Юг представлял собой типичную олигархию, для которой была характерна сильнейшая дифференциация: так, из 300 тыс. рабовладельцев 77 тыс. имели только по одному рабу, более 200 тыс. имели не более 10 рабов каждый, и только 2300 плантаторов имели более 100 рабов каждый [16].
Основным центром плантационного хозяйства Юга являлся так называемый «Черный пояс», который начинался в юго-восточной Виргинии, проходил узкой полосой по Северной Каролине, захватывал почти всю Южную Каролину, пересекал по диагонали центр Джорджии, рассекая штат на северную и южную части, полосой проходил по южной части Алабамы и расширялся, занимая широкую полосу вдоль реки Миссисипи, уходя в восточную часть Техаса. Большинство населения в «Черном поясе» составляли негры-рабы. В годы войны это был основной экономический центр Конфедерации, одновременно и важнейший центр негритянского освободительного движения [17].
Типичным штатом плантационного хозяйства являлась Южная Каролина. В 1860 г. цветное население штата составляло 412408 человек, в т.ч. около 10 тыс. свободных негров, белых насчитывалось 291300 человек. Подавляющее большинство негров-рабов Южной Каролины были заняты на хлопковых плантациях. Среди свободных негров были мелкие фермеры, арендаторы, мелкие торговцы. В городах штата имелась небольшая прослойка торговой и промышленной буржуазии.
В силу особенностей социально-экономического развития Юга буржуазия здесь была немногочисленна и слаба. Еще задолго до Гражданской войны в южных штатах появилась мелкая буржуазия, игравшая роль посредника при реализации продуктов рабовладельческого плантационного хозяйства. Но эта мелкая буржуазия, порожденная плантационной системой, была слаба в экономическом отношении и не оказывала серьезного влияния на внутриполитическое положение в южных штатах. В основном буржуазия Южной Каролины в период Гражданской войны поддерживала плантаторов-рабовладельцев [18]. А плантаторы Южной Каролины были инициаторами мятежа, и именно этот штат возглавил сецессионистское движение, первым выйдя из Союза [19].
Другим крупным центром рабского плантационного хозяйства являлся штат Миссисипи. В 1860 г. негритянское население штата составляло 437404 человека, из них всего около тысячи свободных. Белых насчитывалось 353901 человек [20].
Крупным центром плантационного хозяйства являлся также штат Луизиана. В 1860 г. цветное население штата составляло 350546 человек, белое – 357456 человек. Экономические и социальные контрасты в этом штате были более яркими, чем в Южной Каролине и Миссисипи. В Луизиане имелась значительная прослойка влиятельной торговой буржуазии, которая сбывала свой товар не только текстильным фабрикантам Севера, но и зачастую была связана непосредственно с торговыми фирмами Великобритании. Располагая большими капиталами, торговая буржуазия Луизианы оказывала значительное влияние на внутриполитическое положение штата. В годы войны крупные капиталисты и торговцы хлопком поддерживали мятежников, из их среды вышли многие лидеры Конфедерации [21].
Для всех этих трех штатов - Южная Каролина, Миссисипи и Луизиана – был характерен высокий процент негритянского населения. Те графства этих штатов, в которых негры не составляли большинства населения, были в основном заселены мелкими белыми фермерами [22]. Их хозяйство имело в значительной мере натуральный характер, и они не играли в экономике штатов какой-либо серьезной роли. Вообще, мелкие белые фермеры составляли самую большую группу нерабовладельческого населения Юга. На втором месте по численности шли белые бедняки, которых плантаторы презрительно называли «кракеры», «пожиратели земли» и т.п. Они проживали на окраинах плантаций и на неплодородных землях, зачастую имея несколько акров земли, которую они не обрабатывали. Существовали белые бедняки в основном за счет плантационной системы. Из среды этого своеобразного люмпен-пролетариата рекрутировалась армия надсмотрщиков, погонщиков и охранников рабов. Из них же формировался широко разветвленный карательный аппарат – система насилия, на которой держалось плантационное рабство негров [23].
Плантаторы Юга строили свое благополучие на эксплуатации черных рабов. И в силу этого они презирали все разновидности труда, которые лежали в основе социального благополучия северян – промышленное производство, торговлю, финансовую деятельность, фермерское хозяйство. И дело не только в плантаторах. Нищий белый бедняк, у которого не было палки, чтобы выгнать собаку из-под стола, гордился тем, что по своему социальному положению он выше негра-раба. А если ему удавалось стать надсмотрщиком или погонщиком рабов, его социальная гордость получала полное удовлетворение. И он с не меньшим, чем плантатор-рабовладелец, презрением относился к любому янки, северянину, который зарабатывал свой кусок хлеба на фабрике, заводе, в шахте, на ферме, в бизнесе [24].
Таким образом, накануне Гражданской войны Юг представлял собой типичный аграрный район, вся полнота власти в котором находилась в руках рабовладельцев (они же занимали господствующие позиции в органах государственной власти). И, хотя рабовладельческое хозяйство Юга играло важную роль в экономике страны, все же, оно являлось своеобразным «придатком» промышленности Севера.
1.2 Рабство и отношение к нему на Юге и на Севере. Движение аболиционистов
Рабство в США зародилось в XVII в.: в 1619 г., когда в Виргинии возникло представительское управление, в нее были ввезены первые черные рабы [25]. До конца XVII в. количество рабов оставалось относительно небольшим, но затем стало стремительно возрастать. Подавляющее количество рабов сосредоточилось в южных колониях, а почти половина их находилась в Виргинии.
Еще до того как 4 июля 1776 г. североамериканские колонии Англии, провозгласив независимость, стали самостоятельным государством, на этих землях сложилась социальная иерархия с двумя разновидностями – северной и южной. На Юге во главе ее находился состоятельный класс плантаторов (часто – потомков аристократических английских семейств), деловым придатком которого были торговцы, осуществлявшие массу операций, чересчур сложных для белоручек-аристократов и «недостойных» их. Необъятные плантации Юга – прежде всего табачные (с конца XVIII в. – хлопковые), а также сахарные, рисовые и всякие другие – обрабатывали негры-рабы, лишенные каких-либо прав.
История негров в Северной Америке сложилась так, что, являясь формально свободными (на Севере), они были, с точки зрения всех белых американцев в XVII – XVIII вв., существами низшей категории, а для южан – просто предметом домашнего обихода, бессловесными животными, отличавшимися от коров или лошадей только функциональным применением. «Добропорядочные» же северяне, в среде которых торговцы, а затем и промышленники играли ведущую роль, нимало не заботились о том, что происходило с «этими черными» на просторах южных плантаций. Впрочем, на самом Севере рабства не существовало. У части негров там даже были крохотные фермы, порой – лавчонки и мастерские, которые, правда, посещали только негры. Белые же снисходительно взирали на это, искренне радуясь своему «демократизму» [26].
Такое положение складывалось вплоть до начала 20-х гг. XIX в., когда в США появились не отдельные противники рабства (это было и прежде), а группы людей, все решительнее высказывавшихся против этого института, несовместимого с бурным развитием капитализма в стране и буржуазно-демократической этикой. В основном это был трудовой люд Севера и – в меньшей степени – Юга: фермеры, ремесленники, позднее – также промышленные рабочие, лучшая часть интеллигенции. Дело защиты прав негров на все то, чем пользовались белые граждане соединенных штатов, в 50-е гг. перестало быть монополией одиночек и небольших групп, получивших название аболиционистов [27], объективно став органической частью интересов буржуазии северных штатов, ибо процветавшее на Юге рабство и крупное землевладение сковывали развитие страны по капиталистическому пути. Однако плантаторская олигархия Юга не намерена была уступать. Более того, она жаждала распространить рабство и на территории остальных штатов, тем более что кризис рабовладельческого плантационного хозяйства к тому времени углубился, и в получении новых земель плантаторы видели свое спасение [28].
Вообще, движение против рабства было самым большим движением на протяжении всей истории США по числу участников и масштабам развернутой пропаганды, революционным движением, выполнявшим великую историческую задачу уничтожения рабства негров, ниспровержения политической власти рабовладельческой олигархии. Оно возникло в народе, черпало в нем поддержку и силы, и было связано с ним тысячей нитей. Движение состояло из ряда течений и групп. Тех, кто стоял за немедленное и безусловной освобождение рабов, называли аболиционистами [29].
Самым ярким проявлением движения аболиционистов в конце 20-х гг. стал памфлет, написанный Дэвидом Уолкером и опубликованный в «Фридомс Джорнэл». Памфлет содержал радикальную программу освобождения, и назывался «Призыв Уолкера в четырех параграфах, вместе с преамбулой, к цветным гражданам мира, но особенно и именно тем из них, которые находятся в США». Данный памфлет призывал негров к вооруженной войне против своих хозяев [30].
Зачинателем организованного аболиционистского движения был Уильям Ллойд Гаррисон. Сначала он исповедовал христианскую доктрину о непротивлении злу насилием. Но вскоре его взгляды изменились [31]: он выступал с воинствующей программой о немедленном освобождении рабов (хотя до конца был противником революционных действий).