С января 1831 г. Гаррисон стал выпускать еженедельную газету «Либерейтор» («Освободитель»), которая вскоре была запрещена на Юге [32]. Именно вокруг газеты Гаррисона стали группироваться противники рабства.
Со временем аболиционисты разделились на радикалов, поддерживавших идею незамедлительной отмены рабства, и умеренных, предпочитавших поэтапные политические меры по ограничению рабовладения [33]
4 декабря 1833 г. в Филадельфии открылся съезд антирабовладельческих организаций, стоявших на платформе немедленного освобождения рабов. Съезд объявил об учреждении Американского антирабовладельческого общества и о принятии устава (конституции) и программы (Декларации принципов) данного общества [34]. Общество объединило все важнейшие организации аболиционистов и положило начало организованному этапу в аболиционистском движении [35].
Умеренные аболиционисты, оказавшиеся в большинстве, организовали в 1840 г. партию Свободы, которая, дебютируя в том же году на президентских выборах, собрала всего 7 тыс. голосов. На выборах 1844 г. партию поддержали 63 тыс. человек. В 1848 г. партию Свободы сменила партия Фри сойл («свободная земля»), которая требовала запрета распространения рабства на новые территории – и этим и ограничивалась. Но и фрисойлеры не смогли оспорить позиции двух ведущих партий – вигов и демократов [36].
Экономический потенциал класса, его экономические позиции обычно находят соответствующее отражение в его политических позициях, в том объеме государственной власти, которым он располагает. Своеобразие истории США в период между революциями заключается в том, что, располагая сильнейшими экономическими позициями, буржуазия Севера не имела соответствующих позиций в федеральных органах власти. Вплоть до 1856 г. 11 из 16 президентов были южанами, большинство остальных тоже являлись орудием в руках рабовладельцев. Выдающийся руководитель негритянского освободительного движения Фредерик Дуглас заявлял: «Хозяева рабов были хозяевами республики, их власть была почти неоспорима, их сила непреодолима [37]».
Большое место в деятельности аболиционистов занимала подпольная организация помощи беглым рабам, носившая название «Подпольная железная дорога» [38].
«Дорога» не была ни «подземной», ни «железной»; по словам негритянской писательницы Генриетты Бакмастер, она являлась воплощением в действия антирабовладельческих убеждений. До 1831 г. данная организация называлась «подземной системой», а свое полное наименование получила, отдавая дань «чуду века» - появлению железной дороги. В организации было около 3211 постоянных агентов, которых называли «операторами» и «кондукторами». Два главных «маршрута» «дороги» проходили на западе через Огайо и Индиану в направлении Чикаго и района Великих Озер, на востоке – через Пенсильванию на Буффало, штат Нью-Йорк и штаты Новой Англии. Окончанием обоих часто была Канада [39].
Организация состояла из цепи явок, называвшихся «станциями»; «поездами» называли группы белых и негров, сопровождавших беглецов по ночам. «Маршруты» начинались на южных плантациях. Среди деятелей организации самыми известными были: семья священника Джона Ренкина; квакер Леви Коффин; выходец из рабовладельческой семьи Джон Фейерфилд; мулат Роберт Первис; бывшие рабы Джон Мейзон, Джосиа Хенсон, Уильям Стил, Гарриет Табмен (ее еще называли «Моисеем» негритянского народа) и многие другие [40]. Силами данной организации было освобождено около 100 тыс. негров.
Незадолго до начала военных действие аболиционисты получили своего первого мученика – человека, которого повесили 2 декабря 1859 г. за подготовку и осуществление вооруженного мятежа в Харперс-Ферри. Этим человеком был Джон Браун, фанатично ненавидевший рабство. Он и еще девятнадцать человек 16 октября захватили федеральный арсенал в Харперс-Ферри. Браун рассчитывал на то, что захват арсенала станет сигналом к восстанию рабов. После двухдневной перестрелки Браун и те из его людей, кто остался в живых, были взятии в плен морскими пехотинцами под командой полковника Роберта Э. Ли [41].
Восстание в Харперс-Ферри оказало на рабовладельцев всех южных штатов ошеломляющее действие: они поняли, что противники рабства способны не только разговаривать, но и действовать, и что они не остановятся и перед вооруженным восстанием.
1.3 Нарастание политических противоречий между Севером и Югом
Территориальную политику США за несколько десятилетий до Гражданской войны характеризуют несколько принятых компромиссных соглашений. Так, в 1820 г. был подписан так называемый Миссурийский компромисс между Севером и Югом. Он заключался в том, что на каждый принятый в Союз штат принимался один рабовладельческий. В том же году были приняты рабовладельческий Миссури и свободный Мэн [42], а по линии 36°30’ с.ш. была проведена условная демаркационная линия, выше которой могли образовываться только свободные штаты.
В 30-е годы вопрос о рабстве встал по-новому в связи с появлением радикальных аболиционистских обществ в северо-восточных штатах, которые требовали немедленной отмены рабства. В ответ на это в 1836 г. Конгресс США одобрил «правило кляпа», по которому все антирабовладельческие петиции, подаваемые в федеральные законодательные органы, регистрировались и без обсуждения клались «под сукно». Запрет на обсуждение рабства просуществовал до 1844 г [43].
С 1844 г. проблема рабства обрела остроту в связи с экспансионистскими планами США, направленными на завоевание Техаса, Нью-Мехико, Калифорнии, принадлежавших тогда Мексике. После войны с Мексикой (1846-1848), в результате которой Соединенные Штаты присоединили к себе Техаса, Нью-Мехико и Калифорнию, вопрос о распространении рабства на присоединенные территории стал главным в политических баталиях. Вариант, предложенный вигским интеллектуалом Клеем и одобренный в 1850 г., включал серию компромиссов: так, рабство допускалось в Нью-Мехико, но запрещалось в Калифорнии, в округе Колумбия отменялась работорговля, но одновременно сохранялся и усиливался закон о беглых рабах [44].
Компромисс 1850 г. стал последним в череде многочисленных соглашений Севера и Юга, отодвигавших проблему рабства на задворки национальной политики. Уже вскоре после его заключения обнаружилось, что возможности взаимных уступок исчерпаны [45].
До 1860 г. в стране действовал закон, по которому на каждый новый свободный штат, вошедший в состав Союза, в США принимался (или создавался) новый рабовладельческий штат. Таким образом, в масштабах страны создавался своеобразный баланс сил между свободными и рабовладельческими штатами [46].
Новый разворот американской истории был обусловлен несколькими конкретными драматическими событиями, произошедшими в 1854-1856 гг. Первым и главным среди этих событий стало принятие в 1854 г. Конгрессом США закона «Канзас – Небраска». Он был предложен Стивеном Дугласом, одним из лидеров Демократической партии, в связи с обсуждением вопроса о принятии в Соединенные Штаты двух новых территорий. Обе эти территории, Канзас и Небраска, лежали севернее 36°30’ с.ш. и согласно Миссурийскому компромиссу могли быть включены в США только в качестве свободных штатов. Дуглас же предлагал предоставить населению данных штатов право при помощи демократического референдума решить вопрос о разрешении или запрете рабства на их территориях [47]. Главным в законе «Канзас – Небраска» было то, что он создавал возможность проникновения и легализации рабства на территориях свободных штатов и изменял сложившийся политический порядок в пользу рабовладельческого Юга. И уже во время обсуждения и голосования закона «Канзас – Небраска» американские политики разделились главным образов по географическому, а не по партийному признаку. Это новое, секционно-географическое разделение американских политиков нанесло сокрушительный удар по прежней двухпартийной системе. И в середине 1854 г. большинство вигов и демократов из свободных штатов, объединившись с фрисойлерами, объявили о создании Республиканской партии, потребовавшей недопущения рабства на новых территориях. В результате этих перипетий с политической арены исчезли виги. Демократическая партия была ослаблена в меньшей мере, но, по сути, она переродилась, посвятив себя отныне защите рабства. С 1854 г. двумя главными политическими партиями являлись уже республиканцы и демократы, а разделял их вопрос о рабстве. С этого же года республиканцы стали олицетворять либерально-демократические идеалы, а демократы превратились в консервативную силу [48].
В 1854 г., сразу после принятия конгрессом США закона о праве новых территорий самим определять отношение к рабству, население Канзаса разделилось на две части. Одна часть проголосовала за антирабовладельческий порядок, а другая – за рабовладельческий. Вскоре противоречия переросли в малую гражданскую войну (1854-1856 гг.) [49].
Республиканскую партию можно определить как антирабовладельческую только с серьезными оговорками. С решительной критикой рабства, осуждением его как абсолютного зла, как и с требованием уравнения черных в правах с белыми, выступала фракция меньшинства, названного радикалами. Фракция большинства, лидер которого, Авраам Линкольн, был признан и вождем Республиканской партии в целом, осуждала рабство как главное препятствие для прогрессивного развития белой Америки, а интересы черных американцев воспринимала как второстепенные, а то и вообще игнорировала их [50].