Наконец, труд в сфере услуг так же, как и промышленный, создает новые виды потребительных стоимостей. Но его отличие в том, что он требует предварительного обеспечения продукцией промышленности, без которого, т.е. без поставляемых сфере услуг промышленностью средств производства процесс производства в сфере услуг невозможен. В силу данного обстоятельства уровень занятости в сфере услуг зависит от уровня производительности труда в промышленности и для своего роста требует предварительного увеличения производительности труда в промышленности.
Для построения модели развития докапиталистической воспроизводственной структуры и процесса ее трансформация в капиталистическую, необходимо рассмотреть взаимосвязь эволюции земледелия с процессами развития ремесла и особенностями разделения труда внутри самого ремесла.
В ходе исторической эволюции земледелия в пределах одной и той же ступени его интенсивности (земледельческой системы) время труда работника остается неизменным, а его продукт и производительность труда, начиная с определенного момента, снижаются под давлением роста плотности населения и вызванного им снижения размеров обрабатываемой площади в расчете на одного работника. Когда производимого продукта становится недостаточно для удовлетворения потребностей, наступает либо миграция населения, либо интенсификация земледелия. При внешней миграции происходит введение в хозяйственный оборот новой земельной площади.
Переход земледелия на более высокую ступень интенсивности влечет за собой абсолютное увеличение трудозатрат работника (времени его труда) в сравнении с прежним уровнем, позволяющее компенсировать снижение размеров обрабатываемой площади в расчете на работника ростом урожайности единицы площади.
Рассмотрим теперь, каким образом процессы, происходившие в земледелии, влияли на развитие ремесла. В пределах каждой ступени интенсивности земледелия на том промежутке времени, когда продукт земледельческого работника остается неизменным, неизменным остается и отношение численности ремесленников к численности земледельцев.
Это объясняется тем, что ремесленники содержатся за счет прибавочного продукта земледельцев, который в масштабе всего общества выступает как необходимый продукт. Маркс говорит по этому поводу следующее: "Хотя труд непосредственных производителей продуктов питания распределяется для них самих на необходимый и прибавочный труд, однако по отношению к обществу он представляет лишь необходимый труд, требующийся для производства продуктов питания. Впрочем, то же самое имеет место при всяком разделении труда внутри всего общества, в
отличие от разделения труда внутри отдельной мастерской" [26;с.185].
По мере роста населения его прирост вбирается в земледелие и ремесло в неизменной пропорции. Эту пропорцию, рассматриваемую как отношение численности ремесленников к численности земледельцев, назовем нормой отщепления. Таким образом, норма отщепления не изменяется до тех пор, пока не изменится объем продукта работника земледелия.
Однако вследствие роста населения увеличивается абсолютная численность как земледельцев, так и ремесленников. При этом если в земледелии данный процесс не сказывается заметно на производительности труда, то в ремесле наблюдается иная картина. Здесь рост численности работников приводит к углублению разделения труда и повышению на этой основе производительности труда. "С ростом населения, - писал Маркс, - растет искусство рабочего, растет разделение труда, короче, растет производительность труда" [28;с.251].
Рост производительности труда в ремесле, где не существует такого разрыва между временем производства и временем труда, как в земледелии, можно считать тождественным росту продукта ремесленника. А так как ремесленник производит для обмена с земледельцем, то рост продукта ремесленника при неизменной норме отщепления означает рост потребления работника земледелия.
Рассмотрим в чем выражается рост производства в расчете на одного работника в общественном масштабе. Повышение производительности труда в ремесле приводит к сокращению количества труда, требующегося для удовлетворения уже существующих видов потребностей. "Но в законе развития человеческой природы, - писал Маркс, - заложено то, что едва лишь обеспечивается удовлетворение одного
круга потребностей, как высвобождаются, создаются новые потребности"[31;с.254].
Таким образом, высвобождающийся труд удовлетворяет новые, возникающие виды потребностей. Однако новые виды потребностей и удовлетворяющие эти потребности потребительные стоимости создаются лишь в ремесле, тогда как в земледелии они возникают спорадически, при введении новых культур. Кроме того, потребность человека в продуктах питания, образующих основную массу земледельческого продукта, имеет жесткие границы. "Определенные предметы, - указывал Маркс, - могут быть потреблены и являются предметом потребности лишь до известной степени: например, потребляется лишь определенное количество хлеба и т.д."[29;с.381]. Поэтому далее мы будем рассматривать возникновение новых видов потребностей, удовлетворяемых продуктами ремесла. Количество потребительной стоимости, воплощенной в продуктах ремесла, в расчете на душу населения назовем индексом потребительной стоимости. Конечно, в условиях ограниченной соизмеримости отдельных видов потребительных стоимостей такой индекс будет представлять собой абстракцию. Однако это не большая абстракция, чем ремесленный продукт на душу населения, выраженный в каких-либо ценах; притом индекс свободен от влияния всякого рода ценовых искажений. По мере роста населения при сохранении неизменной нормы отщепления в ремесле происходит разделение труда, приводящее к росту индекса потребительной стоимости. Это разделение труда выражается в расщеплении существующих отраслей ремесла и выделении новых отраслей, сопровождающемся ростом производительности труда. Такое расщепление ремесла происходит прерывно, дискретно. Для своего существования оно нуждается в предшествующем периоде накопления самих ремесленников, в течение которого производительность труда в ремесле остается неизменной. Длительность периода накопления прямо пропорциональна численности населения данного хозяйственного ареала и обратно пропорциональна норме отщепления и темпу роста населения. При этом, если абстрагироваться от миграции населения и изменений размеров хозяйственного ареала, длительность периода накопления будет прямо пропорциональна плотности населения.
Пока объем продукта работника земледелия, время его труда и норма отщепления остаются неизменными, производительность труда земледельческого работника в единицах ремесленного продукта, т.е. индекса потребительной стоимости, растет в меру увеличения разделения труда в ремесле, происходящего вследствие роста населения. Когда в результате роста населения в пределах неизменной территории продукт земледельческого работника начинает снижаться при сохранении на прежнем уровне времени труда земледельца, норма отщепления уменьшается. Это влечет за собой не только прекращение роста производительности труда земледельческого работника в единицах индекса, но и ее снижение. Данное снижение производительности труда земледельца в единицах индекса и вызывает переход земледелия на более высокую ступень интенсивности задолго до того, как продукт земледельца снизится до физического минимума.
При переходе земледелия на более высокую ступень интенсивности время труда земледельческого работника повышается до того уровня, когда оно обеспечивает не просто увеличение продукта данного работника до прежней величины, существовавшей до начала падения земледельческого продукта. Достижение прежней величины продукта земледельца означает восстановление прежней нормы отщепления и, таким образом, индекса потребительной стоимости. Однако при этом время труда земледельца увеличивается, что при сохранении на прежнем уровне индекса потребительной стоимости означает снижение производительности земледельческого труда в единицах индекса. Поэтому, чтобы избежать снижения производительности труда в единицах индекса, земледельцы дополнительно увеличивают время труда, повышая объем продукта и, тем самым, норму отщепления до такого уровня, при котором увеличение численности ремесленников позволяет повысить индекс за счет разделения труда. Таким образом удерживается достигнутая на предшествующей ступени интенсивности земледелия производительность труда земледельцев в единицах индекса потребительной стоимости.
Как отмечалось ранее, длительность периода накопления растет по мере роста плотности населения. Однако при низких плотностях населения, характерных для переложных и ротационных систем земледелия, положительный эффект короткого периода накопления в значительной степени ослабляется недостаточностью потенциала расщепления ремесла. Поэтому для докапиталистических обществ, в земледельческом производстве которых господствует указанные системы, характерны низкие темпы разделения труда в ремесле и, соответственно, низкие темпы роста индекса потребительной стоимости. При средней плотности населения преимущества короткого периода накопления соединяются с преимуществами увеличивавшегося потенциала расщепления и выражается в небольших темпах роста разделения труда и индекса потребительной стоимости. Наиболее высокому темпу роста индекса соответствует наиболее высокий темп роста населения. При этом для перехода земледелия на более высокую ступень интенсивности достаточно минимального увеличения нормы отщепления, а следовательно, и времени труда земледельцев. Именно поэтому переход от ротации к двуполью в III-II вв. до н. э. в Римской республике, в VI-IV вв. до н.э. в Китае и от ротации к трехполью в X-XIII вв. в Западной Европе протекают наиболее охотно и сопровождаются высочайшими для докапиталистических обществ темпами роста населения.