Наталья Дубова
В 1981 году в библиотечке «Квант» вышла книжка под названием «Что такое ОГАС?»
В 1981 году в библиотечке «Квант» — популярном научно-техническом издании для молодежи — вышла книжка под названием «Что такое ОГАС?». В этой книге Виктор Михайлович Глушков вместе со своим соавтором, Валерием Яковлевичем Валахом, в доступной для молодого читателя форме рассказал о грандиозном проекте автоматизированного управления экономикой в общегосударственном масштабе. Проекте, за который Глушков сражался почти 20 лет и который так и остался его невоплощенной мечтой. Глушков был уже тяжело болен, когда об ОГАС написала «Правда». Это дало ученому надежду на то, что уже почти похороненный проект обретет второе дыхание и социалистическое хозяйство советской страны получит шанс выйти из состояния стагнации. Но в январе 1982 года Глушкова не стало, и окончательно ушла в небытие идея построения ОГАС.
Сохранился подробный рассказ Глушкова о всех перипетиях борьбы за создание Общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС). Его записала на магнитофон дочь ученого Ольга за две недели до смерти своего отца.
Все начиналось в 1962 году, когда Косыгин поставил перед Глушковым задачу разработать общегосударственную автоматизированную систему управления экономикой. Идею такой системы Глушков высказывал президенту АН СССР Келдышу, тот и привел ученого к достаточно прогрессивно мыслившему по тем временам заместителю Председателя Совмина СССР. Это были очень смелые идеи, ведь в случае реализации проекта партийная и хозяйственная номенклатура лишилась бы безграничной власти над всем и вся в экономике, а управление экономическими процессами было бы поставлено на объективную основу.
В маленькой популярной брошюрке Глушков излагает очень серьезные, принципиальные положения: о все возрастающей сложности задач управления экономикой, об «информационном взрыве» — гигантском увеличении информационных потоков в области планирования и управления производством, о том, наконец, что усовершенствовать планирование и управление невозможно без автоматизации процессов обработки этих информационных потоков.
В том и состояло, по замыслу Глушкова, основное назначение ОГАС — с помощью вычислительной техники «обуздать» потоки экономической информации, получить в памяти ЭВМ объективный образ происходящих в экономике процессов, обеспечить управленцев оперативными и точными данными, научиться моделировать и прогнозировать экономическое развитие. Технически ОГАС представлялась ему как единая, масштаба всей страны, система из тысяч вычислительных центров, отдельных АСУ предприятий и автоматизированных систем отраслевого управления. Поэтому ключевым моментом для реализации ОГАС было создание Единой сети вычислительных центров.
Сеть должна была объединить 100-200 крупных вычислительных центров в промышленных городах и экономических центрах. Глушков выдвинул оригинальную идею использовать для такого объединения широкополосные каналы связи в обход каналообразующей аппаратуры. Это позволило бы «переписывать информацию с магнитной ленты во Владивостоке на ленту в Москве без снижения скорости. Тогда все протоколы сильно упрощаются, и сеть приобретает новые свойства». Система замышлялась двухъярусной — помимо базовых крупных вычислительных центров, в сеть должны были включаться порядка 20 тыс. ВЦ предприятий и организаций, занимавшихся непосредственной обработкой экономической информации. В рамках ОГАС задумывалось также развертывание распределенного банка данных и разработка системы математических моделей управления экономикой. Предполагалось, что из любой точки системы можно будет получить доступ к любой информации, конечно, при наличии соответствующих полномочий, которые проверялись бы автоматически.
Готовя проект, Глушков детально изучил, как функционирует наша экономика. Он обладал большими полномочиями: «Я имел возможность прийти в любой кабинет — к министру, председателю Госплана — и задавать вопросы или просто сесть в уголке и смотреть, как он работает». Помимо знакомства со стилем работы высших органов управления, Глушков активно ездил по стране, изучал работу заводов, шахт, железных дорог. За один 1963 год Глушков посетил больше сотни объектов народного хозяйства, а затем в течение еще десяти лет их число многократно увеличилось.
Два года ушло на то, чтобы превратить идею в стройный проект. И больше полутора десятилетий — на то, чтобы пытаться убедить власть предержащих в необходимости его реализации. Не нужна была партаппарату система, которая точно знала, что происходит в экономике. И руководителям предприятий такая система была не нужна. Ведь тогда действовало негласное правило: хороший директор тот, кто может выбить в министерских коридорах низкий план, чтобы иметь гарантированное материальное вознаграждение на проценты с выполненного плана. Значит, надо любой ценой скрывать свои внутренние ресурсы, не выпускать «наверх» объективную информацию о состоянии дел в подведомственном хозяйстве. Поэтому, кстати, в отличие от счетных суперЭВМ не получили в нашей стране большого распространения «бизнес-машины», предназначенные для планово-экономических задач.
Не будем заниматься анализом пороков советской экономики. Ясно одно — уже сильно больная система отторгала мощное и эффективное средство лечения, которое предлагал Глушков. Проект был представлен Правительству СССР в 1964 году, а в 1981-м, когда библиотечка «Квант» рассказала о перспективах ОГАС, все оставалось на бумаге. Сначала восстало руководство ЦСУ, затем пошли бесконечные комиссии по изучению проекта, не дававшие делу сдвинуться с мертвой точки. В конце 60-х, когда появилась информация об американской сети ARPANET, советское руководство забеспокоилось и снова заинтересовалось сетевым проектом Глушкова. И снова высокие комиссии, заседания, постановления, и снова — затишье.
В 70-х материалы об ОГАС были рассекречены, в 1972 году проект упоминался в директивах XXIV съезда КПСС. И в это же время появляются резкие антиглушковские публикации в западной прессе. Они, с одной стороны, предостерегали власти, что Глушков намерен заменить кремлевское руководство вычислительными машинами. С другой — должны были подействовать на интеллигенцию: автор одной из статей выдвигал версию о том, что сеть с банками данных делается по заказу КГБ для тотальной слежки за советскими гражданами. Глушков был убежден, что причиной этой вакханалии были небезосновательные опасения, что ОГАС сможет значительно укрепить экономику СССР. Одновременно формировалась мощная оппозиция идеям Глушкова со стороны советских экономистов.
Глушков вновь опередил свое время. Трагичность ситуации в том, что воплощение его замыслов могло бы изменить судьбу не отдельного научного направления, но всей страны. Хотя, как известно, история сослагательного наклонения не терпит.