Смекни!
smekni.com

Екатерина II и ее ближайшее окружение (стр. 4 из 7)

…Я им велела делать рассмотрение законов, а они делают

анатомию моим качествам. 16).

“Наказ” Екатерины II произвел ошеломляющий впечатления не только в России, но и в Западной Европе, ведь равенство прав, равенство граждан перед законом - это лозунги еще только предстоящей Великой Французской революции.

Хочу особо отметить, что императрица была глубоко убеждена, что размеры территории России обусловили для нее единственно приемлемую форму прав­ления в виде абсолютной монархии.

Из дневников Екатерины:

Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как

только соединенная в его особе власть не может

действовать сходно с пространством столь великого

государ­ства... Всякое другое правление не только было бы

для России вредно, но и вконец разорительно. 17)

Работа Комиссии по созданию нового Уложения многому научила Екатерину. Она увидела, что реформы в России нельзя провести путем принятия хороших законов, всё гораздо сложнее. Она поняла, что переделка России ей не под силу, поэтому сократила программу реформ.

Из дневников Екатерины:

Чтобы я не делала для России, это будет только кап в

море. 18)

Императрица осознала особенности страны, трудности ее реформирования. На этом этапе общество действительно просветилось политически, выяснилось соотношение сил, но крупных преобразований не произошло.

Первые бунты.

Управление страной доставалось Екатерине непросто, характер ее закалялся, внутренние события требовали жестких и решительных мер, от прежней веселой и жизнерадостной девочки не осталось и следа. Тяжелым испытанием для нее становилось управление темным и непросвещенным народом, чему примером явился “ чумной бунт”.

Приведу подробнее описание чумного бунта. В 1770 году чума из армии через Малороссию появилась в Москве. Генерал – губернатор граф Салтыков оставил город на произвол судьбы. Отставной генерал Еропкин принял на себя добровольную обязанность охранять порядок и предупредительными мерами ослабить чуму. Однако люди не только не сжигали белье, но скрывали смерть больных и хоронили их на задворках. Чума усиливалась. Народ в ужасе толпился у Варварских ворот перед чудотворной иконой. От скопления людей число заболевших увеличивалось, и тогда московский архиепископ Амвросий приказал снять икону, за что жестоко поплатился и был убит обезумевшей толпой. Это наглядно показывает, насколько невежественным был народ, жизнь которого Екатерина хотела сделать лучше. “Чумной бунт” удалось подавить Еропкину, а в сентябре 1771 года в самом конце эпидемии в Москву прибыл граф Григорий Орлов, тогда самый близкий друг Екатерины.

Порученная ему миссия “прекращения чумы” была c честью

выполнена и Екатерина увековечила его поступок золотой

медалью с изображением фаворита. Мы еще раз видим пример

ее милости по отношению к своему любимцу.

Тогда в Москве от чумы погибло 130 000 человек, а в царском селе появились триумфальные ворота с надписью: “Орловым от беды избавлена Москва”.

Крестьянский вопрос.

Самым уязвимым местом “Наказа” было решение крестьянского вопроса. Положение крестьян было крайне бедственным, помещичий гнет непосилен, крестьянину не хватало времени для ведения собственного хозяйства, и над его семьей нависала угроза голодной смерти.

При Екатерине появились первые проекты ограничения крепостного права, авторами которых были Д.А. Голицын, Н.И. Панин, Я.С. Сиверс, И.П.Елагин, однако на Уложенной комиссии неприкосновенность прав дворянства была сохранена, и решение главного для России вопроса было отложено. Крепостное право просуществовало еще 100 лет.

Однако Екатерина понимала, что бедственное положение крестьян может привести к непредсказуемым событиям. Ей, безусловно, принадлежит заслуга гласного возбуждения вопроса крепостного права, но этот трудный вопрос не был ее разрешен. Хочу особо подчеркнуть, что, придя к власти, Екатерина была полна иллюзий по поводу облегчения участи крестьян, но впоследствии она поняла, что не может осуществить задуманное по ряду причин. Во-первых, она не могла ущемить права дворян, лишив их крепостных. Впоследствии она даже увеличила число крепостных, раздаривая их своим сподвижникам и фаворитам. Во-вторых, в результате постоянных волнений и бунтов крестьян, она пришла к убеждению, что крестьяне не способны пока самоуправляться, что их “свободные” объединения бесконтрольны и имеют чудовищные последствия. Особо отмечу, что ни одно выступление крестьян не ставило целью избавление от крепостничества, а боролось только за власть, причем власть во главе с новым самодержцем, что говорило об их

полной политической незрелости.

Ярким примером такого политического выступления явилось восстание под руководством Емельяна Пугачева, которое называют “последней Великой Крестьянской войной в России”. Пугачевский мятеж подняли яицкие казаки, недовольные переменами в их казацком быту. В 1773 году донской казак Емельян Пугачев принял имя Петра III и поднял знамя бунта.

Из дневников Екатерины:

… Два года тому назад у меня была чума в центре

империи; теперь у нас на границах Казанского

царства, свирепствует политическая чума, которая

доставляет нам много забот. С Божьей помощью мы

справимся с ней, потому что у этой сволочи нет ни

разума и толку, ни порядка и способности;… Все дело

кончится вешаньем. Но… как я не люблю вешанье. 19) Екатерина поручила усмирение мятежа Александру Бибикову. Этот сподвижник Екатерины, прекративший беспорядки в Сибири и Оренбургской

губернии в 70-х годах особо отличился в 1771 году в Польше, за

что был награжден Орденом св. Александра Невского.

Он энергично принялся за подавление мятежа и отмечал, что важен не Пугачев, а важно общее неудовольствие. Распоряжаясь из Казани, он направил на мятежников отряды, в результате чего князь Голицын освободил Оренбург, Михельсон - Уфу, Мансуров - Яицкий городок.

Остановлюсь особо на личности Ивана Михельсона, который

был направлен в войска против Пугачева и с этого времени

приобрел громкую известность. Благодаря его выдающейся

отваге, неутомимости пугачевские отряды терпели

сокрушительные поражения. Впоследствии он отличился в

Шведской войне, был белорусским губернатором и верно

служил России до самой смерти.

В начале 1774 бунт стал утихать, но Бибиков умер, и мятеж разгорелся вновь. Пугачев занял Казань, затем Пензу, Саратов, двинулся к Царицыну, но был снова разбит Михельсоном. Когда к войскам прибыл Суворов, самозванец чуть держался и был выдан своими сообщниками. В январе 1775 года Пугачев был казнен в Москве.

Для Екатерины это событие было серьезным испытанием. Не сразу она поняла, что силы Пугачева значительны, и территории мятежа огромны. Она начала понимать, что возмущение крестьян возникло от безысходности их жизни, но изменить ничего не могла, ей даже пришлось форсировать мирные переговоры с Турцией, чтобы двинуть против бунтовщиков семь полков, а также донских казаков и лучших военачальников: Александра Суворова и Петра Панина.

Из дневников Екатерины:

… Противу воров столько напряжено войска, что едва не

страшна ли такая армия и соседям была. 20)

Главное значение крестьянских мятежей состояло в том, что Екатерина впоследствии не могла не учитывать их уроки, а также это повлияло на ее отношение крестьянскому вопросу.

В дальнейшем она увеличивала число крепостных крестьян посредством громадных раздач фаворитам и сановникам населенных имений, утвердила крепостное право в Малороссии, ужесточила и без того бесправное существование крестьян.

Внешняя политика.

Еще во времена царствования Елизаветы великая княгиня Екатерина занималась вопросами внешней политики.

Из писем Екатерины:

…Мир необходим этой обширной империи: мы нуждаемся в

население, а не в опустошение … Мир нам доставит более

уважения, чем случайности войны, всегда разорительной…21) Во внешней политике Екатерина не стремилась подражать, кому бы то ни было из своих предшественников. Мы знаем, что из трех вопросов русской внешней политики при Петре I – шведского, польского и турецкого Петр разрешил только первый. Следующие правители не решили двух оставшихся задач. И они достались Екатерине II, которая продолжила и счастливо завершила дело Петра. Она быстро заставила считаться с Россией: - умело воспользовалась разладом между Австрией и Пруссией;- всеми силами поддерживала влияние России на Швецию;- раздробление Германии явилось удобной возможностью для вмешательства в германские дела; - Англии и Франции чувствовали силу и влияние Петербургского кабинета; - в польском и восточных вопросах императрица, учитывая их слабость, действовало по своему усмотрению. Внешней политикой при Екатерине руководили Никита Панин и Александр Безбородко. Первый- руководитель коллегии иностранных дел, второй –