Смекни!
smekni.com

Корабельные автоматизированные системы управления (стр. 2 из 3)

БИУС “Корень” в 1967г. успешно прошла государственные испытания и была установлена на противолодочный крейсер “Москва”. Главный конструктор системы - В.3.Абрамов. В последующем была разработана модификация БИУС типа “Корень” в части выработки плана целераспределения средств ПВО на самооборону. Ею были вооружены большие противолодочные корабли. Все это, в конечном счете, позволило упростить работу операторов и начальника ПВО, повысить оперативность и обоснованность в оценке и анализе обстановки при выработке целераспределения средств ПВО. Однако при реализации выработанного плана целераспределение зенитных огневых средств (ЗОС) корабля по-прежнему было не автоматизировано. Поэтому отражение массированных налетов оставалось трудной проблемой для тактической группы кораблей.

Вычислительные возможности БИУС типа “Корень” даже для своего периода были явно недостаточными, что потребовало перехода ко второму поколению корабельных систем автоматизации управления. С этой целью в конце 60-х и начале 70-х годов НИУ МО выполнили ряд комплексных НИР по проблемам повышения эффективности боевого использования оружия и радиоэлектронных средств (РЭС) кораблей в составе тактических групп за счет автоматизации управления. По результатам работ было разработано техническое задание на новое поколение БИУС “Аллея-2” для тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР), в котором уже технически были объединены и значительно расширены функции систем “Море-У” и “Корень”. Работы велись НПО “Марс” под руководством Ю.М.Ковальского и главного конструктора В.И.Кидалова. Научное руководство и сопровождение от ВМФ осуществляли В.А.Шилов, А.Б.Рожков, Н.Г.Никитин и В.К.Коваль. Опытный образец БИУС “Аллея-2”, установленный на ТАВКР “Киев”, успешно выдержал испытания и в 1976г. был принят на вооружение.

С появлением низколетящих противокорабельных ракет возникла новая научная проблема совершенствования контура ПВО в части оптимального распределения управленческих функций между средствами управления, входящих в этот контур. Поэтому при создании очередной модификации БИУС второго поколения особое внимание было уделено решению этой проблемы. В результате для головного ТРКР “Киров” была разработана БИУС “Аллея-2М”, успешно прошедшая государственные испытания в 1980г. За счет внедрения автоматизированного режима работы удалось значительно сократить время от обнаружения цели до схода зенитных управляемых ракет (ЗУР).

К началу 80-х годов на вооружении надводных кораблей находилось несколько десятков БИУС первого и второго поколений.

В основу разработки БИУС третьего поколения для НК был положен, так же как и для ПЛ, принцип базовости. Техническая политика создания БИУС, а также военно-научное сопровождение их в организациях промышленности осуществлялись под руководством В.С.Бабия при участии Л.Б.Ивановского, В.А.Шилова, А.Д.Сорокина и других.

Базовая БИУС “Лесоруб” создавалась в НПО “Марс” под руководством В.П.Тодурова. Она была предъявлена на государственные испытания в 1980г. Переход к элементной базе третьего поколения позволил значительно улучшить ТТХ БИУС, повысить степень автоматизации процессов, обоснованность и оперативность принимаемых командованием решений при меньших массогабаритных характеристиках технических средств. Однако достичь полной комплексности в автоматизации процессов ведения боевых действий кораблем в составе тактических групп не удалось.

В начале 80-х годов в ряде комплексных НИР, проводившихся под научным руководством Ю.В.Алексеева в ВМФ и Б.С.Сыромятникова в промышленности, была показана системообразующая роль корабельных АСУ и сделан вывод о том, что достигнуть качественно нового уровня в автоматизации процессов управления корабельным оружием и радиоэлектронным вооружением (РЭВ) возможно только путем интеграции всех корабельных систем и комплексов управления в единую АСУ. Под научным руководством Ю.П.Блинова была разработана концепция создания единой АСУ надводного корабля. В работе было показано, что только в случае создания АСУ возможно исключение необоснованного дублирования технических средств и специального математического обеспечения, исключения или сведения к минимуму системных просчетов в проектировании корабельных систем, решающих в едином цикле одну боевую задачу. Однако это требовало изменения организации научных обоснований, структуры заказов, перехода к целевой комплексной программе, выполняемой головными предприятиями под руководством единого заказчика. Поэтому на первом этапе предлагалось перейти к формированию на кораблях боевых контуров управления оружием ПВО, ПЛО и УРО. Это направление впервые реализовано при создании ТАВКР “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” и ТРКР “Петр Великий”. Однако это не позволило полностью обеспечить оптимальное функционирование корабельного оружия и РЭВ, так как увязка устанавливаемых на корабль систем осуществлялась уже на заключительных этапах их постройки.

В ходе дальнейшего совершенствования корабельных АСУ были обоснованы предложения о выделении из БИУС функций, связанных с управлением силами и оружием корабельного соединения, возложив на БИУС только задачи управления оружием и техническими средствами корабля. Так появились первые АСУ четвертого поколения - БИУС “Трон” и комплекс средств автоматизации тактической группы “Дипломант”, установленные на СКР .“Неустрашимый”. В этих системах впервые был реализован принцип распределения обработки информации, что позволило значительно повысить надежность управления. В обоснование систем четвертого поколения много творческого труда вложили Ю.П.Блинов, А.М.Зубаха, Т.В.Казарцева и Д.О.Семенов. Разработчиком систем являлось НПО “Марс” - главный конструктор В.В.Кучук.

Проблема автоматизации управления летательными аппаратами с надводных кораблей возникла в связи с необходимостью организации взаимодействия между ними в процессе решения совместных боевых задач. Научно-исследовательские работы по решению этой проблемы были начаты в 1950-1952гг. и велись по направлениям создания системы автоматизации управления боевыми действиями авиации, системы обеспечения навигации и посадки летательных аппаратов. В работах принимали активное участие Д.Г.Регинский, Е.Т.Липатов, М.Г.Барабаш и другие.

Проблема автоматизации управления корабельной авиацией ВМФ обострилась в период создания ТАВКР, вооруженных многоцелевыми самолетами корабельного базирования - Як-38, Су-27К. Решение этой проблемы осложнялось рядом особенностей боевого использования корабельной авиации, к основным из которых относятся: большое количество одновременно управляемых летательных аппаратов в воздухе; ограниченные возможности корабля по размещению пунктов управления авиацией; подвижность корабля; одновременное использование корабельных РЛС для управления авиацией и другими средствами.

К решению вопросов по автоматизации управления корабельной авиацией были привлечены: Московский НИИ приборной автоматики, Московский авиационный институт, НИИ авиационных систем, ряд конструкторских бюро. Первоначально реализация этих исследований нашла отражение в виде внедрения в БИУС отдельных задач наведения истребительной авиации с надводных кораблей.

В связи со строительством ТАВКР научными коллективами ВМФ ( 14-й НИИ МО, 24-й ЦНИИ и филиал 30-го НИИ МО) была разработана концепция создания корабельных АСУ авиацией ВМФ. Уже для четвертого корабля этого проекта были разработаны: автоматизированный комплекс боевого управления “Тур”, комплекс наведения истребительной авиацией “Газон” и радиотехническая система ближней навигации и посадки летательных аппаратов “Резистор”.

Автоматизированный комплекс боевого управления летательными аппаратами разрабатывало НПО “Марс” (главный конструктор В.Д.Бадаев). Комплекс обеспечивал: управление с ТАВКР штурмовой авиацией, корабельными вертолетами и самолетами специального назначения, а также постановку задач пункту наведения истребительной авиации.

Разработчиком комплекса наведения являлось НПО “Протон” - главный конструктор Ю.Ф.Алексеев. Комплекс обеспечивал наведение с корабля на воздушные цели как корабельной, так и береговой истребительной авиации.

Разработку радиотехнической системы ближней навигации посадки выполнил НИИ измерительной техники под руководством главного конструктора А.М.Брегина. Система обеспечивала управление полетами в ближней зоне и управление посадкой корабельных летательных аппаратов.

В разработке и научном сопровождении систем принимали участие ведущие ученые ВМФ: В.М.Ростиславский, Г.И.Максимов, Ю.И.Артемьев, В.А.Пегушин, Ю.А.Сараджим и другие.

Высокие тактико-технические требования, предъявляемые к БИУС, могут быть удовлетворены при условии создания эффективных средств цифровой вычислительной техники, способных функционировать в корабельных условиях. Так возникла проблема минимизации их весов и габаритов при условии соблюдения требований по вычислительной мощности и обеспечения работы БИУС в мультизадачном режиме в реальном масштабе времени.

Решение проблемы связано с созданием базовых средств и систем ЦВТ. К 1970г. был разработан первый базовый корабельный цифровой вычислительный комплекс (ЦБК) “Азов”, который явился ядром корабельных БИУС второго поколения. К концу 1975г. разработан и внедрен в серийное производство корабельный ряд базовых унифицированных ЦБК третьего поколения - “Арфа”, “Атака”, “Карат”.