Смекни!
smekni.com

Артиллерия перед началом войны 1914-1918 гг. (стр. 3 из 3)

В этом отделе были помещены способы пристрелки и ведения стрельбы, которые доказали свою жизненность и целесообразность настолько, что попали в официальные правила стрельбы, по еще не настолько, чтобы их все признали и перестали считать «особыми случаями». А так как в этом отделе наряду с ценными способами, с трудом пробивавшимися сквозь крепкую стену консерватизма и рутины, помещались и старые, негодные приемы, переходившие из издания в издание по традиции, то войсковому командиру было очень трудно самостоятельно разбираться в сравнительной ценности различных изложенных там способов, а он, если и читал этот отдел из добросовестности, то, во всяком случае, избегал пользоваться его советами.

Германские правила стрельбы были наименее разработанными, и стрелковая подготовка германских офицеров была наиболее слабой. Эта их слабость не компенсировалась даже высокой тактической выучкой и привычкой к взаимодействию.

Наконец, следует отметить, что подготовке командного состава запаса в стрелково-артиллерийском отношении во всех странах было уделено слишком недостаточное внимание, и когда эта масса офицеров была призвана в армию, уровень стрелковой подготовки армии резко снизился.

Достаточно указать, что известный германский артиллерист ген. Роне, выступая против шрапнели, выдвигал в числе первых аргументов соображение об общепризнанной слабости стрелковой подготовки офицеров запаса и о трудности пристрелки и стрельбы шрапнелью, требовавшей при тогдашней многоорудийной батарее весьма совершенной подготовки и большой натренированности.

А поэтому, указывая, что средний комсостав (до командиров батарей включительно) во время войны будет и большей части состоять из командиров запаса, он считал, что теоретические преимущества шрапнели не оправдывают практического неумения ее использовать, и требовал исключения или резкого уменьшения числа шрапнелей в боевом комплекте.

Эта оценка, данная Роне подготовке командиров запаса в германской армии, была целиком справедлива и для всех остальных армий. [26]