Г.А.Ефремов, профессор
Предпосылки создания крылатых ракет
Уже в первые послевоенные годы авианосные ударные соединения и другие группировки надводных кораблей США, а затем и НАТО создали угрозу нападения на территорию нашей страны с морских направлений. Борьба с надводными кораблями, и в первую очередь с авианосцами, с помощью традиционных видов оружия (артиллерии, торпед, мин, бомб) стала весьма проблематичной. Необходимо было искать новые средства борьбы, которые могли бы сочетать в себе большую дальность действия, высокую точность попадания, достаточную разрушительную силу, возможность массированного применения, маневрирования на траектории полета, возможность использования в различных метеорологических условиях и ряд других тактических свойств. Таким видом вооружения могли стать специализированные комплексы противокорабельных самонаводящихся крылатых ракет (КР). Проведенные исследования позволили найти единственно правильный путь решения проблемы: без уравнивания сил флотов по тоннажу противопоставить флотам США и стран НАТО соответствующий ударный потенциал. Это был свой национальный путь создания новых боевых средств - противокорабельных крылатых ракет (ПКР) - и вооружения ими подводных лодок и надводных кораблей.
Во-первых, крылатые ракеты при большой дальности полета дают возможность кораблю занять наиболее удобную позицию для атаки, первому нанести удар, оторваться от противника после решения боевой задачи, возможность использовать запас дальности для осуществления тактических маневров ракеты на траектории. Во-вторых, большая скорость полета позволяет быстро пройти зоны противодействия цели и затрудняет перехват крылатой ракеты в полете. В-третьих, имеется возможность использования ракетой различных высот полета: основную часть траектории полета ракета на “маршевом участке” летит на большой высоте при малом аэродинамическом сопротивлении, а перед целью - переходит на малую высоту, затрудняя ее перехват; кроме того, КР может совершить, при необходимости, на всей территории пролета различные маневры по курсу.
Для реализации требований к траектории полета наиболее приемлемым явился турбореактивный двигатель (ТРД), хорошо освоенный промышленностью с большим опытом его эксплуатации.
Возможность попадания в подвижные малоразмерные морские цели достигается размещением на борту КР специальных систем управления и собственными динамическими характеристиками ракеты, позволяющими наводиться на корабль. Системы управления могут строиться на основе комплексирования различных информационных каналов, позволяющих устойчиво функционировать в условиях сложной помеховой обстановки.
Энергетические характеристики и конструкторско-компоновочные решения позволяют разместить на КР мощную боевую часть (БЧ). Для повышения разрушительного действия обеспечиваются наиболее благоприятные условия подрыва БЧ внутри корпуса корабля, в его наиболее уязвимых местах.
Кроме того, крылатые ракеты позволяют реализовать целый ряд технических решений, повышающих тактические характеристики этого вида оружия. В частности, к ним можно отнести возможность размещения на борту КР станции активных помех, способной воздействовать на средства перехвата; возможность использовать специальные радиопрозрачные покрытия и материалы и различные конструктивные решения, позволяющие снизить заметность ракет в различных частотных диапазонах, и многие другие решения. Также крылатые ракеты можно применять, используя залповый метод стрельбы, осуществлять рациональное их взаимное построение на траектории полета.
Перечисленные возможности в наибольшей степени определяют высокую эффективность комплексов ПКР. Однако достичь максимальных значений по всем параметрам одновременно не представляется возможным. При проектировании необходимо добиться оптимального уровня всей совокупности параметров с учетом их вклада в эффективность, надежность, стоимость, реализуемость, удобство в эксплуатации. В процессе создания комплексов с ПКР максимально используются научно-технические достижения в различных отраслях науки и техники.
Оригинальные научно-технические решения позволили противокорабельным комплексам с крылатыми ракетами, созданными НПО “Машиностроение”, оставаться наиболее эффективным оружием борьбы с надводными кораблями, а также быть конкурентоспособными на мировом рынке вооружений, что не менее важно в настоящее время.
Крылатые ракеты для поражения береговых целей
В середине 50-х годов соответствующими постановлениями правительства на НПО “Машиностроение” (ОКБ-52), возглавляемого главным, а затем генеральным конструктором академиком В.Н.Челомеем, были возложены задачи разработки новых образцов вооружения для ВМФ. На предприятии имелся ценный опыт разработок семейства авиационных крылатых ракет типа 10Х для поражения наземных целей. Однако необходимо было создать принципиально новый вид оружия, которое можно было бы разместить на подводной лодке для стрельбы по береговым целям. Этот комплекс получил название “П-5”.
Проектирование комплекса влекло за собой решение целого ряда проблем, связанных с созданием малогабаритной и надежной системы управления, маршевого двигателя, хранением, транспортировкой и стартом КР, размещением на носителе самих ракет и их автоматизированной системы управления и т.д.
Проектирование комплекса П-5 базировалось на оригинальных решениях лично В.Н.Челомея, связанных с размещением ракеты со сложенными крыльями в герметическом контейнере и стартом ее из контейнера с нулевых направляющих с автоматическим раскрытием крыльев в воздухе, что, в свою очередь, дало возможность разместить на носителе достаточное количество контейнеров. Ракета имела нижнее расположение вертикального оперения и воздухозаборника. В качестве двигателя использовался специально разработанный короткоресурсный турбореактивный двигатель. Стартовый агрегат состоял из двух твердотопливных двигателей, скрепленных силовой траверсой. На ракете устанавливалась гироскопическая помехоустойчивая система управления, обеспечивающая стабилизацию и приведение ракеты к заданной пели.
Новые принципы, положенные в основу проекта П-5, потребовали проведения большого объема исследовательских, конструкторских, расчетно-теоретических и экспериментальных работ, а также обширной программы летных испытаний. Генеральный конструктор в своей работе опирался на сплоченный коллектив талантливых специалистов-единомышленников, творческая и организаторская энергия которых была направлена на решение поставленных сложных задач. В него входили, прежде всего, конструкторы-исследователи: Г.А.Ефремов - руководитель проектного комплекса, с 1984г. генеральный конструктор, В.А.Модестов - руководитель всех аэрогидродинамических и баллистических исследований. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии; С.Б.Пузрин - руководитель теоретико-экспериментального направления, лауреат Ленинской премии; В.В.Сачков - руководитель направления бортовых систем управления и автоматики. Герой Социалистического Труда; М.И.Лифшиц - руководитель испытательного комплекса. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии; А.И.Коровкин - руководитель конструкторского комплекса, лауреат Ленинской премии; А.И.Валединский - руководитель направления маршевых и стартово-разгонных двигателей; А.Г.Жамалетдинов - руководитель отдела бортовых систем крылатых ракет, И.К.Денисов - главный инженер опытного производства, лауреат Государственной премии, и много других талантливых специалистов.
При создании комплекса П-5 были решены сложнейшие научно-технические проблемы. Наиболее значительным стало решение проблем старта ракеты непосредственно из контейнера со сложенными крыльями и раскрытие их в полете за минимально возможное время. В связи с этим были проведены экспериментально-конструкторские работы, обеспечивающие надежное срабатывание агрегата раскрытия крыла, результатом которых стало создание автомата, раскрывающего крылья еще до выхода КР из контейнера. В дальнейшем это конструктивное решение использовалось на всех последующих комплексах с КР.
Отличительной особенностью стиля работы генерального конструктора В.Н.Челомея являлось его стремление при решении сложных технических проблем всегда тесно сотрудничать с академической наукой. Так, при рассмотрении вопросов старта КР из контейнера большую теоретическую помощь оказал академик И.Н.Боголюбов, фундаментальные исследования которого явились теоретической основой для анализа динамических процессов движения ракеты после выхода из контейнера, что позволило оптимизировать увязку параметров ракеты и системы управления.
Перспективное техническое решение задачи старта с качающегося основания практически с “нулевых” направляющих использовалось в последующих проектах КР не только для подводных лодок, но и для надводных кораблей, а также береговых установок.
После проведения обширной программы Государственных испытаний комплекс был принят на вооружение ВМФ в конце 50-х годов.
На базе КР П-5 в течение 1958-1959гг. было проработано более 10вариантов модификаций, из которых наибольшее применение получил комплекс П-5Д, с радионавигационной станцией более высокой точности и усовершенствованной бортовой аппаратурой. После успешного проведения полного объема испытаний комплекс П-5Д также был принят на вооружение подводных лодок проектов 644, 655 и 659.
Первые противокорабельные комплексы
Постановлением правительства в 1956г. НПО “Машиностроение” для ВМФ была поручена разработка двух первых ракетных комплексов загоризонтного поражения целей - П-6 и П-35. Следуя принципу преемственности, в комплексах П-6 и П-35 было использовано все лучшее от комплексов П-5 и П-5Д.
Однако для реализации основных требований тактико-технических заданий на комплексы, и в частности на комплекс П-6, ряд задач решался заново. Так, на этом комплексе осуществлена возможность избирательного поражения подвижной цели, находящейся за радиолокационным горизонтом; обеспечено производство залповой стрельбы; введен противозенитный маневр; создана и отработана новая, более совершенная система управления, включающая в себя радиолокационную головку самонаведения; разработан радиопрозрачный обтекатель.