Смекни!
smekni.com

Исторические типы общественного воспроизводства (стр. 8 из 36)

Разумеется, гравитационные деспотии могли различаться между собой по значительному ряду характеристик, принадлежать к разным религиозным и культурным традициям, разным цивилизациям. Находясь в сходных социальноэкономических условиях, они могли реагировать на внешние шоки диаметрально противоположным образом. Например, реакцией Испании на ухудшение экономического положения вследствие овладения турками торговыми путями через Восточное Средиземноморье стало открытие Америки и ее безудержная колонизация; тогда как одними из первых шагов победившей Токугавской деспотии в Японии стало закрытие страны для иностранцев и запрет на выезд своих подданных из страны. Общим для всех гравитационных деспотий было наличие и базиса, и надстройки, радикально перекрывавших все пути самостоятельного выхода на траекторию капиталистического развития.

Каков же главный фактор, определяющий последовательность перехода различных стран и регионов мира от докапиталистической формации к капитализму?

Для перехода к капитализму за пределами Северо-3ападной Европы и стран, заселяемых выходцами из нее, требовалось преодолеть компенсационный барьер, т. е. для компенсации высокого роста трудозатрат крестьян, необходимого для увеличения их продукта и начала перекачки, требовалось использование в промышленности более высокопроизводительной техники, чем техника мануфактурного периода. Поэтому переход к капитализму за пределами Северо-3ападной Европы стал возможен лишь при условии использования техники, уже изобретенной в Северо3ападной Европе. При этом очередность перехода различных стран к капитализму определяется степенью роста трудозатрат крестьян, необходимого для начала перекачки рабочей силы из сельского хозяйства в несельскохозяйственные отрасли. Чем выше требуемый для этого рост трудозатрат крестьян, тем более производительная промышленная техника должна применяться в данной стране, тем медленнее процесс перекачки и тем позднее происходит становление капитализма в данной стране.

Особый вариант развития представляют страны переселенческого капитализма - США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и до некоторой степени Аргентина и ЮАР. В этих странах в течение длительного времени отсутствовало само явление перекачки рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность. При этом и промышленность и сельское хозяйство этих стран снабжались рабочей силой путем иммиграции из Европы. Процесс генезиса капитализма в этих странах неотделим от процесса их заселения иммигрантами из Европы и является побочным результатом генезиса капитализма в Северо-3ападной Европе.

Отсутствие на начальном этапе капиталистического развития этих стран перекачки рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность и снабжение как их промышленности, так и сельского хозяйства рабочей силой путем иммиграции из Европы приводило к тому, что в процессе индустриального развития не было необходимости преодолевать компенсационный барьер. Непрерывность иммиграции фактически заменяла перекачку рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность и обеспечивала высокие темпы роста абсолютных размеров занятости как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, что явилось важнейшей причиной повышения темпов экономического роста этих стран в сравнении со странами самой Северо-3ападной Европы.

В переселенческих странах, разумеется, так же как и в колыбелях капитализма, имел место процесс постепенного снижения доли занятых в сельском хозяйстве и увеличения удельного веса рабочей силы, занятой в промышленности и других несельскохозяйственных сферах; однако это на первом этапе достигалось не с помощью перекачки рабочей силы из сельского хозяйства, а за счет того, что в промышленность вбиралась относительно все большая доля миграционной рабочей силы, в сельское хозяйство - меньшая ее часть.

Данный процесс, естественно требовал для своего осуществления соответственного роста производства в расчете на одного занятого в земледелии. При этом в отличие от Северо-Западной Европы, увеличение продукта работника земледелия достигалось не за счет роста урожайности, требующего роста поголовья скота на единицу пашни, а почти исключительно за счет увеличения обрабатываемой площади на одного работника. Низкая в сравнении с Северо-3ападной Европой обеспеченность земледелия скотом и, как следствие этого, низкая урожайность компенсировались в переселенческих странах громадным увеличением обрабатываемой площади в расчете на одного работника. Для такого увеличения необходимы были, в свою очередь два условия - огромный фонд неиспользуемых в земледелии земель и соответствующий уровень технической оснащенности труда, достигаемый на сравнительно продвинутой стадии развития индустриальных производительных сил в Северо-3ападной Европе.

Таким образом зарождение и развитие индустриального капитализма в переселенческих странах проходило в рамках бинарных систем: "Северо-Западная Европа - переселенческая страна". При этом Северо-Западная Европа являлась не только источником рабочей силы для переселенческих стран, но и источником техники и технологии, применяемой как в промышленности, так и в земледелия и позволявшей в громадной степени увеличить размер обрабатываемой площади в расчете на земледельческого работника.

В тех переселенческих странах где была мощная иммиграция, но отсутствовала передача промышленной и сельскохозяйственной техники из Северо-3ападной Европы развитие капитализма шло замедленными темпами. Например, в Аргентине природные условия были весьма схожими с земледельческой зоной США и Австралии, но отсутствие передачи технологии привело к тому, что размер обрабатываемой площади в расчете на одного работника земледелия в Аргентине оказался значительно ниже, чем в США и Австралии. Соответственно, значительно меньшими были и продукт земледельца и удельный вес неземледельческого населения во всем населении, значительно медленнее осуществлялась индустриализация страны.

На следующем этапе развития, после прекращения массовой иммиграции (в США - после первой мировой войны в других переселенческих странах - несколько позже) начался полномасштабный процесс абсолютного сокращения рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и перекачки её в промышленность и другие несельскохозяйственные сферы. Данный процесс основывался на росте как обрабатываемой площади в расчете на земледельческого работника, так и урожайности. При этом урожайность во всех переселенческих странах продолжала оставаться на гораздо более низком уровне, чем в Северо-3ападной Европе, а ее рост происходил в большей степени за счет увеличения использования минеральных удобрений, чем органических.

ГЛАВА II. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

В предыдущей главе мы рассмотрели условия, необходимые для перехода к капитализму в различных регионах мира. Теперь рассмотрим непосредственно процесс превращения докапиталистической воспроизводственной структуры в капиталистическую и внутреннюю логику развития самой капиталистической структуры.

Существует 3 основных вида труда, различающихся по их месту и роли в процессе развития производительных сил:

1) сельскохозяйственный труд;

2) промышленный, в докапиталистических обществах - ремесленный труд;

3) труд в сфере услуг.

Сельскохозяйственный труд - самый необходимый труд с точки зрения иерархии человеческих потребностей и удовлетворяющих их потребительных стоимостей. На данное обстоятельство обратили внимание еще французские физиократы XVIII века (Кенэ, Тюрго и др.). Но вывод из этого физиократы сделали неправильный, а именно, что лишь земледельческий труд является производительным, а все другие виды труда - непроизводительными.

На самом деле наиболее высокая степень необходимости сельскохозяйственного труда означает его функционирование в качестве субстрата производства в других сферах. Об этом писал К.Маркс: "...Земледельческий труд составляет естественную основу не только для прибавочного труда в сфере самого земледелия, но и для превращения всех других отраслей труда в самостоятельные отрасли. Базисом для развития капитала является определенная степень развития земледелия, будь то в собственной стране или в чужих странах" [27;с.18-19]

Но именно в силу этого обстоятельства (и в противоположность тому, что думали физиократы) сельскохозяйственный труд является самым непроизводительным в том смысле, что не создает новые виды потребительных стоимостей. Основной фонд продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения, т.е. продукты питания, необходимые для пропитания 1 человека, является жестко ограниченным по своему объему и должен быть произведен при любых социально-экономических условиях, в том числе еще до начала общественного разделения труда.

В условиях относительно постоянной величины основного продовольственного фонда (ОПФ) целью повышения производительности труда в сельском хозяйстве является не безграничное увеличение продукта, а минимизация количества живого труда (занятости) в производстве ОПФ в целях перекачки рабочей силы в несельскохозяйственную сферу производства, где создаются новые виды потребительных стоимостей.

В отличие от сельскохозяйственного, промышленный труд в принципе способен производить неограниченное количество новых видов потребительных стоимостей. Повышение производительности промышленного труда непосредственно ведет к росту индекса потребительной стоимости на душу населения. Промышленный труд является основным источником общественного богатства, но уровень занятости в промышленности зависит от производительности труда в сельском хозяйстве.