаций стала статья бывшего полковника МВД Эдуарда Хлысталова "Тайна гостиницы "Англетер" (журнал "Москва", 1989, #7), включенная — в уже дополненном варианте — в книгу "Любовь и смерть Сергея Есенина", выпущенную в Москве в 1992 году издательством "Дефант".

Именно хлысталовские "материалы" легли в основу всех статей — "версий" о гибели Есенина, которые при наличии своих вымыслов и своих домыслов сходятся в главном: мол, Есенин был сначала избит (по утверждению некоторых "исследователей" — убит), а потом, истекающий кровью, был подвешен к трубе парового отопления в пятом номере ленинградской гостиницы "Англетер".

Валентин Сорокин (журнал "Смена", 1993, #12) "уточняет": дескать, убийцы планировали (откуда это ему известно?!) вынести тело из номера, опустить его со второго этажа в кузов грузовика. Чуть ли не с достоверностью очевидца Сорокин продолжает: "Но окно не открывалось настолько, насколько необходимо, и убийцы, торопясь, разыграли вариант повешения..." Планы убийц, грузовик, окно — какая сильная фантазия у слабого поэта В.Сорокина!

И еще одна откровенная выдумка Сорокина: "Литератор Устинов, пообещавший рассказать о гибели Есенина, наутро был найден опочившим". Писатель и журналист Г.Ф.Устинов, стало быть, умер 29 декабря 1925 года. Да нет, господин Сорокин, это все могло произойти только в вашем воспаленном воображении, ибо Устинов трагически ушел из жизни (но по своей воле!) в 1932 году.

Но поэтесса и автор статей о поэзии Наталья Сидорина (журнал "Слово": "В мире книг", 1989, #10), поддержав "версию" Э.Хлысталова об убийстве Есенина, сообщила (сравните с цитатой из статьи В.Сорокина!), что Устинова нашли в петле на следующий день после того, как он пообещал в частной беседе (с кем?) рассказать о последних часах Есенина. Статья Н.Сидориной легла в основу ее сценария фильма о Есенине ("Меня хотят убить") и книги "Златоглавый. Тайны жизни и гибели Сергея Есенина", выпущенной московским издательством "Классика плюс" накануне 100-летия со дня рождения поэта. Как видим, тема убийства поэта поставлена, как говорят, "на поток".

В 1995 году вышла тенденциозная и антисемитская книга небезызвестного Станислава Куняева "Сергей Есенин", многие "факты" которой не выдерживают проверки на точность и объективность. Приведу несколько примеров.

З.Н.Райх, бывшую жену Есенина, впоследствии — жену В.З.Мейерхольда (помните, в "Письме к женщине": "Живете вы / С серьезным, умным мужем..."), убили в 1939 году. Какими же двумя словами начинается один из фрагментов в куняевской книге: "Ходили слухи, что незадолго перед этим она в нервозном состоянии на людях обещала рассказать какую-то правду о смерти Есенина".